Святой Дух — это художник, Который творит нашу человечность

Колонки

Наша проблема со Святым Духом заключается в неспособности сформировать правильный образ. То есть, если вообще можно говорить о проблемах с одним из трех Божественных Лиц, которые вместе образуют Святую Троицу. Конечно, эта трудность не является уникальной для Святого Духа, она лишь более выражена. Бог Отец — не старик с длинной белой бородой, а Бог Сын, некогда ходивший среди нас, несомненно, был более смуглым, чем многие из нас себе представляют.

Пытаясь представить себе Святого Духа, мы не можем вызвать в памяти, даже неточно, кого-то, кто соответствует нашей собственной человечности. Может быть, в этом и есть смысл. Возможно, делая Параклета известным нам, Иисус намеренно блокировал наши попытки создать образ. Изображения, как однажды заметил великий философ, могут держать нас в плену. Возможно, говоря только о «Святом Духе», Господь хотел избавить нас от еще одного неверного образа Бога.

В своем новом романе «Расплата» (2020) Мэри Гордон не рисует образ Святого Духа, но есть отрывок, который действительно может дать нам намек. Прожив много лет в Италии, Агнес Воган становится лицензированным реставратором художественных шедевров. Когда вся страна представляет собой один большой сундук с сокровищами, эта профессия просто необходима. Агнес предпочитает работать над средневековыми статуями: «Объекты, подлежащие ремонту, почти всегда священны… почти всегда являются предметом молитвы… чувство, что они несут в себе настоятельные потребности людей, которые год за годом просят о помощи».

Это контуры Святого Духа, место, где человеческое — наши заботы и тревоги — достигает Божественного. Лучше сказать, это место внутри Божественного, где человеческое находится в гнезде. Конечно, Бога нельзя разделить, даже концептуально. Мы можем только набросать контуры Святого Духа, глядя на границы нашей собственной человечности.

Агнес предпочитает:

Реставрировать работы, которые были сделаны из самого естественного, наименее дорогого материала — дерева, работы, которым молились, которые целовали и ласкали и верили, что они излечат чуму, или бесплодие, или сердечную боль… Ни одна картина не могла повторить то, чего достигли эти работы; вытравленная печаль скорбящей Матери, подъем бедра молодой Мадонны, несущей своего ребенка, игривое хватание ребенка за подбородок матери… эти скульптуры, по ее мнению, не имели себе равных в том, что они говорили о хрупкости жизни, и при этом о неугасимой жизненной силе. Но отсутствие рук, пробелы или ссадины… ее скульптуры могли поглотить их и все равно подарить зрителю возможность восторга, который возникает от скромно задуманных великих произведений искусства. И как она почитала художников, которые не чувствовали необходимости оставлять свои имена, которые с усердием работали над невидимыми задниками произведений, которые будут прикреплены к стене или установлены так высоко, что ни один глаз не сможет увидеть совершенство деталей.

Старинная деревянная статуя, вырезанная так, чтобы выразить тоску человеческого сердца, является исключительно хорошим знаком Святого Духа, потому что, когда мы действительно радуемся или унываем, наша человечность открывается тому, что больше, чем человек. Она открывается Богу. Что бы еще о них ни говорили, ликование и боль показывают, что мы созданы, что мы покоимся в чем-то большем, чем мы сами.

Считается, что Микеланджело говорил, что когда он высекает статуи, он просто убирает все, что не похоже на законченный шедевр, который он себе представлял. Именно так Святой Дух высекает нас. Мы — произведение искусства. Мы — то, что появляется в результате действия Духа.

Святой Августин говорил, что если мы хотим увидеть Бога, нам не нужно подниматься на гору, расположенную далеко над безумной толпой. Нет, Бог сказал нам исследовать неровные края сердца.

«Близок Господь к тем, … чей дух сокрушен.» (Пс 33:19).

Какая удивительная вещь: Он обитает на высотах и приближается к смиренным. Он взирает на смиренных, а о высоких знает издалека

Гордых Он видит издалека, и чем выше они себя считают, тем меньше Он приближается к ним. Итак, вы искали гору? Спуститесь, чтобы достичь его. Но вы хотите взойти? Поднимайтесь, во что бы то ни стало, но не ищите горы. Горы были в его сердце — говорит псалом — в долине плача (Гомилия 15:25 на Евангелие от Иоанна).

Искусство раскрывает художника. Увидеть человеческое сердце — значит увидеть его Творца. Мы видим, как Дух работает над шедевром, который мы называем «человеком». Посмотрите на границы своей собственной человечности. Вы все еще не сможете изобразить Святого Духа, но, тем не менее, вы узнаете, кем на самом деле является этот безымянный, смиренный художник.

Свящ. Терранс В. Клейн

— священник епархии Додж-Сити и автор книги «Тщеславная вера.

Журнал Америка

Расскажите друзьям