Ситуация в Афганистане. Три христианских размышления

Диалог

Войска США покидают Афганистан, что приводит к катастрофическим последствиям. Различные СМИ — независимо от их политических пристрастий — представляют нам шокирующие картины людей, готовых на все — даже прижаться к улетающему самолету — лишь бы избежать надвигающегося ужаса возвращения талибов. Кажется, что ответ на вопрос, что еще может объединить нас, плюралистическое общество, наконец-то найден; больше не будут ломать копья и разбиваться на противоборствующие лагеря, потому что суровая правда стала очевидной.

Свои размышления предлагают Яна Йерума-Гринберга, президент Англиканско-лютеранского общества, Петерис Эйзанс, баптистский пастор, основатель Балтийской глобальной инициативы и организатор благотворительной кампании «Звезда на Востоке» и Август Колмс, главный редактор латвийского сайта Tuvuma.

Яна Йерума-Гринберга: Как мы можем поддержать женщин Афганистана?

Сегодня вечером я слушаю и смотрю новости из Афганистана, и мое сердце разрывается. Люди настолько отчаялись, настолько напуганы возвращением талибов к руководству страной, что цепляются за двери и крылья самолетов, лишь бы был хоть какой-то шанс спастись. Те, кто работал с американскими или британскими военными в качестве переводчиков или шоферов, прячутся или едут в аэропорт, надеясь, что дипломаты и благотворительные организации все-таки заберут их, потому что — оставаясь в своей стране — они знают, что рискуют своей жизнью и жизнью своих семей. Женщины бегут в магазины, чтобы купить ненавистные хиджабы, и идут в дом, чтобы сжечь свои университетские дипломы, потому что ворота свободы снова закрываются перед ними. Сегодня утром по BBC молодая женщина рассказала, что она пришла в свой офис на работу, но ей сказали: Вы уволены, потому что с этого момента мы будем нанимать только мужчин.

Министр обороны Великобритании Бен Уоллес в радиоинтервью по поводу катастрофических событий… плакал. Kyrie eleison.

Что это означает для нас на Западе? Во-первых, мы должны знать, что Афганистан всегда был неспокойной страной; территория, за которую боролись местные военачальники из разных племен, а также иностранные державы, пытавшиеся склонить эту гордую землю к своей воле — британцы, русские, советские, американцы и т.д. Какую роль сыграли современные вооруженные силы в сегодняшней катастрофе, возможно, историки когда-нибудь смогут судить объективно. Но во-вторых ясно, что при прежнем правительстве талибов Афганистан был рассадником терроризма и штаб-квартирой отрицателей прав человека.

Отсюда и хаос в аэропорту, потому что люди действительно спасаются от надвигающегося террора. Как мы будем реагировать на надвигающийся поток беженцев? Как мы попытаемся поддержать женщин, которые, вероятно, станут самыми большими жертвами обновленного режима «Талибана»? Как мы можем поддержать небольшую горстку христиан в воинствующем исламском государстве?

Добрый Пастырь, ни один беженец не является чужим перед Тобой, и никто не находится вдали от Твоих любящих рук. Мы просим Тебя защитить семьи беженцев и детей на пути к убежищам в незнакомых местах. Защищай их души и тела. Исцели сердца беженцев, переживших невообразимые трагедии и травмы. Аминь.

Петерис Айзанс: Отделить человека от идеологии

Зрелая личность характеризуется способностью принимать реальность такой, какая она есть. Травмированная личность создает проекцию реальности, которую она хочет, и воображает, какой она хочет быть. Это не приводит к хорошим последствиям в долгосрочной перспективе. Что более точно отражает идеологическое ядро ислама? Или вечно улыбающийся продавец кебабов в соседнем квартале, который не читает Коран ежедневно? Или же талибы, которые строго придерживаются исламского Корана и хадисов, представляют более подлинный ислам?

Западники могут продолжать делать вид, что талибы — это отклонение от идей Мухаммеда, но послушайте, что говорит командир Мухаммед Ариф Мустафа в интервью CNN (см. минуту 3): «Мы верим, что однажды исламский закон будет править не только в Афганистане, но и во всем мире. Мы не торопимся, но верим, что однажды это произойдет. Джихад не закончится до последнего дня».

Европейские журналисты, политологи, эксперты, игнорирующие это, считают, что истинное лицо ислама — это улыбающийся сосед или добродушный продавец в кебабной, а фундаменталистов, строго придерживающихся учения Мухаммеда, можно игнорировать без последствий. Мы можем видеть, куда это диванное экспертное мышление привело Афганистан. Некоторые люди считают, что Европе ничего не угрожает. Так говорят те, кто не знает высказываний моджахедов: «Они владеют часами, но мы владеем временем».

Как теолога, меня учили серьезно относиться к религиозным текстам и их интерпретации. Нет, у меня нет степени по исламоведению, но я читал исламские религиозные тексты и, возможно, я более осведомлен, чем средний журналист или политик в Латвии.

Я рад за всех милых и вежливых мусульман в мире, которые не принимают их тексты за чистую монету. И я рад, что большинство не являются фундаменталистами. В исламских странах мне был оказан очень теплый прием. Фантастически хорошие воспоминания об этом. Люди очень приятные в плане гостеприимства. Но нужно уметь различать человека и идеологию.

Я не говорю, что люди плохие.

Я сейчас говорю только об идеологии. Европейским политикам и лицам, принимающим решения, пора отказаться от клишированных и нереалистичных фраз, таких как «Ислам — это мир!». Те, кто так говорит, не знают, что такое «дом войны» и «дом мира».

Август Колмс: трагедия, которая не должна была произойти

Афганистан — суровое место. Особенно сурово он относится к христианам. OpenDoors, международная организация, защищающая права человека христиан во всем мире, утверждает, что в Афганистане проживает лишь «небольшое количество» христиан. Согласно его анализу, притеснение христиан в Афганистане является вторым худшим в мире, его превосходит только Северная Корея. Следует отметить, что данный анализ проводился в то время, когда поддерживаемое Западом правительство Афганистана еще не было свергнуто.

Однако трудности, вызванные возвращением талибов к власти, не ограничиваются несколькими христианами. Каждый ищет выход — к свободе. Многие рискуют своей жизнью, потому что знают, что шансы не улучшатся, если они останутся.

Безвыходная ситуация, которую мы видим в новостях в эти дни, должна была быть прогнозруема. Президент США Джо Байден был предупрежден своими советниками. Однако еще в начале июля Байден заявил, что не стоит ожидать сходства с эвакуацией из Вьетнама в 1975 году, когда людей спасали на вертолете с крыши посольства США. Несмотря на усилия по достижению соглашения с боевиками Талибана именно по вопросу посольства, история повторилась пять недель спустя.

По данным за 2015 год, США имеют военные базы по меньшей мере в 74 других странах мира. Однако это не означает, что во всех из них ведутся активные боевые действия. В Германии находится 40 000 американских военнослужащих и 179 военных баз; в Японии — 50 000 военнослужащих и 109 баз, а в Южной Корее — 28 000 военнослужащих и 85 баз. Если сохранение авиабазы Баграм в Афганистане рассматривается как «бесконечная война Америки», как это иногда бывает даже в риторике Белого дома, то очевидно, что Вторая мировая война еще не закончилась (как и Корейская война).

США вошли в Афганистан 20 лет назад, чтобы предотвратить дальнейшее превращение этой страны в очаг терроризма. Наблюдательный читатель скажет, что сегодняшний Афганистан все еще не сравним с вышеупомянутой Германией или Южной Кореей. Действительно, место, не имеющее истории демократической государственности, не может быть превращено в либеральную, западную республику за несколько десятилетий — и это не является задачей западных стран. Но это уже не было безнадежным полем боя. Продолжать оказывать необходимую поддержку местным властям — даже техническую поддержку для поддержания ВВС (а не в виде консультаций по Zoom) — для предотвращения возвращения к власти жуликов и угнетателей было бы вполне реально, поскольку самое трудное было позади. До эвакуации в Афганистане находилось всего 3 500 американских военнослужащих. Согласно статистике, это было достаточно безопасное место для военных -…

В течение полутора лет в Афганистане не погиб ни один американский солдат.

Чего ожидать теперь? The Economist пишет, что талибы хотят дистанцироваться от кровавой теократии, правившей Афганистаном с 1996 по 2001 год, когда женщин забивали камнями за прелюбодеяние. В исламе также нет правил, запрещающих женщинам получать образование. В то же время, пишет The Economist, женщин, обучающихся в Гератском университете, уже отправили домой.

Работающим женщинам говорят, чтобы они отказывались от работы в пользу родственников-мужчин. «С закрытием посольств и бегством иностранцев помощь, которая поддерживала экономику страны и помогала обучать ее детей, включая девочек, теперь наверняка иссякнет. Вскоре может последовать гуманитарная катастрофа», — предупреждает The Economist.

Афганистан — не первое место, где в 2021 году произошла эрозия свободы. Китай продолжает подавлять демократию и свободу прессы в Гонконге. Такие события являются суровым напоминанием о том, что свобода может быть весьма мимолетной. Время покажет, являются ли события этого года сигналом «изменения климата» в международных процессах, или это всего лишь сегодняшние «погодные условия», которые не могут противостоять общей тенденции к росту свободы и демократии в мире. Мы должны пребывать в молитве — за тех, кто терпит лишения в далеких странах, и за себя тоже, потому что, как хорошо известно нашему народу, свобода везде хрупка.

Источни: Христианский портал TUVUMĀ.lv

Портал публикует мнения различных христианских авторов. Мнение пастора Петериса Айзанса перепечатано с его аккаунта в Facebook с его разрешения. Высказанные мнения не являются официальной позицией христианского портала TUVUMĀ.lv, Фонда исследования христианского образа жизни, а также христианского портала BAZNICA.INFO. 

Расскажите друзьям