Культура

Editor

Барменская декларация

 В начале 1930-х годов к власти в Германии пришли нацисты во главе с Гитлером. Их приход вызвал подъем в немецком протестантизме одной группы, называвшей себя "немецкими христианами". Они стремились соединить нацизм, или немецкий национализм, с христианством и хотели, чтобы церковь дала нацизму религиозное обоснование. В 1933 году "немецкие христиане" одержали массовую победу на церковных выборах. Далее, среди всего прочего, они ввели в документы "арийский параграф", в котором церкви запрещалось пользоваться услугами людей не чистой расы (т.е. "неарийцами", например, евреями) или состоящими в браке с такими людьми.

Против "немецких христиан" выступил пастор Мартин Ниемёллер (Niemoller), основавший в 1933 г. "Чрезвычайную пастырскую лигу". Она стала известна как "Исповедническая церковь" (Confessing Church), названная так потому, что противостояла Гитлеру и немецким христианам и исповедовала только Иисуса Христа как Своего Господа, Который и был призван определять ее взгляды. Исповедническая церковь организовала свое теневое правительство в противовес "немецким христианам".

Главное идеологическое сопротивление "немецким христианам" оказывал Карл Барт. Еще до рождения нацизма он указал на высшее заблуждение современного протестантизма - на естественное богословие, попытку построить христианское богословие не на Слове Божьем, а на каком-либо другом основании. Если бы "иным основанием" была какая-либо непонятная философия, то тогда все могло бы показаться абстрактным и незначительным богословским спором. Но когда таким основанием стал нацизм, то тогда этот спор стал весьма и весьма уместным и практичным. Барт последовательно выступал против "немецких христиан", и не только по политическим мотивам, а потому что считал, что естественное богословие изначально строится на неверных предпосылках. "Немецкие христиане" своими гонениями на Барта привлекли к нему более обширную и более сочувственно настроенную аудиторию.

Первый синод Исповеднической немецкой евангелической церкви состоялся в мае 1934 года. Он принял "Декларацию", в основном составленную Бартом (и другими деятелями для немецких реформатских церквей).

Теологическая декларация о современном положении Германской евангелической церкви

Мы, собравшиеся на исповеднический синод Германской еван­гелической церкви представители лютеранских, реформатских и униатских церквей....заявляем, что мы вместе стоим на почве Гер­манской евангелической церкви как союза германских исповеднических церквей...

Мы исповедуем - перед лицом разоряющих Церковь и тем са­мым подрывающих единство Германской евангелической церкви заблуждений "немецких христиан" и нынешней администрации имперской церкви - следующие евангельские истины:

 

1. "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, чем через Меня" (Ин 14:6). "Истинно, истинно говорю вам: всякий, кто не входит в овчарню через дверь, а проникает иначе, тот вор и разбойник... Я есмь дверь; тот, кто войдет через Меня, спасется..." (Ин 10:1, 9).

Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти.

Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы может и Должна признавать в качестве источника своего провозвестия по­мимо этого единого Слова Бога и рядом с ним еще и другие события и силы, образы и истины как откровение Бога.

 

2. "Иисус Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор 1:30).

Как Иисус Христос есть божественный залог прощения всех наших грехов, точно так же и столь же серьезно Он есть властное притязание Бога на нашу жизнь в ее целостности. Через Него мы получаем радостное освобождение от всех безбожных уз этого мира. Для свободного и благодарного служения Его созданиям.

Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении.

 

3. "Но будем правдивы в любви и будем во всем возрастать во Христа, который есть глава, в котором все тело скреплено воедино" (Ефес 4:15-16).

Христианская Церковь есть сообщество братьев, в котором Ии­сус Христос сейчас действует как Господь в Слове и Таинстве че­рез Святого Духа. Церковь своей верой и своей покорностью, сво­им провозвестием и своим устройством должна - будучи посреди грешного мира Церковью грешников, спасенных благодатью, - сви­детельствовать, что она принадлежит только Ему, что она живет и хочет жить только Его утешением и наставлением, ожидая Его пришествия.

Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собствен­ному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.

 

4. "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Мф 20:25-26).

Различные должности в Церкви уполномочивают не господство одних над другими, а служение, завещанное и порученное всей об­щине.

Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы может и имеет право вне этого служения назначать себе или допускать назначение особых, наделенных правом господствовать вождей (Fiihrer).

 

5. "Бога бойтесь; царя чтите" (1 Петр 2:17).

Писание говорит нам, что по божественному установлению за­дача государства в этом еще не искупленном мире, в котором на­ходится также и Церковь, состоит в том, чтобы в меру человечес­кого разумения и человеческих возможностей заботиться - преду­сматривая и применяя наказание - о справедливости и мире. Цер­ковь признает, в благодарности и в благоговении перед Богом, бла­годетельность этого Его установления. Она помнит о Царстве Божьем, о заповеди и справедливости Бога и тем самым - об от­ветственности правителей и управляемых. Она доверяет и покоряется силе Слова, которым Бог удерживает все.

Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы должна и может, выходя за рамки своего специфического задания, присваивать себе облик» задачи и достоинства государства и тем самым сама превращаться в орган государства.

 

6. "И вот, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28: 20) "Для Слова Божьего нет уз" (2 Тим 2:9).

Задание Церкви, в котором коренится ее свобода, состоит в том, чтобы от имени Христа и, следовательно, в служении Его соб­ственного слова и дела передавать всему народу в проповеди и та­инстве весть о свободной благодати Бога.

Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь в человечес­ком самовозвеличивании якобы может ставить слово и дело Госпо­да на службу каким-либо самовольно выбранным желаниям, целям и планам.

Исповеднический синод Германской евангелической церкви за­являет, что в признании этих истин и в отвержении этих заблуж­дений он видит необходимую теологическую основу Германской евангелической церкви как союза исповеднических церквей. Он призывает всех, кто готов присоединиться к этой декларации, пом­нить при решении церковно-политических вопросов об этих теоло­гических принципах. Он просит всех [евангелических христиан] вернуться к единству веры, любви и надежды.

 

Verbum Dei manet in aeternum.

["Слово Бога пребывает вовеки"; Ис 40:8]

 

1934 год

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте