Культура

Editor

Будни духовной семинарии

В настоящее время в Литве действуют четыре духовных семинарии: в Вильнюсе, Каунасе, Тяльшяй и Мариямполе, в которых обучается около 180 студентов. Самой большой по количеству студентов (57) считается Вильнюсская духовная семинария св. Юозапаса.

Многократно закрывавшаяся

Вильнюсская духовная семинария св. Юозапаса является не только самой большой, но и самой старой в Литве. Её учредитель - вильнюсский епископ Юргис Родвила, выполняя решения Тридентского собора, 11 января 1582 года подписал акт об учреждении духовной семинарии Вильнюсского епископства и передаче в дар Волегишкского поместья. В 1579 году, после открытия Вильнюсского университета, Вильнюсская духовная семинария стала второй высшей школой Великого княжества Литовского.

В период русской инвазии (конец XVI - первая половина XVII века) семинария бездействовала, а ее деятельность возобновилась только в 1772 году. Через три года. В 1775 году, Россия оккупировала Литву, и Вильнюсская семинария была переведена в монастырь кармелитов, находившийся рядом с костёлом св. Юргиса. В ХХ веке история семинарии складывалась не менее трагично. В годы Первой мировой войны она была закрыта и вновь приступила к работе лишь в 1920 году, когда Вильнюс заняли поляки. В 1942 году её вновь закрыли немецкие органы безопасности, но благодаря усилиям архиепископа Мечисловаса Рейниса она вновь была открыта в 1942 году, правда, ненадолго. В феврале 1945 года советская власть закрыла семинарию почти на 50 лет.

После длительного перерыва, в июле 1993 года, вильнюсский архиепископ митрополит Аудрис-Юозас Бочкис восстановил деятельность столичной духовной семинарии. Поначалу она временно ютилась на Антокальнисе, в помещении Триниторского монастыря, а в сентябре 1998 года было освящено здание в Ерозале, где сейчас и находится семинария, носящая имя своего покровителя св. Юозапаса..

Семь лет обучения

У входа в семинарию нас встретили ректор семинарии священник Робертас Шалашявичюс и двое семинаристов - Витаутас Дагялис и Витаутас Чернюс. Свою экскурсию по семинарии мы начали с часовни, расположенной на первом этаже неподалёку от центрального входа. <Здесь начинается и заканчивается жизнь семинаристов>

, - открывая двери

часовни сказал ректор, имея ввиду, что это - главное помещение семинарии. Два-три раза в день сюда приходят семинаристы на молитву, один раз в день проходит святая месса. Часовня - светлая, уютная и просторная, с высокими потолками. Окно на одной из стен украшено витражём, изображающим святую Троицу, разложенные по скамьям

молитвенники словно ждут семинаристов...

Во время нашего визита семинаристы находились на лекциях - ведь семинария является высшей школой, учашиеся которой, как и другие студенты, в конце каждого семестра сдают экзамены и зачёты, получают отметки, регулярно участвуют в семинарах. Как и в других вузах обучение проходит в аудиториях (их в семинарии шесть), а

самостоятельные занятия - в библиотеке, в которой можно найти и республиканскую прессу. Правда, есть здесь отличия и от других учебных заведений. Перед поступлением в семинарию следует один год отучиться на подготовительном курсе, где в настоящее время обучаются 10 человек.

Значит, в целом обучение занимает 7 лет. Специфичны и предметы обучения. <В первые два года семинаристы изучают в основном философию и ее историю, знакомятся с основами теологии и Святого Писания. Более широко теология изучается в течение последних четырёх лет>

, -

рассказываюют семиристы В. Дагялис и С. Чернюс. История церкви, св. Троицы, теология, психология, социология, логика, различные этические дисциплины, все гуманитарные науки. Предоставлены и большие возможности и для изучения языков: итальянского, немецкого, французского, польского - по собственному усмотрению, английского - в качестве обязательного. Вильнюсские семинаристы обязаны также в

течение двух лет изучать латинский язык, а в течение двух семестров - древнегреческий. Очевидное отличие от других высших школ - семинаристы живут там же, где и учатся, - в самой семинарии.

Всё время - служение Богу

В годы обучения по воскресеньям семинаристы проходят практику в приходах, а дьяконы - и по субботам. Некоторые из них посещают приходы, тюрьмы, социальные центры и в будние дни. В течение трёх летних месяцев лекций не бывает. Около одного месяца отводится на практику в приходах: на это время прикреплённый семинарист там живет и работает. В течение другого месяца проводятся различные лагеря, в которых семинаристы работают в качестве руководителей..

А чем вообще занимаютмя семинаристы на досуге? По словам ректора Р. Шалавичюса, священник - это не та профессия, для приобретения которой достаточно определенных знаний или каких-либо технических способностей. Священник посвящает свою жизнь Богу. Это призвание, охватывающее каждую минуту жизни. <

Потому в определённом смысле можно

сказать, что свободного времени у семинариста не бывает. Но, естественно, мы как все люди занимаемся какой-то деятельностью: проводим различные мероприятия (например, были организованы встречи с известным летчиком Юргисом Кайрисом, прелатом Э. Путримасом, известным

американским теологом Р. Шрейтером), вместе отмечаем праздники, занимаемся спортом, ходим в город. Обычный студент назвал бы это досугом, а для нас это занятия, не выходящие за рамки служения Богу>

.

Семинария - место духовной подготовки. Есть установленное время пребывания в семинарии, а с обеда до вечерней молитвы можно выходить за ее стены (за исключением воскресений, когда семинаристы ходят в приходы). В это время студенты могут найти себе занятия по своему

усмотрению.

<Приглядка>, <втягивание>

и другие ступени

Oколо четверти семинаристов отсеиваются в течение первых двух-трёх лет - видно, что им здесь не место. Исключают немногих: за плохие академические результаты и нарушение дисциплины. Процедура исключения из семинарии выглядит следующим образом: с провинившимися студентами ведутся собеседования, высказываются замечания, затем их обсуждает

руководство семинарии (ректор, префект, генеральный секретарь, священники), которое предлагает оставить семинарию на год или, смотря по обстоятельствам, насовсем.

Первые два года - своего рода <приглядка>. На третий год считается, что семинарист уже сделал свой выбор, в начале третьего курса происходит <втягивание>. До этого желательно, чтобы семинарист ходил в <цивильной>

одежде. Во время втягивания ему предоставляется право надеть сутану. Окончившие семинарию получают два диплома: литовский диплом магистра религиозных наук и бакалавра теологии папского Латеранского университета, находящегося в Риме. По словам ректора, этот университет признал, что наша теологическая система соответствует их требованиям.

Корабль веры

В конце беседы мы попросили дьяконов показать нам семинарию. Извне (особенно сверху) здание напоминает корабль. Его коридоры, опоясывающие маленький внутренний дворик, соединены между собой в форме прямоугольника - из учебных помещений, не выходя на улицу можно пройти в жилые комнаты. Однако в последние мирянам вход воспрещён. Обычно они встречаются с семинаристами в специально отведённом для этого помещении.

В коридорах второго этажа (где расположены аудитории) экспонируются работы известных художников. Есть в семинарии и зал для проведения концертов и других мероприятий, спортивный зал с баскетбольным оборудованием, боксёрской <грушей>

и волейбольной сеткой. И, разумеется, столовая, где работают сестры-монахини.

Автор: Рута-Эвелина Шутините, подготовка и редакция Марины Кульчинской

(по матриалам издания "Экспресс-неделя")

http://www.countries.ru/index.cgi?pid=1368

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте