Диспут

Editor

"Час": Играй, орган!

Великая органистка современности Евгения Лисицына завтра, 21 декабря в 18.00 в церкви Св. Гертруды (старой) исполнит рождественскую программу. Вход на концерт бесплатный! Специально для Евгения сообщила: продюсер Фонда Германа Брауна Инна Давыдова выпустила CD с Вивальди в исполнении Лисицыной. Таким образом, органистка получила подарок к Рождеству - а вместе с ней и меломаны, поклонники ее творчества.
- Инне уже давно хотелось выпустить в свет эту прекрасную музыку, переложенную для органа, - говорит Евгения Лисицына. - У меня имелись две записи <Времен>

. Одной - десять лет. Но мы взяли более старую, двадцатилетней давности, она мне больше нравится как исполнителю. Да и звукорежиссер Язеп Кулберг постарался. В свое время она выходила на грампластинке...

Источник: http://www.chas-daily.com

Наша справка:

Евгения Лисицына родилась в Помосковье, в семье потомков тульских оружейников, выросла на Урале. Ее отец желал для дочери карьеры музыканта. Она сама грезила об органе, который казался ей мистическим инструментом для избранных. Закончив музыкальную школу в Свердловске, девушка поступила в Ленинградскую (Санкт-Петербург) консерваторию имени Римского-Корсакова в класс фортепиано профессора Владимира Нильсена и параллельно стала заниматься игрой на органе.

Однажды юную студентку взял с собой на концерт в Ригу органист Марк Шахин. Евгения услышала Домский орган и познакомилась с патриархом латвийских органистов профессором Николаем Ванадзиньшем. Оставив фортепиано, она поступила в Латвийскую консерваторию имени Язепа Витола (ныне Академия музыки) в его класс и закончила ее в 1968 году. В годы учебы сыграла около сорока сольных концертов, записала первую пластинку и была удостоена стипендии им. Чайковского.

Свою жизнь Евгения связала с Домским собором и его органом - великим инструментом. <Домский собор - лицо Риги. Он строился и перестраивался вместе с городом, горел и снова возрождался из пепла. Без него невозможно вообразить Ригу. Чем чаще я здесь играю, тем глубже понимаю, что здесь с людьми происходит что-то хорошее. Сколько народу в нем побывало! Очевидно, стены собора впитали все то, о чем говорили, что чувствовали люди на протяжении веков. А общение с органом - наслаждение! Это божественный инструмент, составляющий одно акустическое, смысловое, эмоциональное и философское целое со зданием, в котором он живет>

, - говорит Евгения.

Много лет она лелеяла мечту сыграть на Домском органе все органные произведения Баха в одном цикле. И осуществила свой замысел в период с 1999 по 2001 годы, посвятив цикл из 17-ти концертов 315-ой годовщине со дня рождения Баха и 800-летию Риги. Кстати, она не причисляет себя ни к одной из существующих органных школ: <Для меня существует единственная школа - школа Иоганна Себастьяна Баха!>

Репертуар Лисициной огромен: все органные произведения И.С.Баха, произведения М.Регера, С.Франка, Ф.Мендельсона, Ф.Листа, О. Мессиана, Л.Вьерна, русских, латышских композиторов. Но ей как будто этого мало. Органисты, как правило, являются и импровизаторами и композиторами. Сама Евгения музыку не пишет, но делает искуснейшие переложения для органа. <У органа не меньше возможностей, чем у оркестра, - считает она, - и известная оркестровая музыка в органном звучании приобретает новые удивительные черты, не говоря уже о том, какое удовольствие получаю я сама, играя ее>. Артистка может гордиться: ее переложение <Времен года> Вивальди, которое она играла во многих турне по Италии, имело бешеный успех и стало событием в стране. Также она - автор транскрипций для органа <Глории> (для хора и органа) А. Вивальди, <Картинок с выставки>М.Мусоргского (для органа и ударных), <Старинной сюиты> А Шнитке (для органа и ударных), <Музыкального приношения>

Баха, фортепианных произведений Баха, Бетховена, Пуленка и других композиторов

Евгения Лисицына - лауреат Международного конкурса органистов имени Чюрлёниса в Вильнюсе (1968).

Органистка сыграла свыше тысячи концертов в городах бывшего Советского Союза, а также во многих странах Европы - Германии, Италии, Бельгии, Франции. Неоднократно участвовала в международных органных фестивалях.

В 2002 году она отметила 110-летие своего учителя Николая Ванадзиньша циклом из девяти концертов <Шедевры мировой органной музыки> с программами из произведений Вивальди, Баха, Регера, Франка, французских композиторов, романтических сонат, русской музыки, латышской музыки, завершив цикл <Музыкальным приношением>

Баха.

Евгения Лисицына записала более 20-ти долгоиграющих пластинок и 4 компакт-диска, она имеет обширную фонотеку в фондах Латвийского радио.

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте