Политика

Editor

Деньги делают все, кроме погоды

 Под погодой я подразумеваю гораздо больше, чем солнце или ненастье. Я имею в виду все объективное от нас независящее.

Как нам относиться к деньгам, для чего они служат вообще, каково их назначение, как их распределить, как освободиться от долгов, и что Библия говорит о бизнесе? И самый щепетильный вопрос, это – десятина.

Видите, столько может возникнуть вопросов, связанных с деньгами.

Вообще, что такое деньги? Если мы говорим о происхождении денег на Руси, то слово «деньги» (мн. число) произошло от старой русской монеты в полкопейки (самая малая единица измерения), которая называлась «деньга».

То же самое и на родственном русскому языку, на украинском: слово «грошi» произошло от слова «грош» - старинная медная монета в две копейки, позднее полкопейки.

В Библейские времена были свои деньги. Но суть не в том. Деньги, это то, что нельзя употребить в прямом смысле. Их нельзя съесть, из них не построишь дом, в них не оденешься. Но имея деньги, их можно успешно обменять и на еду, и на кров, и на одежду, мы называем это покупкой.

В древние времена библейские патриархи, а впоследствии израильский народ тоже не могли обойтись без денег. Хотя у них в ходу была более твердая валюта, чем наши сегодняшние бумажные рубли. У них в обиходе было золото и серебро и чеканные из этих металлов монеты. На Руси также в древности пользовались для покупки товара золотом, и разменной монетой были грубо рубленые кусочки золота, которые так и называли «рубль» от глагола «рубить». Деньги бумажные появились сравнительно совсем недавно, и это самая ненадежная валюта.

Сегодня банки на этих «пустых бумажках» делают действительно деньги. Искушения получить кредит в том или ином банке на каждом углу нас поджидают и сулят нам «синицу в руках» и при том сразу, а о «журавле мы начинаем думать только тогда, когда приходит извещение, что надо начинать погашать долг. Хорошо было бы, если бы проценты были небольшие, а так в общем итоге приходится отдавать почти вдвое от той суммы, которую берем.

Но берем-то мы в кредит не из-за роскоши, а по нужде: жить негде, а дом надо достроить; ребенка отдали в музыкальную школу, а дома нет пианино и так далее.

Существует ли вообще такая проблема? Грешно ли брать или тем более давать деньги в рост?

Что предусмотрел Бог в среде израильского народа по этому поводу?

В Ветхом Завете интересующий нас запрет встречается несколько раз. В частности в книге Исход: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25).

Затем в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37).

И в книге Второзаконие: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).

Кроме того, в 14 псалме Давид говорит: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей...», затем перечисляет различные добродетели и в конце добавляет «...Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется во век».

Запрет звучит вполне определенно, и тем не менее, некоторые христиане возражают, что заповеди Ветхого Завета потеряли свою силу после того, как Спаситель искупил род человеческий Своей крестной жертвой.

Значит ли это, что мы должны игнорировать заповеди Ветхого Завета? Это совершенно разные вещи: отношение к ближнему и законы, которые указывали на смерть Христа.

Каково отношение к ростовщичеству в других религиях?

Мусульмане считают взимание процентов одним из самых тяжких грехов:

«А те, что зарабатывали хлеб свой ростовщичеством, встанут из могил, подобные тем, кого сатана поразил безумием, ибо говорили они: "Ведь продажа сродни ростовщичеству". Но Аллах разрешил продажу, а ростовщичество сделал запретным!"» (Коран 2:275).

Также непримиримо к ростовщичеству относится и иудаизм, запрещающий как давать деньги в рост, так и занимать под проценты. Глава 65 книги «Кицур Шулхан Арух» (свода законов иудаизма) гласит: «Дающий в долг под проценты нарушает запрет, сформулированный в шести разных стихах (Торы), и лишается Воскресения из мертвых, как сказано: "Под проценты он давал в долг, с прибытком взыскивал долг – и оживет? Не оживет!" Берущий в долг под проценты нарушает запрет, сформулированный в трех разных стихах».

Вот как отзываются люди мира сего о процентах:

«Капитализм, как глобальная система, возник в XVI веке, после того, как по итогам Реформации в Европе был отменен библейский запрет на ростовщичество, использование
ссудного процента» (М. Хазин).

«Моноэкономическая система, базирующаяся на ссудном проценте, охватила всю планету Земля. Система подошла к физическому пределу своего роста. Это значит, что экспансия и расширенное воспроизводство более уже не возможно, как бы кто-то не старался…» (И. Бощенко).

«Кредитный процент — дьявольский принцип, из которого и родился золотой интернационал. Всё повсюду заемный капитал присосал к себе. Как голодный волк, окружил большой ссудный капитал все государства, все народы мира» (Г. Федер).

«Фундаментальной основой современного мирового могущества транснациональной олигархии является обретение ею, в ходе долгой и упорной борьбы, права производить международные деньги и давать их в долг под проценты. Если по какой-то причине она утратит это право, ее безграничной власти придет конец» (А. Ваджра).

История ссудного процента по А. Ваджре:

А. Ваджра отметил следующее: «Борьба с взиманием ссудного процента настолько же древняя, как и сами деньги. Многие народы считали ее злом, несущим бедствия, страдания и разрушения. Уже Аристотель в своей "Политике" писал: "Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо деньги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров, а проценты делают из денег еще больше денег. Отсюда и их название (рожденные). А рожденные похожи на родителя. Но проценты — это деньги от денег, поэтому они всего противнее природе из всех родов занятий". В древнем Риме, финансовом центре огромной Римской империи, в 332 году до н.э. Lex Gemicia наложил полный запрет на этот способ обогащения. Во времена кайзера Юстиниана было запрещено использовать сложные проценты, при этом нельзя было требовать проценты, если их неуплаченная сумма выросла до величины одолженного капитала. Если перевести дословно текст греческого оригинала, то в Евангелии от Луки можно прочесть: "И взаймы давайте, не ожидая ничего", а Никейский собор, состоявшийся в 325 году от Рождества Христова, запретил всем духовным лицам взимать проценты. Наказанием, преступившим запрет, было немедленное лишение сана. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: "Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на Путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю". Мартин Лютер (1483—1546) много раз страстно обличал ростовщиков: "И потому ростовщик и скряга — это и правда не человек; он и грешит не по-человечески. Он, должно быть, оборотень, хуже всех тиранов, убийц и грабителей, почти такая же скверна, как сам дьявол. Сидит он не как враг, а как друг и согражданин, под защитой и покровительством общины, но отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. Потому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков, изгонять, проклинать и обезглавливать всех скряг..."».

Ваджра подчеркнул: «Очевидно, в те суровые времена извести племя менял не удалось, и то, что столько столетий считалось в Европе страшным грехом, в середине XIX века было благосклонно разрешено, а в XX веке превратилось в добродетель. Но были ли так глупы ветхозаветные мудрецы "избранного народа", запрещавшие отдавать "в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего другого, что можно отдавать в рост", или неистовый Лютер, призывавший колесовать тех, кто живет за счет ссудного процента? Сомнительно. Вероятней всего, они хорошо знали, что рост денег под проценты (точнее, под "сложные проценты") происходит по экспоненте, и с его скоростью не может сравниться никакой другой тип роста. Как заметил немецкий экономист М. Кеннеди, в природе такой рост, как правило, происходит там, где болезнь и смерть. Например, экспоненциальную динамику роста имеют клетки рака. Сначала рост происходит медленно. Из одной клетки развивается две, из двух — 4, потом 8, 16, 32, 64, 128... т. е. темп роста постоянно ускоряется. То же самое касается кредитов под так называемые сложные проценты, выплачиваемые на любые ранее выплаченные проценты, а также на основную сумму, взятую в долг. При взимании 3 % годовых вложенная сумма возрастет в два раза через 24 года, при 6 % — через 12 лет, при 12 % — через 6 лет. Никакая экономическая деятельность не может дать подобной прибыли, так как способна развиваться лишь в рамках линейного роста».

Данную особенность ссудного процента мы можем проиллюстрировать известной притчей о персидском царе. Он был в таком восторге от шахмат, в которые его научил играть один мудрец, что пообещал тому выполнить любое его желание. Мудрец оказался человеком, осведомленным в математике, и попросил царя в качестве вознаграждения положить на первый квадрат шахматной доски одно зернышко пшеницы, а на каждый следующий в два раза больше, и то количество зерна, которое получится в итоге, отдать ему. Сначала царь обрадовался такой скромной просьбе, но потом понял, что во всем его царстве не хватит зерна, для того чтобы удовлетворить просьбу мудреца.

Я как-то пытался подсчитать количество пшеницы, и у меня получилось вот что: Если бы наша земля была вся плодородной, то понадобилось бы четыре года засевать ее только пшеницей, и урожай четырех лет надо было бы положить на последнюю клетку. На предпоследнюю клетку – двухгодичный всемирный урожай и так далее. И пшеницу со всех клеток надо еще сложить.

Вышеизложенная арифметика достаточно проста даже для ученика начальных классов средней школы, но, тем не менее, институт взимания ссудного процента продолжает существовать, и благодаря ему миллиарды людей становятся с каждым годом беднее в пользу нескольких сотен «избранных» семей, чья алчность и воля к власти не знает границ.

Вышеизложенное заставляет нас проанализировать отношение к ростовщичеству в религиях.

На первый взгляд, этот вопрос имеет сугубо прикладное значение и, возможно, поэтому редко обсуждается в христианских СМИ. В действительности же, не только специалисты в области экономики, но многие христиане особенно в крупных городах каждый день сталкиваются с деятельностью банков, вся работа которых построена на принципе ссудного процента, то есть роста с денег. Многие получают проценты со своих вкладов в различных финансовых организациях. Если же посмотреть глубже, то вся мировая экономика построена на принципе ссудного процента. Можно сказать, что рост с денег является главным двигателем мирового хозяйства. При этом наша страна, усилиями государственной власти и при молчаливом нашем согласии, все глубже интегрируется в мировую экономику.

Казалось бы, ответ на наш вопрос получен, но и тут находятся возражения. Во времена Закона, говорят некоторые христиане, использовались деньги из драгоценных металлов. Такие деньги не были подвержены инфляции. Теперь же, ходящие в обращении бумажные деньги постоянно теряют в покупательной способности, в результате чего дающий в долг без процентов терпит убыток.

Приводят и другой аргумент. Современные банки получают свою основную прибыль не от потребительских кредитов, а от корпоративных. Следовательно, собирая лихву, они не обижают какого-то конкретного человека. Кроме того деньги в данном случае становятся капиталом, то есть получают «естественную способность расти», и банк имеет полное моральное право взять плату за предоставление этого капитала заемщику.

Не стану опровергать эти аргументы, так как эта тема для отдельного серьезного разговора. Как я уже говорил выше, моя цель - обозначить проблему. Было бы интересно узнать мнение авторов и читателей Русской народной линии на этот счет.

Ссудный процент по М. Хазину:

М. Хазин презентовал следующее видение: «Ссудный процент, основа современной банковской системы, был открыто разрешен в Европе только в XVI веке, а система частных Центробанков установилась только в веке XIX-м. До этого более 1500 лет в Европе действовала ветхозаветная ценностная модель, жестко осуждающая ростовщичество. Да, разумеется, как явление оно существовало, но обществом в целом осуждалось и никак не могло быть основой экономики. Даже торговые республики Италии (Венеция, Генуя) и Ганза использовали ссудный процент только в рамках торговых операций, скорее, как страховой взнос, производство в них было вполне традиционным, цеховым. Но в XVI веке случилась экономическая катастрофа всеевропейского масштаба – завоз колоссального количество золота из Нового Света разрушил систему денежного обращения в Европе, построенную на золоте. Особенно сильно это ударило по северу континента, с его и без того не самыми высокими урожаями, вопрос встал о физическом выживании колоссального количества населения на очень большой территории. В частности, необходимо было найти резервы для перестройки местной системы хозяйствования и придумать новую экономическую систему, обеспечивающую выживание населения».

До сих пор мы говорили о ростовщичестве, а что говорит Библия о бизнесе? В Советские времена это звучало «спекуляция», что преследовалось по закону.

Приведу три текста, один из Ветхого, и два из Нового Завета:

«Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную» (Ис. 23:18).
«Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью» (Лук. 19:23).
«Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль "; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо, что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое ", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4:13-17).

Иаков здесь не порицает сам процесс торговли, но осуждает самонадеянность.

А как нам распределить те средства, которые к нам приходят?

Есть несколько советов:

«Каждый день посвящайте себя на служение Богу, и вы скоро убедитесь в том, что вам не нужно ни праздно проводить свои дни отдыха, ни тратить деньги на исполнение своих прихотей» (Вести для молодёжи, стр. 302).

«Изучая арифметику, можно сделать акцент на практических задачах. Научите учащихся не просто решать воображаемые проблемы, но аккуратно вести учет собственных доходов и расходов. Пусть они научатся правильно использовать и тратить деньги. Независимо от того, помогают ли им родители или они сами зарабатывают, им надо научиться выбирать и покупать себе одежду, книги и другие необходимые вещи; пусть они сами ведут учет своих расходов и тогда по-настоящему узнают цену деньгам. Эти знания научат их различать истинную экономию и скупость, с одной стороны, и расточительность - с другой. Правильно сориентированные, эти знания помогут развить у молодых такие качества, как щедрость и благотворительность. Желание отдавать станет не импульсивным, зависящим от случая, но постоянным и систематическим» (Воспитание, стр. 238).

«Несчастные души увлечены дикой гонкой за мирскими удовольствиями и земными благами. Они не знают ничего более желанного. Но театры, азартные игры, скачки не насыщают их души. Человеческие существа созданы не такими, чтобы насыщаться подобным образом и тратить деньги на то, что не хлеб. Покажите им, как непреходящая слава небес бесконечно превосходит мимолетные радости и удовольствия мира. Стремитесь убедить их в той свободе, надежде, в том покое и мире, которые несет Благая весть. "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек", - провозгласил Христос» (Е.Г.У. Рукопись 12, 1901).

«Вера, способная на меньшее, чем описано выше, отвергает христианский характер. Евангельская вера - это такая вера, сила и благодать которой имеют Божественное происхождение. Давайте же покажем, что Христос пребывает в нас, перестав тратить деньги на наряды, на ненужные вещи, ибо дело Христа слабеет из-за нехватки средств, неоплаченные долги числятся на наших молитвенных домах и сокровищница пуста. Не развивайте в себе вкус к дорогой одежде или мебели. Пусть дело продвигается, как и вначале - с простым самоотречением и верой» (Свидетельства-6, стр. 439).

И вот мы подошли планомерно к последнему ключевому вопросу: Как быть с десятиной, если и так денег не хватает на жизнь?

Христос не боялся говорить о деньгах. Мы, почему то боимся. Боимся в церкви, боимся с друзьями нехристианами затрагивать эту тему, а, собственно, почему? Разве эта тема не так важна для нас? Нет, мы боимся, потому что пропаганда убедила людей, что в церкви с людей сдирают деньги. Это чистая ложь! Бог говорит в Библии о самых важных вещах в жизни человека: любовь, семья, вера, надежда и, конечно же, финансы. И говорит Бог об этом, чтобы обучить как наиболее мудро, правильно поступать по этой теме. Тем более что деньги, точнее отношение к ним очень много говорят о человеке. Одна перефразированная поговорка можем звучать так: «Скажи мне, как ты относишься к деньгам, и куда ты их тратишь, и я скажу, кто ты и что для тебя ценно». Деньги показывают состояние сердца. Деньги показывают веру человека в Бога. Деньги показывают насколько человек живет земным. Распоряжение деньгами показывают степень доброты, но и собранность, организованность, а так же вскрывают ценности человека.

Один из самых богатых людей планеты был Рокфеллер и об этом знают все, но далеко не все знают, что Рокфеллер был баптистом и ежемесячно платил 10% от прибыли, что составляло 100 миллионов долларов. Его состояние равняется 318 миллиардам долларов, что делает его, и по сей день самым богатым человеком планеты. Этот несметно богатый человек имел несколько принципов, которые и нам полезно узнать, тем более что его, как верующего, благословлял Бог. Он много тратил на благотворительность, был человеком скромным, никогда не отвечал на критиканство и завистливые сплетни. Веру пронес через всю жизнь и прожил 98 лет.

Многие заявляют: «Почему Бог меня не благословляет»?

Бог благословляет ровно настолько, насколько мы благословляем других.

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6).

Итак, давайте перечислим причину, почему Бог не благословляет. Что блокирует нашу веру, и как нам стать верующими – доверяющими Богу во всем? Некоторые люди живут по принципу: я и жизнь Богу отдам, но только не деньги.

Есть и такие, из уст которых вырываются такие слова: «Не могу жертвовать со своей зарплаты, самому не хватает». А почему мы уверены, что вдове хватало? Разве у нее не могли появиться такие мысли: мне самой не хватает?!

Мы же все одинаковые люди, все грешные. Как мы воспринимаем Библию? Читаем, верим и потому применяем. Например такой стих: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил.4:19). «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32). Вы думаете, когда наша семья жертвует к нам такие мысли не приходят? Да они приходят ко всем, но только верующие люди противопоставляют им Библейские, Божьи истины, а те, кто не противопоставляет, не доверяет Богу и не обращается к Нему.

Еще и такое заявление можно услышать: «Мы не можем отдавать десятину с двух зарплат, будем отдавать только с одной зарплаты». Я подумал о том, что было бы, если бы Бог одну половину этой семьи благословил, а другую - нет. Это все равно, что одеть красивый костюм, и обуть рваные туфли.

И такие есть заявления: «Я потом отдам десятину». Представляете, Вы лежите на операционном столе и взываете: «Господи, мне сейчас так нужна Твоя помощь»! А Бог Вам отвечает с небес: «Да как-нибудь потом, именно сейчас Мне некогда, Я занят теми, кто мне жертвует сразу». Помощь и поддержка Божья нам нужна постоянно. Даже когда наше сердце стучит и прямо сейчас каждый удар – это поддержка Бога, а вот с пожертвованиями Бог подождет?

Бывают и такие, кто оправдывается: «У меня неверующий муж, жена, родители». А кто Вас просит быть в ответе за другого? Вы не будете отвечать за зарплату мужа или родителей, но то, что получаете Вы это и есть то, с чего вы будете приобретать себе сокровище на небесах.

Нам следует понять суровую правду, что если все, в том числе и деньги, принадлежат Богу, это значит, что тот, кто не жертвует - обкрадывает Бога: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями» (Мал.3:8).

Как Бог благословляет, вы не задумывались и не имели ли своих собственных опытов?

1.Дает нам доброе сердце Духом Святым.

2.Развивает веру у дающего: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф…» (Мал.3:10).

3.Открывает небесные окна. Другими словами, дающий своим даянием открывает небесные окна Божьих благословений вместе с Богом: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38).

4.Защищает жертвующих: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10,11).

Христианин, посвятивший свою жизнь Богу, будет подражать Христу, Который не то, что деньги, а всю жизнь свою отдал ради нашего спасения. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

Пастор Александр Серков

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте