Диспут

Editor

"Другой взгляд" (Казань): "Феномен Ледяева"

Размещая эту статью, впервые опубликованную на сайте "Другой взгляд: Казанская свободная церковь" мы не имеем желания каким-либо образом обидеть прихожан церкви "Новое поколение". В статье поднимаются проблемы, которые касаются многих как харизматических, так и традиционных христианских церквей и конфессий. Если у вас возникли возражения, или вы хотите обсудить поднятую в материале проблему подробнее - приглашаем это сделать на форуме нашего портала.

Предупреждение! Дорогие друзья А.Ледяева! Вы уже медленно снимаете с ног домашние тапочки, дабы запустить ими в монитор за неимением перед вами автора этой статьи: или набираете мое мыло, чтобы запустить в меня мессаджем. Этого делать не надо, то есть не то чтобы не надо, а не обязательно. Дело в том,что - внимание! - о самом Алексее Ледяеве, о его деятельности и служении я не собираюсь говорить ничего!!!!!

Ничего - означает именно ничего, ни хорошего, ни плохого, ни нейтрального, потому что кроме просмотренных мною спектаклей <Кифа> и <Исход>, которые мне в общем понравились, прослушивания 3-4 проповедей, ктоторые мне понравились частично, и ностальгических воспоминаний о мокрой рижской весне 1988 года, когда мы ездили за глотком харизматической свободы <к Ледяеву> и стояли в скверике около храма, с восторгом слушая его проповедь, произносимую в <матюгальник>

, - короче, кроме этих весьма фрагментарных впечатлений, я не имею о служении этого человека квалифицированной информации, так что писать собственно о служении и учении НП, в общем-то, не могу. Да и соберись я писать - это уже была бы книга, да и таланта журналистского не хватило бы:

А высказаться я хочу в основном об ОТНОШЕНИИ к Ледяеву и НП в бескрайнем харизматическом (и нехаризматическом ) пространстве русского христианства. Поэтом не надо тапочек, - я не посягаю на личность7))

Итак, здесь будет представлен всего лишь анализ отношения к Ледяеву, а не анализ учения и служения оного.

1.Pro и Contra

<Он - яркая личность, о нем много говорят, любят и не очень....>

<

На самом деле у них принцип такой: сам болен - зарази другого:)))

и Бог делает сильные вещи через них, то какие программы и проекты они несут это фантастически...

до меня доходит что есть другой уровень жизни со Христом, не просто стонать и жаловатся на жизнь, но делать конкретное, стремится к большому...>

<Мне нравится его манера проповедовать - живо, искренне...>

<Не нравится, когда пытаются возвести его в ранг святых>

<Я читал сообщение о затее Ледяева построить храм Господу в Риге с 24 часовым прославлением. Это явно не соответствует учению Нового Завета>

<Хаить его я не буду, но я думаю, что здесь есть отклонения, причем серьезные>

.

<Как бы нам не попасть в ловушку почтения к личностям (таким как Ледяев). Я не отрицаю его музыкальной одарённости, таланта, даже вдохновения, но фасад его жизни меня смущает достаточно сильно. Лучше, мне кажется, благодарить Бога за всё, и не очень-то боготворить духовных лидеров>

<

Не одного пастора он помазал на служение Господу нашему Богу..

Лично я , когда вижу, что через человека (во многих случаях пастора), действует Дух Святой, работает Бог, пусть через слова, но именно те, которые нужны каждому из верующих, в данном случае, - считаю того человека Божьим помазанником.>

Список этих высказываний можно продолжить, но одно ясно: мало кого это явления (Ледяев и Новое поколение) оставляет равнодушными.

2.Водораздел

Еще раз напоминаю, что проблема не в том, хороший на самом деле Ледяев или плохой (да и н может вопрос так стоять), правильно, что НП делает такие <фантастические проекты>

или неправильно (ну а как может это быть плохо-то?)

А вопрос вот в чем. Давайте возьмем фигуру достаточно отстраненную: например, дедушку Дерека Принса. Вы можете себе представить, что люди спорят о том, принимать ли его учение? Нет! Единственное что можно услышать: <да, в целом учение здравое, но вот в этом ( или в том:) я с ним не согласен>. И что характерно, после высказывания подобного на автора высказывания не набрасываются с криками: <Да ты что???? На помазанника??? Да ты знаешь какая у него жизнь?? Какие он проекты делает???>

и так далее: То есть, с учением Дерека Принса МОЖНО спокойно не согласиться или согласиться в любой его части, и водораздел можеду христианами НЕ ПРОЙДЕТ по тому признаку, принимают ли они учение и служение Дерека Принса все, частично, или в малых дозах, а также в восторге они от личности оного или она (личность) оставила их равнодушными. Не то с Ледяевым, и даже с небезызвестным Бенни Хином - не то. Хотя к Бенни Хину, в общем, относятся спокойнее.

В чем же причина? Дерек Принс- это учитель, его учение слушают, читают и так далее, но ЗА НИМ НЕ ИДУТ. Ледяева же современное христианство пытается возвести на уровень <пророка>, но не в том библейском смысле <пророка>, а в смысле помазанника, под чей авторитет надо вставать и за кем - вот именно - надо ИДТИ. А если идти, то уж целиком и полностью, принимая ВСЕ безоговорочно. И личность, и дела, и проекты, и каждое слово проповеди и учения. А если нет - то ты уже <не принимаешь Ледяева>

:.

Аналогичная ситуация, но уже с другим мега-движением: приехал как-то к нам в церковь уроженец нашего города, учащийся ( то есть учившийся в то время) в моковской школе Слова Жизни. И начал агитировать (простите за это слово, но это называется именно так) - не поступить ли вам в школу СЖ, да не вступить ли вам в ассоциацию: мало по малу, чем дальше в лес: и так далее: договорились уже до того, что нету на наших просторах движения прогрессивнее и мощнее, и что все, кто вне его - просто слабые разрозненные церквушки, которым жить осталось недолго, а вот в рамках ассоциации СЖ церкви процветают и набирают силу:. Расстались мы недовольные друг другом, так как право церкви на независимость вне ассоциации СЖ и ее фантастических проектов он просто не признавал. Надо было встать под <покрытие>

Ульфа Экмана, потом уже о чем-то стоило с нами говорить7)

Другой пример, более частный, но о культе личности говорящий более чем7. Все имена и названия изменены. В церковь (допустим) Новая жизнь (ой, как же названия церквей-то наших похожи на названия колхо:все, молчу-молчу..) приехал и снискал всеобщее уважение пастор из другой церкви (допустим Иван Петров), да так и начал туда ездить, - типа, вы пока еще слабенькие, маленькие, а вот я вас щас жить научу7. Пастор <Новой жизни> Ивана Петрова просто таки полюбил, хотя учение у последнего было от истины далековато. А вот среди паствы начались брожения.Брожения носили примерно такой характер: <Ты учение Ивана Петрова принимаешь?> <Я не знаю: < <Как не знаешь? Он же помазанник! Ты слышал какая у него жизнь праведная? Какая у них церковь сильная?> <Не, ребят, а какое у них прославление в церкви! Да, нам у них еще учиться и учиться!>: а потом дальше- больше: уже речь пошла о том, что <кто не принимает (учение) Ивана Петрова - кайтесь>. Слово <учение> вот именно в скобках, потому что там речь шла уже не о принятии учения, а о принятии всей личности, <покрытия>

, так сказать, и следовании за ним во всем, слепо и преданно, с постоянным цитированием:Вы скажете, этот пример ни о чем не говорит, отдельные церкви может кидать из крайности в крайность. Как выяснилось, целые движения - тоже7. Может быть, в случае с отношением к движению НП это не так прозрачно, но тенденции те же.

Отношение к личности (движению, ассоциации) становится водоразделом: принимаешь - молодец, наш, не принимаешь - нда, брат, вот отсюда все твои и проблемы: Или наоборот, что тоже не лучше. Водораздел свой/не очень свой (пока еще, спасибо, не свой/чужой) - вот что опасно в этом феномене.

Это сладкое слово <покрытие>

Что же происходит? Возьму на себя смелость заявить, что учение о <покрытии>, которое берется в данном случае за основу, не имеет библейских корней. Исторически, иерархическое устройство:.хххммм: деноминации: появилось не раньше 2 - 3 веков, когда <материнские> церкви больших городов подминали под себя малые, так что епископы мега-церквей становились руководителями и стояли <над> епископами меньших общин. Это привело вы сами знаете к чему, но если не приходит сразу в голову, скажу: к Римской католической церкви. Папа Римский стал <покрытием>

всей деноминации7. А тут уж волей неволей приходится быть непогрешимым, а то как же деноминацией управлять?

Что же было до этого, или вернее, как планировалось? Первые христианские общины были органихованы по принципу еврейской общины, синагоги. Синагоги разных городов не были связаны между собой иерархически, но были независимыми общинами.

Что касается христианских общин, то они были связаны между собой не вертикальными,а горизонтальными связями сотрудничества. А апостолы? - спросите вы. <Если для других я не апостол, то для вас апостол>, - пишет Павел. То есть апостол был апостолом для тех непосредственно церквей, которые он основал. Для прочих он мог быть учителем, пророком,но власть <отцовства>

он даже для своих церквей применял крайне осторожно (1 Фес.2:8 - 12). Иерусалимская церковь НЕ БЫЛА материнской церковью для языческих церквей Галатии и прочих. (Деян.15:23 - 29, Гал. 1:15 - 24, 2:6 -10). Я думаю это образец взаимоотношений между церквами, которому лучше следовать.

Учения о покрытии и ученичестве вообще крайне интересны своей убедительностью и полным отстутствием библейского основания.

Они основаны на слепом повиновении личности другого служителя, на неприкасаемости и непогрешимости оной, под страхом <проказы Мариами> (да уж, кто после этого дерзнет не любить помазанника7), а также гласят, что без <покрытия> и <хождения полд чужим помазанием> не выжить никому, а также <не подняться> уж точно. Так часто приходится слышать в разговорахз между служителями церквей: <Вы под кем?> <А мы встали под (Ледяева, Ахвегс, СЖ).> <Вы под кем? Я под Кифой> <А я под Аполлосом, у него проекты круче> <Не, ну у Павла учение мощное,я под Павлом>

7

Во-первых само словечко <под> говорит о многом. Чисто семантически оно несет управленческий, может быть даже политический, и кучу еще других оттенков, но духовно оно предполагает чисто <пространственное>расположение одного служителя под другим, так что - УПС, внимание! - между тобой и Богом явно есть кто то еще: якобы более способный тебе от Бога передать послание, видение и защиту (ибо <покрытие> оначает прежде всего защиту). Однако, в Новый Завет посмотрим или как? (1 Ин.2:20, 2:27; 1 Тим. 2:5, 1 Кор.3:4 -9)Каждое служение уникально, Бог сам распределяет дары между служителями церкви, и один служитель не стоит <под> другим. <Над>

каждым только Бог.

Почему же учение о покрытии встречает такой трепетный отклик среди служителей? А очень просто, даже неинтересно рассказывать. Так удобнее, безопаснее и меньше ответственности. То есть не <меньше>, о чем я! Совсем вовсе никакой ответственности. Знай себе копируй <материнскую церковь> и ее проекты, воплощай ее откровения, - а вопрос о возможной (хотя бы в чем-то) неправоте <покрывающего апостола>

снимается как неприличный. Отчего же такая отчаянная потребность в чувстве "security and belonging", как говорят психологи, то есть безопасноти и принадлежности? Еще проще! От неуверенности в себе, то есть в своем помазании, то есть в своих дарах, то есть в.. продолжать? Нет уж сами продолжите7 Павел сказал: "Я не стал советоваться с плотью и кровью (Гал. 1:16, 17). Он был уверен в уникальности своего призвания и прежде всего в Боге, в дарах и откровениях: Неуверенность в том, что Бог может действовать через тебя и управлять тобой непосредственно, а также хранить тебя лично, без посредника, "помазанника" над тобой, - порождает панику и желание "встать под кого-то":.

Я живу в городе, известном неким феноменом, который так и называется - Казанский феномен. Это феномен уличных банд. Сейчас он вновь возрождается, хотя несколько лет о нем было не слышно. Суть его в том что весь город поделен на зоны влияния группировок, и всякий подросток с 12 до 18 лет, живущий в зоне влияния той или иной группировки, должен каким-то образом заручиться ее поддержкой, чаще всего - вступить в нее, иначе побьют. Пацаны говрят между собой: "У тебя кто поддержка? У меня "56-й": " "А Ванек знаешь почему такой борзый? У него поддержка "Телестудия" " Это сейчас так, а 10 лет назад звучало: "за кого пишешься?" Неуверенность человека в "каменных джунглях" порождала потребность "писаться за кого-то" или "иметь поддержку", - то есть принадлежать к чему-то большому и "крутому". Чем круче "поддержка", тем "борзее" пацаны7)) Ребята, христиане, помазанники, служители!!!! Мы же с вами не на зоне! У нас один "автор" - Бог!7 Мы же все братья: со-работники:со-служители: со-ратники7) (Вам место писания? 1Кор.3: 7-9)

Итак, что же происходит-то? Мелкие и начинающие церкви, где пасторы (скорее всего) не уверены в своем помазании, стремятся "встать под" мега-церкви, войти в "авторитетные" ассоциации, известные своими достижениями и проектами. Чем больше и знаменитее ассоциация, тем больше "мелочи" она притягивает.

Идет процесс централизации и: иерархизации харизматических церквей России. Хорошо ли это?

Отчего померла первая церковь?

"Сначала маленький экскУрс в историю, а к практике мы перейдем потом" (с) "Зоопарк"

Вскрытие показало, что смерть енаступила - нет, не в результате вскрытия7, - а в результате трех продолжительных заболеваний (обзовем два из них, как хирургам и положено, сложными латинскими именами) .

1)иерархизация церкви (постепенное превращение церкви в иерархическую структуру с одним "помазанником" на верхушке пирамиды)

2)паганизация церкви (постепенное проникновение в учение церкви языческой философии, а в практику богослужения - языческих элементов священнодействия)

3)союз церкви с государством, то есть политизация ее, и как кульминация - возведение христианской церкви в четвертом году в статус государственной, императора - в статус pontifix magnus, a папы Римского : ну понятно:

Вам это совсем ничего не:..? Ну нисколько?

Паганизация церкви у нас идет постоянно, элементы New Age носятся в воздухе, психология и тренинги крутятся вокруг Дома Божьего, постоянно порываясь зайти внутрь: Об этом можно поговорить отдельно.

О политизации тоже можно сказать многое. Стремление <доказать миру>, лозунги <церковь должна занять надлежащее место в современном мире> <получить признание мира>, <войти в государственные структуры>

и так далее, - все это тенденция быть как можно ближе к центрам государственного управления: Подумайте на досуге:

Но иерархизация - это уже тема данной статьи. Как в экономике монополии поглощают мелкие предприятия, так и в нашем церковном пространстве изначально независимые церкви, не справляясь с управлением и трудностями, <ломаются> и идут на поклон к мега-церквам, в страхе остатьься без покрытия. Потребность <быть под> и <идти за>, основанная на неуверенности, возводит на иерархические престолы новых <архиепископов>, а те, в свою очередь, принимая эти условия, выясняют отношения друг с другом, и недалек, видимо, тот день когда из них выделится наиболее <помазанный>

, и тогда он возглавит уже конгломерат ассоциаций, - и тогда: Трепещи, папа Римский Иоанн Павел второй! Мы поколение новое, готовое к бою..7)

Культ личности

Итак, правильным библейским подходом к А.Ледяеву, Ульфу Экману, Дереку Принсу, Бенни Хинну и причим служителем было бы: <1 Кор.3:21, <все испытывайте. Хорошего держитесь (1 Фес.5:21)>:. Каждый из них на своем месте и каждый вносит свой неоценимый вклад в мировое христиаство ( а кто пока не в мировое, то во всяком случае в Российское). Ульф Экман евангелизирует сложнодоступные районы, Дерек Принс систематизирует библейское уечние, Бенни Хинн исцеляет, Ледяев ставит мюзиклы, выпускает кассеты и говорит интересные проповеди. Все это <наше> как сказал Павел, жизнь от наличия в ней мюзиклов Ледяева и крусейдов Бенни Хина в целом становится разнообразнее и полнее (для тех, кто в этом нуждается). Но если Бенни Хину будут поклоняться как единственному источику силы, пренебрегая Богом, как распределяющим дары и давшим церкви также множество других служителей исцеления - советую поберечься, Бог - ревнитель. Не надо красть у него славу и передавать другому, в том числе Бенни Хину. Если вместо того, чтобы принимать от служения Ледяева все то, что дейцствительно в нем удачно и уникально, мы будем слепо копировать его служение в наших церквах, а также <вставать под>, объявляя его непогрешимым и неприкасаемым помазанником, а его помазание - единственной надежной защитой и покрытием:.берегитесь, Бог ревнитель! Место защитника и покровителя, а также вождя и учителя, а также источника идей и побуждений уже занято, и это Его место! Можно, конечно, попросить его поджвинуться, попытаться подсадить на трон - рядышком - своего кумира, но Он, знаете, этого не любит:. В этом вина - подчеркиваю -не самих служителей, а в том, что неуверенные в себе христиане,.вместо того, чтобы принимать их дары, <предают им свои души> и заявляют о своей принадлежности им (<я Кифин..>, что с Новозаветной точки зрения просто вопиюще: <вы куплены дорогой ценой>, <вы Христовы>

).

Итак, наметились две опасные для русского харизматического движения тенденции: 1) иерархизация, вследствие которой все меньше церквей остаются вне деноминаций, а следовательно, вне сильного влияния личностей тех или иных служителей

2) культ личности, при котором водораздел начинает уже проходить по принципу: принимаешь- не принимаешь того или иного помазанника.

Декларация независимости7

Прошлой осенью к нам в город (подчеркиваю - в город, а не в какую-то из церквей) приезжал хозяин и режиссер хрисианского театра в Далласе, Техас.

Он организовал представителей всех церквей имеющих хоть какие-то актерские способности и поставил довольно профессиональный христаиснкий спектакль <Место суда>

. Это было очень здорово, но что характерно, церкви города не объявили его своим покрытием и вождем, а также апостолом и учителем7. Его служение осталось на своем месте,хоть и принесло очень большую пользу. Оно не принадлежит ни к какой церкви, оно внецерковно, и служит в равной мере всем церквам.

Мы имеем дело с незаслуженно пренебрегаемым в нашем харизматическом движении феноменом МИССИИ. Склонность к тоталитарному мышлению привела некоторые церкви в 1994-1995 годах к высказываниям типа: <Сейчас не время министриз, не время служителей-одиночек, мы не признаем никаких миссий и министриз иначе, как в рамках нашей церкви>. Это озанчало, что все музыкальные проекты, театральные студии, газеты и издательства, а также миссионеская деятельность должна была проходить под эгидой поместной церкви. Вся сыгранная музыка, все спетые песни, все поставленные спектакли проходили чуть ли не через худсовет7 (<недостаточно выражена руководящая роль церкви, спектакль зарубить>7), и все достижения культуры были как бы достоянием данной церкви. Если пастор был таланливым или широко мыслящим, <генератором идей>, то и <культурная жизнь> церкви процветала, снабжая российское христианство интересными образцами: Отсюда пошли оценки типа <Сильная церковь:таааакую кассету записали! Классная церковь! Такой спектакль поставили! Супер церковь! Такую аппаратуру купили>

7))

Ребята, ошибка! Спектакли, песни, книги и кассеты нужны7 - однозначно. Отчасти как средство евангелизации (хотя, на мой взгляд, в Библии средства евангелизации несколькро другие - чудеса там, знамения, сила Божья, ну да ладно, пока речь о другом), но больше всего - как удовлетворение потребностей самих христиан в качественной культуре. А что, - не тварь дрожащая. Право имеем7

Но почему задачу создавать образцы культуры церковь взяла себе?

Церковь - это община, у нее другие задачи, сила и слабость церкви определяется не мощью звука колонок и не <светом> на сцене, а количеством - уж извините - исцеленных сердец и взятых на попечение вдов и сирот, уровнем пасторского попечения о слабых и немощных, способностью принять людей из мира такими, как они есть, не <строя> их сразу и не отметая <портящих фасад>. А классный звук, яркий свет, красивые вдохновенные лица поющих и таланливые спектакли оставьте миссиям и <министрям>

(то есть ministries) отдельных помазанных и таланливых служителей. Как и перевозку евреев на истоическую родину, как и кормежку бомжей. Как и издание газет и сайтов, крусейды и транс-российские служения исцеления. Все то НУЖНО, а многое - даже необходимо, но для этого есть внецерковное и межцерковное служение, иначе - миссии и министриз.

Да, церковь всегда будет более убогой (не побоюсь этого слова), более прозаичной, более будничной, и даже где-то скучной, она не для красоты и не для отдыха, - в нее приходят раненые, пораженные грехом люди из мира, бедные,больные и просто обыкновенные, средние, среднестатистические, и место в ней должно быть для всех: в церкви выясняются отношения, дается учения,люди учася любить и понимать друг друга, помогать друг другу, церковь - это не придаток к яркому служению того или иного евангелиста или пророка, это не масса, призванная претворять в жизнь мегапроекты. Для этого есть (то есть должны быть) миссии. Их могут возглавлять яркие личности, профессионалы в тех или иных отраслях культуры или помазанные дары служений, и к ним могут примыкать по желанию или по призванию другие служители, как помощники (если речь идеть о дарах служений) или профессионалы и/или таланливые любители, если речь идет о музыкальных или театральных проектах. Уровень церкви, где ориентация идет на всех, и где общность слагается из многих. ВСЕГДА будет ниже уровня сравнительно небольшой команды единых между собой и ярких, целеустремленных служителей примерно одного духовного уровня (которые могут сделать тот или иной проект или крусейд) и тем более - независимого служителя-<одиночки>

, типа Бенни Хинна.

Предстаьте себе церковь, где прославление ведет Кармен, служение исцеления - Бенни Хинн, проповедует Ледяев, играет на трубе Фил Дрисколл, а учит Дерек Принс. Представили? Я тоже. Это мировая церковь7) Для поместной этого слишком много, в поместной должны проявляться дары ее членов, в этом ее назначение. Яркие призвания и дары - достояние мировой церкви, их служение - больше и шире, чем в поместной церкви. Так что, служители и пасторы, задумайтесь над этим. Не надо превращать свою церковь в копию Ледяевской! Еси у вас есть таланливвые музыканты и драматурги, пусть себе делают свои проекты, - дай им Бог! А в церкви пусть каждый сможет проявить свои - пусть пока еще зачаточные - дары, Храните свою уникальность! Вот7. И не бойтесь пускаться в свободный поиск. Бог за вас, независимо от человеческого "покрытия".

Джулия

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте