Культура

Editor

Христианское воспитание и Ювенальная юстиция

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).

Верующие родители должны со всей серьезностью и с молитвой взять на себя ответственность, описываемую в этом стихе. Бог желает, чтобы родители, дети этих родителей и дети этих детей следовали Ему. Но чтобы передать наследие веры, требуются целенаправленность, молитва и воспитание. И поскольку совершенных родителей не бывает, надо чтобы они всю жизнь были готовы извлекать уроки из собственных ошибок.

Перед тем как начать рассматривать тему воспитания детей, следует отметить, что теория – это одно, а реальная жизнь – несколько другое. Горе тем родителям, которые, прочитав пособие, подумают, что теперь они уже все знают о воспитании детей. Трехлетний ребенок, который вроде бы должен с искренней детской верой внимать библейской истории о Данииле, брошенном в ров со львами, может вдруг швырнуть недоеденное пирожное прямо в книгу, которую ему читают родители. Мало того, что такое отношение может нарушить благоговейное состояние остальных членов семьи в данный момент и подвергнуть испытанию родительское терпение, оно, возможно, пойдет вразрез с их теориями, почерпнутыми из пособий.

Родители не должны отчаиваться, т. к. кроме книг есть еще и другие источники. В книгах можно найти достаточно ценные советы, однако в них нет совершенного описания особенностей личности каждого ребенка. Мудрые родители, стараясь применить Божьи принципы воспитания на деле, будут ежедневно полагаться на Господа: «У кого же из вас недостает мудрости, д а просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь…» (Иак. 1:5-6).

Заметьте, что на веру обращено особое внимание. Воспитание детей – это не просто передача веры, а требование веры со стороны родителей. Иногда в суете забот, связанных с несколькими детьми дошкольного возраста Божьи принципы воспитания могут показаться нереальными и даже неверными. В таком случае родители должны просить о мудрости. Даже еще не получив просимого, они должны твердо верить в Бога, ибо пути Господни всегда верны (Пс. 118:128). Часто именно готовность повиноваться, несмотря на некоторое недопонимание, приводит к более глубокому разумению путей Господних.

А что говорится о воспитании детей в Библии? Книга книг придает воспитанию детей огромное значение. Давайте объединим все библейские наставления о воспитании в три группы: наставление, обучение на примере и исправление.

1. Родители должны наставлять своих детей.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:4-7).

Обратите внимание, что именно родители несут основную ответственность за наставление своих детей. Они должны учить их путям Господним, и делать это очень старательно.

Ясно и доходчиво наставляя своих детей, родители тем самым указывают им на то поведение, которое от них ожидается. Благодаря этому, дети будут знать не только то, как им следует поступать, но и то, что они не должны делать. Другими словами, ясные родительские наставления не только подготовят детей жить по установлениям Божьим, но и, в случае совершения ими каких-либо проступков, помогут почувствовать угрызения совести и должным образом отнестись к последствиям.

Наставлять детей следует с раннего детства и вплоть до наступления совершеннолетия. Для более действенных результатов наставления родители должны понимать детей и реально оценивать их умственные способности во все возрастные периоды их развития. Если родительского понимания не будет, значит вполне возможно, что очень хорошее зерно будет сеяться в неподготовленную почву.

2. Родители должны быть примером для своих детей.

В той же главе, где говорится о родительском старательном наставлении, мы читаем такие слова: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор. 6:17-18). Если образ жизни родителей будет противоречить их старательным наставлениям, результат воспитания будет нулевым, потому что мало наставлять своих детей на путь доброты, терпения и самоотверженности, нужно лично вести детей этим путем. В одной пословице говорится: «Мы учим детей словами, еще больше своими делами, но больше всего своим примером».

Родительский пример особенно важен тогда, когда дети становятся подростками. Малыши с восхищением смотрят на своих родителей, подростки же начинают анализировать их слова и поступки. Молодые люди, как правило, желают, чтобы все было так, как оно должно быть. Это побуждает их бурно реагировать на непоследовательность взрослых, а когда она проявляется в родителях и других авторитетных лицах, их стремление к независимости усугубляет эту ситуацию. Если родители учат одному, а делают другое, то бунтующий молодой человек будет использовать это как оправдание своего еще более неприемлемого поведения. Конечно, совершенных родителей нет, но они обязаны быть честными и смиренными. Они не должны требовать от своих детей того, что сами не желают делать.

Родители должны быть благодарны за то, что Бог призывает их удерживаться от духовного самодовольства. Важность их задачи – быть примером – будет для родителей еще одной причиной, побуждающей к искреннему и верному служению Господу.

3. Родители должны исправлять своих детей.

Сегодня этот момент воспитания подвергается активной критике, поэтому давайте остановимся на нем более подробно. Библия дает нам ясные, основанные на истине, указадния относительно использования розги; она говорит о склонности человека ко греху, которая проявляется уже с раннего детства, и, если эту склонность не обуздать, она может привести человека прямо в ад. С другой стороны, современная критика розги исходит из ложного утверждения о положительной сути человека, утверждая, что для раскрытия и развития врожденных способностей детей требуется лишь соответствующая поддержка и поощрение. Поразмышляйте над следующими библейскими принципами, в которых говорится о розге:

а) розга спасает ребенка от дороги в погибель. «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22:15); «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет, ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13-14).

Слово «глупец», использованное в Книге Притчей, относится к человеку, который идет своим путем, не прислушиваясь к наставлениям. Такая глупость – суть упрямства и источник непокорности, она глубоко укоренена в сердце каждого ребенка. Избавляет от нее именно розга. Никакие порицания, угрозы или наставления не заменят розгу, усмиряющую бунтарский дух каждого ребенка.

б) наказывать розгой надо с любовью. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:24). Следует особо отметить, что без любви розга становится средством насилия и унижения. Непонимание и пренебрежение этим принципом – вот два основных фактора, побуждающих современное общество отвергать телесное наказание детей.

Студенты одного колледжа решили провести исследование в этой области. Они решили выяснить, почему одни родители добились успеха в воспитании детей, а другие – нет. Студенты разделили родителей на четыре условные категории: авторитетные, авторитарные, беспечные, вседозволяющие. Результат воспитания они определяли по их навыкам общения и по наследованию родительских ценностей. И авторитетные, и авторитарные родители в воспитании детей применяли розгу, однако авторитетные делали это с любовью, а авторитарные – со злобой и гневом. Самые высокие результаты воспитания детей оказались у авторитетных родителей, самые низкие – у авторитарных. Итак, можно сделать следующий вывод: там, где розга не применяется с любовью, она дает отрицательные результаты.

в) воспитание розгой должно начинаться с раннего детства. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не смущайся криком его» (Прит. 19:18). Придет время, когда розга станет неэффективной. Те родители, которые не хотят наказывать своих детей из-за того, что и им и их ребенку больно, всего лишь откладывают свою печаль, т. к. очень скоро они будут беспомощно наблюдать, как их своенравные дети, смеясь, направляются в ад, и это будет в сто крат больнее, чем утешать их после наказания.

г) розга должна сопровождаться наставлением. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29:15). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении [букв.: в наказании] и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Обратите внимание, что и в Ветхом и в Новом Заветах наказание и наставление неразрывно связаны между собой. Наказание розгой не отменяет ответственности родителей наставлять ребенка, т. е. и наказание, и наставление – неразделимы. С одной стороны, именно игнорирование детьми родительских наставлений служит поводом для наказания розгой. С другой стороны, получив наказание розгой, ребенок готов прислушаться к наставлениям родителей, ибо пока сердце ребенка непокорное, он не станет признавать наставлений, но раскаявшись, он будет рад им.

Итак, розгу следует применять для того, чтобы ребенок, сопротивляющийся родительским наставлениям, прислушивался к ним без всякого сопротивления, пассивного или активного.

д) розга способствует спокойным взаимоотношениям между родителями и детьми. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Прит. 29:17). Там, где родители пытаются искоренить склонность своего ребенка к непослушанию при помощи подкупов, выговоров и угроз, их взаимоотношения будут перемежаться гневом, раздражением и использованием друг друга в корыстных целях. В конце концов родители начнут исполнять прихоти своих детей. К тому же они становятся раздражительными, а их дети – невоспитанными, уязвимыми и несчастными. Но если родители будут последовательно подавлять упрямство детей розгой, семейные взаимоотношения будут спокойными, а дети, зная пределы допустимого, обретут чувство безопасности. В современных семьях, где слова «покой» и «радость» зачастую неизвестны, следует восстановить применение розги, но делать это только с любовью.

Пример из жизни

Бетани была третьим ребенком в семье, поэтому родители не были новичками в воспитании детей. Тем не менее, они растерялись, столкнувшись с бурным темпераментом своей дочери. Капризы и крики начались в конце первого года жизни, и, казалось, никогда не прекратятся.

Когда Бетани не получала того, что хотела, она падала на пол, брыкалась и заходилась в крике. Казалось, что розга бесполезна. Девочку наказывали, а через пять минут повторялось то же самое.

Родители Бетани были уже готовы признать, что Божий план относительно розги применим ко всем, кроме Бетани. Однако должен же быть какой-то выход? Они начали старательно изучать Писание, прочитали несколько христианских книг по воспитанию детей и, в конце концов, пришли к выводу, что если Бог призывает родителей наказывать детей розгой, они, веря Ему, будут это делать и впредь.

– Мы не должны надеяться на победу после первой битвы, — сказал отец Бетани, -и потому будем и в дальнейшем справляться с непослушанием нашего ребенка при помощи лекарства, которое прописал Бог — розги.

Через несколько лет отец Бетани сказал:

– Бетани – одна из самых приятных и добродушных наших детей, хотя родилась она совершенно другой.

Эти родители добились успеха, последовательно применяя Божьи принципы воспитания.

Как использовать розгу?

1. Убедитесь, что вы достаточно ясно объяснили ребенку, что от него требуется. Не давайте ему непосильных заданий. Предупредите его, но не угрожайте, о серьезности ваших намерений. Это обезопасит вас от несправедливого (из-за непонимания) наказания.

2. Уважая ребенка как личность, наказывайте его розгой без посторонних, чтобы он мог без стеснения поплакать.

3. Прежде чем наказывать ребенка, успокойте его, т. к. наказание взволнованного ребенка может привести к противоположным результатам. Успокоившийся ребенок может прислушаться к наставлениям и осознать справедливость наказания.

4. Сначала поговорите с ребенком, спросите у него, что он сделал. (Признание всегда помогает раскаянию.) Важно спросить, «что» было сделано, а не «почему», и, прежде чем выслушать ответ на «почему», ребенок должен ответить именно на этот вопрос. В любом случае постарайтесь сначала поговорить с ребенком: это обезопасит вас от действий, совершаемых в приступе гнева.

5. Объясните ребенку, что так вести себя нельзя. Это объяснение не должно быть ворчливым или нравоучительным. Чтобы помочь ребенку осознать справедливость наказания, можно прочитать ему то место из Библии, в котором говорится о подобном проступке.

6. Наказывать ребенка розгой можно только по ягодицам. Розга должна причинять ему только боль, а не травмы и увечья.

7. Пользуйтесь розгой согласно нужд ребенка. Такое наказание должно подавить своеволие ребенка и заставить его повиноваться с радостью. Целью наказания должно быть не желание доставить ребенку боль или желание найти отдушину для своего гнева. Чересчур суровое применение розги так же вредно, как и ее отсутствие.

8. Разрешайте ребенку плакать, но не кричать или падать на пол и бить по нему ногами. (Некоторые дети пытаются контролировать суровость наказания. Наказание должно укротить гнев ребенка и заставить его подчиниться родителям, а не быть поводом для нового неподчинения.)

9. Утешайте ребенка. (Утешать должен именно наказывающий родитель.) Хотя это время должно способствовать укреплению взаимоотношений с ребенком, лучше, если ребенок сам будет искать утешения у родителя, а не родитель сразу же после наказания будет слишком эмоционально утешать его, поскольку в таком случае может возникнуть двусмысленная ситуация. В некоторых случаях (в зависимости от характера проступка), родители после наказания могут помолиться вместе с детьми.

Итак, родители должны учить своих детей послушанию наставлением, личным примером и розгой. При этом дети должны подчиняться родителям сразу же, как только им отдано приказание, а не после того, как на них повысят голос. (Родители, наставляя ребенка, никогда не должны повышать голос.) Ребенок, который слушается не сразу и продолжает делать все по-своему или слушается только после того, как ему объяснят, почему надо делать именно так, а не иначе, на самом деле не слушается. Если родители не приучают своего ребенка к немедленному послушанию, они, фактически, учат его различным видам непослушания. Получается, что родители как бы говорят ребенку:

Тебе не обязательно меня слушаться с первого раза, я повторю то, что тебе нужно сделать, несколько раз;

Тебе не обязательно меня слушаться до тех пор, пока я не повышу голос, буду угрожать или кричать на тебя;

Тебе не обязательно меня слушаться, пока я не пойду за розгой;

Тебе не обязательно меня слушаться, пока я не отвечу на все твои возражения;

Тебе не обязательно меня слушаться, если ты сможешь меня отвлечь или рассмешить;

Тебе не обязательно меня слушаться, если ты будешь меня упрашивать, хныкать или плакать;

Тебе не обязательно меня слушаться, если ты закатишь истерику;

Тебе не обязательно меня слушаться, если ты сделаешь что-то такое, из-за чего будет стыдно перед посторонними людьми;

Ты можешь внешне повиноваться, выражая в то же время свое внутреннее неподчинение словами, взглядами или какими-то позами.

Все, о чем мы говорили по поводу использования розги, вовсе не означает, что розга – это единственный способ наказания детей. Розга – это то наказание, которое справляется с неповиновением и заставляет ребенка подчиняться родительской воле. Однако даже тогда, когда ребенок проявляет покорность, остается еще много работы, чтобы научиться хорошим манерам, старательности, трудолюбию и т. п., и эта часть воспитания требует как поощрения, так и наказания.

Например, ребенку нужно научиться соблюдать правила гигиены. Можно начертить для него таблицу с колонками «хорошее поведение» и «плохое поведение». В колонку «хорошее поведение» записать такие привычки как «чистить зубы после завтрака», а в колонку «плохое поведение» – оставить грязный умывальник после того, как умылся». Вы также можете назначить определенные «вознаграждения» за достигнутые успехи, как в течение дня, так и за всю неделю.

Для того, чтобы научить детей правильному поведению, требуется наказание. Розга применяется для усмирения восставшего духа, однако есть еще проступки, требующие осознания справедливости последствий содеянного. Например, если ребенок по неосторожности залил стол молоком, то его наказанием могут быть извинение и наведение чистоты на столе (при условии, что он уже достаточно взрослый, чтобы понять, как важно быть осторожным). Если ребенок мешает играть другим детям, он должен извиниться и тихо посидеть где-нибудь в стороне.

Чтобы правильно наказывать детей, родителям нужны мудрость и здравомыслие. Нижеприведенные принципы, возможно, помогут вам определиться с наказанием:

1. Наказание, по возможности, должно следовать за проступком: разбросал вещи – собери их, мешаешь другим – побудь один, что-то поломал – почини (в некоторых случаях ребенку необходима помощь родителей).

2. Наказание не должно быть слишком суровым, но и не слишком мягким, оно должно быть основано на Божьих законах справедливости, т. е. оно должно учить ребенка, а не подавлять его.

3. Ребенка не следует наказывать, если он не понимает, что от него требуют. Слово Божье говорит о разнице между сознательными проступками и проступками по неведению. И родители обязательно должны учитывать эти различия.

4. Помимо случаев непокорности, ребенка следует наказывать розгой и тогда, когда он причинил кому-то боль или совершил какой-то более серьезный проступок. Будет справедливо, если ребенок, причинив кому-то боль, сам испытает ее. Если ребенок злоупотребляет доверчивостью младших детей или насмехается над человеком с психическими отклонениями или физическими недостатками, это, на первый взгляд, кажется не слишком серьезным проступком, однако подобное поведение может причинить человеку серьезную душевную травму. В таком случае провинившийся ребенок вероятнее всего заслуживает наказания розгой.

5. Дети должны осознавать свои проступки еще до наказания, поэтому, чтобы наказание принесло свои плоды, необходимо исповедание.

Однако более важным является отношение отца или матери к своим детям, т. к. они намного быстрее усваивают состояние сердца родителей, чем то, что они говорят. Родители, желая добиться положительных результатов в наказании детей, должны выработать в себе определенные качества характера и избавиться от всего, что мешает этому.

Вот сравнения, которые помогут вам в воспитании детей:

Выработайте в себе:
Уравновешенность
Уважение к ребенку
Спокойное проявление власти
Чуткость в сочетании со строгостью
Спокойный голос
Разумность требований
Понимание, что благо детей – на первом месте
Уверенность, что, следуя путем Божьим, мы достигнем успеха
Избавьтесь от:

Раздражения
Неприязни к ребенку
Авторитарности
Грубости и суровости
Необоснованного повышения голоса
Требовательности
Недоброжелательности
Уныния
Родители! Всегда помните о важности состояния вашего сердца, т. к. зная все правильные методы и подходы в воспитании детей, но имея ложное состояние сердца, вы не добьетесь успеха и останетесь разочарованными.

Бог возложил на родителей ответственность за воспитание детей в послушании. Он желает, чтобы эти дети стали Его послушными слугами. То поведение, которому дети научены в детстве, будет основой их поведения в зрелом возрасте. Таким образом, родители, неправильно воспитавшие детей, несут ответственность пред Богом.

Джон Кобленц
Из книги: Воспитание детей в учении и наставлении Господнем

Источник: Первая лютеранская социальная сеть http://luteranin.info

 

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте