Editor

О формах церковного управлени

О каждой второй церкви можно сказать, воспользовавшись известной фразой Кальвина, что в ней сохраняется ordo, quo Dominus ecclesiam gubernari voluit. Это справедливо в отношении католических церквей Востока и Запада, а равно и в отношении церквей Реформации. Мнения расходится лишь в том, что именно представляет собой этот ordo: вселенскую монархию папы, или епископально-синодальную структуру восточной и англиканской церквей; коллегиальное руководство, осуществляемое равными по рангу пресвитерами, или автономию отдельных конгрегационалистских и баптистских общин, — и это лишь часть существующих форм управления церковью, о которых говорят, будто они установлены в Новом Завете. 

Подлинное величие Лютера и смелость его основополагающего богословского принципа строгого разделения Закона и Евангелия становятся очевидны, когда мы видим, как он, пренебрегая всеми прочими возможностями, идет своим одиноким путем: Христос не дал Своей Церкви никакого закона de constituenda ecclesia. Допустима любая форма церковного управления, которая оставляет возможность надлежащего использования средств благодати и никоим образом не ограничивает их применение.

Но одно правило Господь все-таки дал, и это правило относится не к bene esse Церкви, но к ее esse: Ut hanc fidem consequamur, institutum est ministerium docendi evangelii et porrigendi sacramenta, — как гласит артикул V Аугсбургского исповедания. Чтобы нам обрести оправдывающую веру, о которой говорится в предыдущем артикуле, должно проповедоваться Евангелие, и должны совершаться Таинства, и с этой целью Бог учредил служение (Dienst), посредством которого данное правило исполняется. Но везде, где средства благодати используются должным образом, там, в соответствии с обетованием Божьим, что Слово не возвращается к Нему тщетным, присутствует и ecclesia, congregatio sanctorum, собрание святых, оправданных грешников.

Способ организации общины Писание устанавливает не в большей степени, чем форму, которую принимает ministerium ecclesiasticum. Апостолы поняли, что смогут лучше исполнять порученное им духовное служение, если избавятся от обязанности заботиться о бедных и решать финансовые вопросы. Так появилось вспомогательное служение диаконов. Но Церковь была Церковью даже без этого служения. И точно таким же образом Церковь во все века может, в соответствии с требованиями времени, учреждать те или иные вспомогательные служения — например, епископов, суперинтендентов и прочие, какие только могут прийти в голову. Однако существование этих «чинов» оправдано лишь в той мере, в какой они служат интересам одного-единственного великого служения проповеди Евангелия и совершения Таинств. Епископу может быть поручено управление делами большой епархии. Однако истинной целью его служения может быть только обеспечение возможности ministerium ecclesiasticum. Его настоящее служение — служение пастора, даже если он именуется pastor pastorum. Iure humano на него могут быть возложены обязанности суперинтенданта. Только служение примирения (das Amt, das die Versöhnung predigt) устанавливается iure divino.
Герман Зассе

— Hermann Sasse. Letters Addressed To Lutheran Pastors
 

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus