Editor

Основные источники формирования современной харизматической теологии в Украине

Феномену харизматизма в Украине предшествовали протестантские течения и учения англоязычных проповедников. Идейно - догматическим содержанием харизматизма является наличие контурных связей с англоязычными церквями и их социально-историческими традициями. Украина, по мнению большинства современных богословов, стала "колыбелью харизматизма" не только национально, но за границей, особенно в странах Европы. Украинский харизматизм являет собой эволюцию отдельного движения в религиозные общины и церкви.

По данным Pew Forum из 2,2 млрд. христиан в мире, католиков насчитывается около 50%, протестантов – 37%, а православных – 12% [9]. Само понятие «реформация», часто ассоциируется с поздними протестантскими направлениями, такими как баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники. На религиозной карте Украины к протестантам себя относят близко 1,9% населения Украины. Невзирая на небольшую, на первый взгляд, численность протестантов в Украине, эта группа христиан существует на этих поприщах свыше 100 лет, пройдя путь становления от церкви или деноминации до церкви.

Расширение новейших информационных технологий, мультикультурализм, влияние рыночной экономики и, по определению Р. Соловья «преобразование духовности в одну из рыночных ценностей, цивилизационная регионализация – характерные як для христианского Запада, так и для христианского Востока» [8, C.2], обусловливают сложность исследования в отечественном контексте протестантских сообществ, особенно их новейших форм, – тех, которые возникли на волне ХХ века.

Наибольшее количество протестантов проживает в США - около 160 млн. человек, что составляет 20% мирового количества всех последователей. Второй страной, по этим показателям является Нигерия, которая насчитывает среди протестантов 60 млн. нигерийцев. Третьим является Китай - 58 млн. последователей, хотя эта цифра составляет не более 5% всей численности населения Китая. К десятке наибольших по численности протестантов стран мира входят: Бразилия, ЮАР, Великобритания, Демократическая республика Конго, Германия, Кения и Индия. На эти страны приходится 61% протестантского населения. Протестанты составляют свое большинство в 49 странах мира. Невзирая на европейское происхождение протестантизма, сегодня часть Европы в протестантском мире снижается – она составляет всего 13%. Наибольшее количество протестантов сегодня насчитывается в Африке - 37%; в Южной и Северной Америке 33% и в Азиатско-тихоокеанском регионе - 17% [9].

Самыми динамичными в своем распространении и локально региональной адаптации на сегодняшний день остаются харизматические церкви. Харизматизм – глобалистский по своей сути, но, в то же время, легко он приспосабливается к разным национально-культурным контекстам, отчасти через активное абсорбирование элементов локальных культур и интеграции их в свой богослужебный корпус и миссионерскую практику, отчасти – через апелляцию к наднациональным и позакультурным общественным прослойкам группового и индивидуального сознания. Речь идет также, по определению М. Черенкова, о «формировании нового типа солидарности – транснационального типа, который может впоследствии претендовать на замещение традиционных связей в рамках стойких национальных и даже цивилизационных коллективов» [12, С.47].

Харизматы не имеют единого авторитета или катехизиса, в котором их учение было бы изложено в стройной логической форме. Их теология остается неразвитой. Часто можно слышать, что особенной доктрины у них быть не может, поскольку все, во что они верят, опирается на тексты Библии. Первая, вторая и третья волны «Духа Святого» (возникновение пятидесятнических обществ, распространения харизматичных проявлений, внутри существующих деноминаций, возникновение собственно харизматичных обществ, - соответственно), несмотря на серьезные расхождения в ряде вопросов, связанных общей парадигмой. Третья волна практически повторяет путь классического пятидесятничества на ранних этапах его истории. Но конкретизация основных доктринальных положений харизматов постепенно совершается и поддается верификации. Верификация имеет текстуальный характер отсылки к Библии как сакрального носителя истины. По определению И. Богачевской, это – «догматизирующее ядро христианского учения, ядро нарратива — Святой Перевод и Святое Письмо», как самый стабильный структурный компонент нарратива, благодаря чему сохраняется неизменным содержание откровения. Следовательно, и вероисповедание харизматов базируется на следующих библейских истинах:

1.        Библия является богодухновенным Писанием, откровением Бога для человека, непогрешимым и надежным руководством и источником веры, учения и жизни. (2Пет. 1:21; 2Тим.З:16).

2.        Существует один истинный Бог в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух Святой. (Мат. 28:19; Лук. 3:22).

3.        Иисус Христос является вечным Сыном Божьим, и Он является Богом.  (Мат. 1:23. Исх. 9:6).

4.        Бог создал человека праведным, но через непослушание Адама в мир вошли грех, проклятие и смерть. (Бут. 3:6-24; Рим. 5:12).

5.        Человек может получить спасение только через веру в Иисуса Христа и получить прощение грехов благодаря Его искупительной жертве на Голгофском кресте. (Еф. 2:8; Рим. 3:24-25).

6.        Все, кто принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, должны быть крещены через полное погружение в воду. (Мар. 16:16, Деян. 2:38).

7.        Крещение Святым Духом – это дар, обещанный Иисусом Христом всем верующим. Крещение Святым Духом следует за рождением свыше; его знамениями являются говорение на иных языках и проявление даров Святого Духа. (Деян. 2:4.38; Лук. 24:49; 1 Кор.12:1-31).

8.        Вечеря Господня – это таинство, которое символизирует страдание Христа и Его смерть, а также пророчество о Его втором пришествии. (1 Кор. 11:26).

9.        Божественное исцеление было обещано еще в Ветхом Завете и является неотъемлемой частью Нового Завета. (Исх. 15:26; Пс. 102:3; Мат. 8:16,17; Деян. 5:16; Как. 5:14-16).

10. Те, кто умер во грехах, не уверовав в Иисуса Христа, чье имя не записано в Книге жизни, вместе с дьяволом и его ангелами поддадутся вечному наказанию и будут брошены в озеро огненное. Это и является второй смертью. (Мат. 25:46; Мар. 9:43-48; Откр. 20:11-15, 21:8) [7].

Кроме смыслового ядра любой христианской нарративной традиции, для формирования нарративной традиции определенной конфессии, выделяют и периферийные (маргинальные) текстовые структуры, которые являются гибкими и способными трансформироваться в соответствии с «вызовами времени», этнокультурного и социальной среды, — ведь через них нарративная традиция взаимодействует с другим религиозным и культурным дискурсом. Поэтому в формировании харизматической теологии важную роль играют труды, которые были написаны авторитетными харизматическими служителями. Среди них такие фигуры, как Кеннет Хейгин – американский харизматический проповедник, который также считается основателем «Движения веры». Получив исцеление от болезни, Кеннет стал проповедником. В 1961 году он организовал миссию «Мировой евангелизм» (World Evangelism), в 1974 году — Библейскую Школу «Рема» (Rhema Bible Training Center) в штате Оклахома. Выпускниками этой Школы стало более 10 тысяч квалифицированных служителей, пасторов, которые стали нести послание веры. Кеннет Хейгин является автором ряда трудов («Как быть ведомым Духом Божьим», «Основы духовного роста», «Исцеление в Библии», «Победоносная церковь», «Власть верующего»), которые стали вдохновляющими для харизматов [4].

Важное значение для формирования харизматической теологии имеет южнокорейский христианский проповедник доктор Дэвид Йонги Чо - почетный пастор и основатель крупнейшей в мире харизматической Церкви Полного Евангелия Йоидо (Ассамблеи Бога) [3]. Его учение, как и труды Кеннета Хейгина оказывают значительное влияние на теологию харизматических церквей. Первыми миссионерами, которые распространяли харизматическое учение на постсоветском пространстве был шведский пастор Ульф Экман, вместе со своим помощником, выпускником Библейского Колледжа «Рема» Карлом Густавом. Ульф Экман проводил служения, имея уже сложившуюся теологию, поскольку в то время в Упсале действовала летняя Библейская школа, которая занималась подготовкой харизматических пасторов, лидеров прославления, лидеров домашних групп и других служителей. Ульф Экман написал ряд работ, среди которых «Вера, которая побеждает мир», оказавшая значительное влияние на пятидесятнических служителей, которые затем основали харизматические церкви. Примерно в это же время, изгнанный за свои довольно смелые харизматические взгляды с пятидесятнической церкви Алексей Ледяев, попадает на служение Ульфа Экмана. Под влиянием увиденного стиля служения, он основывает движение под названием «Новое поколение». Новое движение требовало нового учения. Прослушав сотни кассет известного харизматического лидера Кеннета Коупленда (американского писателя, телевизионного проповедника, основателя одноименной Миссии, а также последователя «Движения веры» и «теологии процветания»), Алексей Ледяев основал четырехмесячную Библейскую Школу, которая стала основой и фундаментом для воспитания новых харизматичных пасторов и лидеров [6].

Поэтому, харизматические церкви, в частности на постсоветском пространстве, можно разделить на две группы. Первая - это церкви, которые являются полностью независимыми и формируют свою теологию, исходя из определенных преимуществ, предпочтений, переживаний сверхъестественных божественных идей и тому подобное. Одной из первых церквей, зарегистрированных на территории Украины, была церковь «Благодать и любовь Христа». Это харизматическая церковь, которая входит в состав Объединения Независимых Христианских харизматических церквей Украины, а также украинским филиалом и координатором Национальной Молитвенной Сети Всемирного молитвенного Центра Колорадо-Спрингс (WPCCS). Фактически с 1992 года начинается формирование харизматических общин в Украине. На этот период приходятся даты основания таких известных харизматических церквей как Христианская поместная церковь «Победа» (г. Киев), Церковь Мировой Жатвы (г. Киев), затем - Церкви Нового Завета (г. Николаев) и др. Некоторые из них входят в различные харизматические объединения, сохраняя, однако при этом свою автономность, другие - остаются вне их. В 1994 на учредительном съезде пасторов харизматических церквей Украины «была создана Ассоциация, а затем и Объединение независимых харизматических христианских церквей Украины (Полного Евангелия) (ОНХХЦУ (ПЭ)), которое официально было зарегистрировано 12 января 1995 в Государственном комитете по делам религий. Большинство церквей, входящих в объединение сформировали свою теологию именно таким образом. Что касается теологической доктрины «полного евангелия», то она требует, чтобы каждый верующий в своей жизни в определенной степени отобразил жизнь Сына Божьего. Согласно ей, все то, что преподнес и чему учил Христос, должно повториться в жизни каждого истинно верующего христианина. Выше мы указывали об отсутствии четко выписанных теологических концепций харизматов. Однако, любая догматизация, по необходимости, будет запускать механизм «стереотип-монотип», что предполагает возможность возникновения «харизматизма» (как онтологической составляющей, внутренне имманентной христианству) и в самом харизматизме. Поэтому вопрос отсутствия заключительной богословской концепции у харизматов может также играть положительную роль, обеспечивая его своеобразную гибкость и выживаемость.

Вторую группу составляют церкви, принадлежащие, к так называемому апостольскому движению. В основании учения таких церквей лежат учения библейских школ, или трудов, разработанных людьми, которых считают апостолами. В частности, теология Ульфа Экмана, лежащая в основе вероисповедной деятельности церквей «Слово веры», влияет на тематику проповедей, критерии отбора служителей, форму совершения богослужений и тому подобное. Алексей Ледяев разработал школу, которую используют церкви «Новое поколение» в Украине, осознавая при этом необходимость системного обучения и наработки собственной теологии.
Итак, теология независимых харизматических церквей постоянно будет подвергаться различным изменениям, оставив вероятно, основополагающие доктрины, посредством которых и были сформированы эти церкви. Теология же апостольских церквей, входящих в орбиту служения определенного «апостола», также будет подвергаться изменениям, исходя из новых откровений харизматического лидера, которые будут воплощаться как основа для Библейских школ. За годы развития харизматического движения в Украине, можем наблюдать определенные проблемы и осложнения, в связи с тем, что личность пастора / лидера ставится выше, чем созданная им ранее теология. Это касается, прежде всего, объединений Посольства Божьего и Собора независимых евангельских церквей Украины, или объединения церквей «Новое поколение» (О. Ледяева). В харизматизме, где лицо пастора играет едва ли не основную роль, его способность влиять на теологическую, институциональную трансформацию - довольно высокая. Пастор большой церкви вполне может быть авторитарной личностью и ради осуществления церковной деятельности использовать различные методы: «Как и в любой фирме, у пастора - абсолютная власть. Он меняет сотрудников, предлагает новые строительные проекты и распоряжается бюджетом» [См. подробнее: 5]. Харизматические основатели неохристианских деноминаций в Украине - Аделаджа, Мадава и другие - закономерно стали узнаваемыми «лицами», поэтому церкви чаще ассоциируются с конкретным пастором, чем с организацией. В этом кроются определенные опасности и риски, поскольку сосредоточение осуществления деятельности, содержащееся в руках одного человека, способно вызывать несогласованность дальнейших изменений, непоследовательность и бессистемность формирования каких-то новых нормирований, правил и тому подобное. Поэтому нередко, у отдельных пасторов формируются альтернативные модели поведения, связанные с собственным восприятием целей и ресурсов своей религиозной деятельности. Ярким примером может служить религиозная деятельность таких представителей харизматического направления как С. Аделаджа [1] или В. Мунтян[2].

В среде самих харизматов также нет единого мнения о деятельности тех или иных церквей. Интересной в этом контексте является реакция УМС на соответствующие процессы в харизматизме.  К сведению, УМС (Украинский межцерковная совет) - коллегиальный орган, в состав которого могут входить объединения церквей, христианские миссии и влиятельные местные церкви. Руководство составляют (эти данные приводятся с целью показать, что руководящие функции УПЦ не сосредоточены в руках какой-то одной церкви, объединения и т.п.): председатель - Борис Грисенко - старший раввин киевской еврейской мессианской общины, заместители: Андрей Тищенко - старший епископ украинской христианской церкви «Новое поколение», исполнительный секретарь - Сергей Убогов, пастор, также исполнительный секретарь объединения христианских евангельских церквей «Всеукраинская Христианская Ассамблея». Украинский Межцерковный Совет (УМС) был создан в мае 2003 года с целью сближения, взаимодействия и единства христианских церквей, включает в себя 20 членов[3]. Последней принимается целый ряд документов - резолюций, деклараций, открытых обращений и т.д. [11]. Среди них такие, которые удостоверяют гражданскую позицию представителей этой организации, например: Резолюция Международного Лидерского саммита «Роль христианских ценностей в формировании новых социально-политических отношений в Украине» (24-25 июня 2014 года, г. Киев) или Резолюция Всеукраинской конференции Украинского Межцерковного Совета «Церковь в любое время общественных потрясений», Открытое обращение Украинского межцерковного Совета к братьям по вере в Российской Федерации, странах СНГ и русской диаспоре, (02.03.2014) Заявление председателя Украинской Межцерковного Совета в связи с сепаратистскими проявлениями и угрозой применения вооруженных сил Российской Федерации в Украине, (02.12.2013) Обращение главного председателя Украинского Межцерковного Совета по поводу массовых акций в поддержку евроинтеграции Украины. Также представители УМС выражают свое отношение к тем процессам, которые происходят внутри определенных религиозных движений. В частности, заявлением Украинского Межцерковного Совета (15.10.2013) было подвергнуто критике деятельность руководителя Духовного центра «Возрождение» Владимира Мунтяна в Украине за его довольно одиозные богослужения, направленные на исцеление, изгнание бесов, снятие родовых проклятий и тому подобное. О специфике такой религиозной формы, вероятно можно говорить, как о некоторой «фольклорной магии», как в ее традиционной, так и в современных формах. Такой тип религии является характерно прагматичным и ориентированным на достижение конкретных целей. В современное время тотального прагматизма и ориентированности на успех, фактически вбирая в себя элементы из нехристианских символьных систем, религиозные лидеры также имеют своих сторонников. Насколько в дальнейшем именно «мунтяновский» тип религиозных богослужений покажется привлекательным и многочисленным в количестве своих последователях, пока сказать проблематично. Следовательно, есть примеры, когда харизматическая церковь становится обособленной, поскольку в основе ее учения, возникают определенные эксклюзивные откровения пастора / лидера, которые могут выходить за рамки библейского понимания. Скажем, Андрей Шаповалов, пастор церкви «TCCI» («Transformation Center Church International», Сиэтл, США) утверждает, что во время их богослужений люди видят перья ангелов, на коврах находят предметы, похожие на алмазы, золотая пыль на руках и т.д. Однако, объективности ради стоит отметить, что большинство харизматических церквей, все же пытаются объяснить и оценить свой религиозный опыт, основываясь на Библии, подчиняясь строгой кодификации содержания Священного Писания. Что касается периферийных структур, то они выполняют другую функцию и способны, как мы уже выше отмечали, трансформироваться, приспосабливаясь к общественным, культурным социальным изменениям. По определению М. Черенкова: «Евангельские церкви по своим социально-демографическим характеристикам актуальны для состояния современного общества. Иначе говоря, происходит своего рода социальное выравнивание и социализация протестантства» [12, с.492].

Итак, смысловую суть периферийных структур, выделенную в харизматических учениях, можно определить следующим способом:
1. Рождение свыше, через которое человек возрождается духовно и кроме душевной жизни, будет жизнь духовную.
2. Крещение Святым Духом со знамением говорения на незнакомом языке, когда Дух Святой соединяется с духом человека и воспроизводит слова и звуки, которые харизматы называют «иными языками». Эти «языки» соответствуют проблемам и потребностям человека, поскольку своим разумом человек не способен все понимать, а следовательно - предотвращать угрозы и трудности, встречающиеся ему на жизненном пути.
3. Договор с Богом (Завет) через водное крещение, которое является ничем иным, как обещанием Богу доброй совести. Данное обещание людей дается в момент принятия водного крещения.
4. Святость, лишение всех вредных привычек, мирского образа жизни и нацеленность на угождение Богу своими поступками. Стандартом святости является Библия.
5. Ученичество, которое предполагает, что человек не просто христианином, исповедующий Иисуса Христа, но и во всем подражает Своего Учителя - в проповеди Евангелия, молитвы, практике изгнания бесов и тому подобное. Следовать Учителю, значит делать все, что делал Иисус Христос.
6. Действие в дарах Духа Святого, разделенных по тройственному принципу. Согласно харизматической теологии существует три группы даров Святого Духа: дары откровения - мудрость, знание, умение различать духов; дары силы - вера, чудотворение, исцеление; дары языка - пророчество, говорение на иных языках (глоссолалия), толкование иных языков.
7. Вера в то, что за труд проповеди Евангелия, служение Богу на земле, человек будет иметь награду на небесах.
8. Вера в изгнание бесов и разрушение проклятий. Большинство проблем нельзя решить психологическим путем, харизматические церкви верят в то, что изгнание бесов из человека автоматически становится основой решения проблемы.
9. Возложение рук. Харизматические церкви верят в то, что через возложение рук передается сила Божия, так называемое «помазание».
10. Вера в «процветание». Библия говорит, что Иисус Христос не был нищим. Соответственно, харизматические церкви верят в то, что Бог хочет «восполнить всякую нужду по богатству Своей славы» (Библия, Синодальный перевод, Филлипийцам 4:19).
11. Изменение сознания. Вера в то, что позитивное мышление и исповедание формируют положительное сознание, что в дальнейшем формирует позитивное видение [10].

Проанализировав основные тенденции в формировании харизматической теологии, можно сделать заключение, что харизматическая теология находится в процессе становления. Этот процесс не является линейным и поступательным, что обусловлено рядом внешних и внутренних факторов: глобализационные процессы, которые вызывают фрагментарность, клиповость, как качественные характеристики харизматической теологии, значительная диверсификация харизматических церквей, дисперсность их расположения, отсутствие единого руководящего центра, зависимости от авторитета пастора / лидера церкви. В ходе исследования были конкретизированы те основные доктринальные положения харизматов, которые постепенно подвергаются верификации и имеют текстуальный характер отсылки к Библии как сакрального носителя истины. Кроме основного смыслового ядра, выделены периферийные (маргинальные) текстовые структуры, характерные для харизматической теологии, которые зависят от специфики формирования самой харизматической церкви, являются гибкими и способны трансформироваться в соответствии с современными потребностями верующих.

Андрей Тищенко,

Аспирант отделения регионоведения института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины

Список использованных источников:


1. Аделаджа С. «Как быть богатым без слез». - М., 2008. - 453 с.
2. Арнотт Дж. Благословение отца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kingdomjc.com/Books/Arnott/01.htm- Название с экрана.
3. Дэвид Йонги Чо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kingdomjc.com/Books/Cho4/00.htm - Название с экрана.
4. Кеннет Е. Хейгин «Власть верующего» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/read/eheygin_kennet/vlast_veruyushchego.html#0 - Название с экрана.
5. Кесслер Ф., Кесслер М. "Сети власти" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigionline.com/category/88035-Folker_i_Marti_Kesseler/ - Название с экрана.
6. Ледяев А. «Разговор начистоту: 100 вопросов 100 ответов», 2006. - 143 с.
7. Официальный сайт харизматической Церкви «Прославление». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.praisegod.name/ - Название с экрана.
8. Соловей Р.П. Феномен возникающей церкви в контексте теологических и экклезиологических трансформаций в современном западном протестантизме. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.филос.н., По специальности 09.00.14 - богословие. - М., 2017. - 45 с.
9. Сегодня в мире проживает около 2200000000. Христиан, половина из них - католики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://catholicnews.org.ua/sogodni-u-sviti-prozhivaie-blizko-22-mlrd-hristiyan-polovina-z-nih-katoliki - Название с экрана.
10. Тищенко Андрей (Старший епископ Украинской христианской церкви «Новое поколение»). - Интервью, взятые в период 2015-2017 гг., В ходе выполнения плановой темы Отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины.
11. Украинский Межцерковный совет. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umrada.org/publikatsiji - Название с экрана.
12. Черенков М. Европейская Реформация и украинский евангельский протестантизм. - М.: Ассоц. "Духов. Возрожу.", 2008. - 566 c. - с.492.
13. Экман В. «Вера, которая побеждает мир». - М: Религия, 2008. - 160 с.

 

[1] В 2009 милиция обвинила пастора церкви Посольство Божье Сандя Аделаджа в причастности к организации завладения King's Capital средствами граждан мошенническим путем, с 2012 Сандей Аделаджа находится под подпиской о невыезде; 2013 Генеральной прокуратурой Украины утвержден обвинительный приговор, который направлен в суд.

[2] Мунтян Владимир - основатель и старший пастор Духовного Центра «Возрождение» в г. Днепропетровске с 2002 года. В декабре 2012 - январе 2013 года адепты «Возрождения» активизировались. Основная деятельность - целительство, снятие родовых проклятий, ведущих к преждевременной смерти, онкологические болезни, развод, одиночество, нищета и несчастные случаи. Его деятельность неоднозначно оценивается пасторами других харизматических церквей.

[3] В состав Украинского межцерковного совета входят Собор независимых евангельских церквей Украины; Духовное управление христиан веры евангельской "Украинская Миссионерская Церковь»; Союз "Церковь Божья Украины"; Объединение церквей христиан веры евангельской "Спасение"; Объединенная Христианская Евангельская Церковь Живого Бога Украины; Украинская христианская церковь "Новое поколение"; Киевская Еврейская Мессианская Община; Духовное управление христианских церквей «Царство Божье»; Центр христианских евангельских церквей Украины «Победа»; Ассоциация церквей "Благая весть" в Украине; Объединение христианских евангельских церквей "Всеукраинская Христианская Ассамблея"; Ассамблея христианских пресвитерианских церквей Украины; Международный центр Евангелия; Международное межконфессиональное служение "Движение искателей Бога»; Ассоциация журналистов, издателей и вещателей «Новомедиа»; Международная организация "Молодежь с миссией» (Украинская дирекция) Союз христианских писателей Украины; Христианскоре служения "Надежда для народов"; Объединение независимых харизматических церквей Украины (Полного Евангелия) (ассоциативное членство) Международная миссия "Сердце помощи" и Тернопольский Миссионерский Институт.

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus