Культура

Editor

Откуда пошел адвентистский антикатолицизм

Американское антиэмигрантское движение, известное как нейтивизм (nativism), имело в своем развитии три этапа.

 

1.       Антикатолический  - 1840-1850 гг. при котором основным объектом неприязни были ирландцы -католики

2.       Антиазиатский – 1870-1920 гг., направленный против китайцев, японцев и филлипинцев.

3.       Против всех вообще. С 1920-1924 г. Закончился принятием жесткого закона об эмиграции.

 

Нас интересует именно первый период развития нейтивизма, так как адвентизм появился именно в тот исторический момент, когда антикатолические настроения достигли своего пика. Первые адвентисты глубоко прониклись аниткатолическими идеями этого периода и сохранили их в своей эскхатологии.

Хотя антикатолицизм в Северной Америке уходит своими корнями еще во времена противостояния Британской Империи и европейских католических государств, боровшихся за колониальные территории,  всплеск антикатолических настроений в середине 19 века был обусловлен  волной эмиграции из Ирландии. Предшествующий период в Ирландии сформировал ряд предпосылок для массовой эмиграции населения – это было разделение Манчестера и Ольстера, ликвидации клановой системы, обезземеливание крестьян, демографический взрыв. Однако решающим фактором был страшный голод, вызванный вспышкой фитофтороза – грибковой болезни картофеля, уничтожавшей урожаи основного продукта питания ирландцев.

В результате за несколько лет в Северную Америку выехало около миллиона ирландцев католиков, спасавшихся от голода.

 

alt

 

 

Такой наплыв обездоленных эмигрантов поверг американское протестантское общество в глубокий шок. Боясь реальных и мнимых опасностей со стороны ирландцев католиков, протестанты начали активно сопротивляться. По Америке прокатилась волна антикатолических бунтов, из которых  самым известным был «библейский бунт» - волнения, вызванные слухом о том, что ирландцы хотят воспрепятствовать изучению Библии в американских школах.

 

 

alt

 

 

 

Произошел он как раз в 1844 г. (сакральная для адвентистов дата).

 

 alt

 

 

 

 

 

«Библейский бунт» в Филадельфии

 

Ирландцы вызывали у коренного протестантского населения стойкую неприязнь. На любой из множества нейтивистских карикатур того времени ирландца можно было узнать по характерному обезьяньему лицу, толстому брюху и агрессивному поведению.

 

alt

 

alt

 

alt

 

 

 

 

 

 

 

Характерные изображения ирландцев

 

Часто нейтивисты любили сравнивать ирландских женщин со своими соотечественницами.

 

  

alt

 

 

Эмигранты отбирали ресурсы, которые могли бы принадлежать коренному населению, и отправлял их на свою обнищавшую родину.

 

 

  

alt

 

Эмигранты агрессивно вели себя по отношению к местному населению, пьянствовали и грабили честных людей.

 

 

 

  

alt

 

alt

 

alt

 

 

 

 

 

И естественно, за наплывом этих людей, по мнению протестантов-нейтивистов, стояло ни что иное, как экспансия Римского католицизма.

 

 

 

 

  

alt

 

altalt

alt

 

 

Набрав достаточную силу, эмигранты, католики, согласно опасениям нейтивистов, должны были установить в протестантской Америки свои порядки 

устранить отделение государства от церкви.

 alt

 

 

Лишить американский народ его свободы, подчинив Риму

 

alt

 

 

Разрушить политическую систему

  

alt

Все эти опасения в той или иной форме нашли свое отражение в популярной адвентистской эсхатологии, основной темой которой является роль католицизма, как апокалиптического Вавилона, в последних событиях, и США, которые должны попасть под власть папства.

 

У любого человека, который начинает изучать адвентистскую эсхатологию, складывается стойкое впечатление, что аргументацию, которая должна подтверждать основные тезисы адвентисткой эсхатологии, долго и упорно тянули за уши и заталкивали туда, куда она упорно не хотела становиться. Так обычно бывает, когда прежде чем начать исследование уже заранее знают, какой результат нужно получить в итоге. Это чувствуют и сами адвентисты, только они не знают, что было на уме у тех выдумщиков, которые формировали антикатолический церковный мейнстрим, и какой результат они хотели получить. Этот ключевой момент не нужно долго искать – это ни что иное, как нейтивизм.

 

Алексей Комлев

 

 

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте