Editor

Почему Русская церковь проиграла Константинополю битву за Украину

15 октября 2018 г., Священный синод Русской православной церкви, на своем выездном заседании в Минске, основываясь на церковных канонах,  принял принципиальное решение о полном прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом Константинополя, а уже 20 ноября, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) назвал Константинопольского патриарха Варфоломея «раскольником».

         Причиной к описываемым событиям послужили противоречащие общепринятым трактовкам канонов Православной  церкви действия Константинополя в отношении Украины, а именно отмена собственного синодального решения 1686 г. о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, и неправомерное снятие канонических прещений, наложенных Русской православной церковью на украинских раскольников:

Предстоятеля самопровозглашённого Киевского патриархата  Филарета (Денисенко) (анафематствован РПЦ);
Предстоятеля самопровозглашённой Украинской автокефальной православной церкви  Митрополита Макария (Малетича) (запрещен РПЦ в священнослужении). 

         Поступает крайне тревожная для Москвы информация о том, что 25 ноября 2018 года Константинопольский Патриарх Варфоломей и Румынский Патриарх Даниил во время торжественного освящения нового кафедрального собора Румынской Православной Церкви в Бухаресте могут сделать совместное заявление о незаконности присоединения Православной Церкви Молдавии к Русской Церкви, а также о «назревшей необходимости» раздела между Константинопольским и Румынским Патриархатами церковной молдавской территории, при этом в ведение Фанара отойдет Гагаузия.

         Напомним, что 24 декабря 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви принял акт о воссоздании «Бессарабской митрополии», которая функционировала в 1918—1940 и 1941—1944 годах. Во главе митрополии встал митрополит Петр (Пэдурару), решениями Священного синода Русской Православной Церкви от 5 октября и 22 декабря 1992 года запрещенный в священнослужении «впредь до полного раскаяния».

         24 мая 2018 года Румынский Патриархат избрал двух епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии: архимандрита Вениамина (Гореану) в епископы епархии Южной Бессарабии, а викарный епископ Кишиневской епархии Антоний (Телембич) был назначен епископом Бельцким.

         Особо стоит отметить и тот факт, что намеченный на конец октября 2018 г. визит Предстоятеля Русской православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Кундяева) в Республику Молдова был отменен, причем без внятного объяснения причины.

         Анализируя реакцию информационного поля на решение о прекращении евхаристического общения между Москвой и Константинополем, можно прийти к удивительному выводу: значительная часть комментаторов, защищающих позицию РПЦ, видит причину происходящего исключительно во внешних факторах, совершенно игнорируя внутренние причины, приведшие к описываемым печальным событиям. Но у этого, на наш взгляд, поражения на украинском направлении есть именно что конкретные внутренние основания. И без тщательнейшего разбора полетов обойтись не получится, более того, это неминуемо приведет к новым неприемлемым поражениям. Итак, по пунктам.

I

         Московский патриархат, являясь, по сути, полноценной вселенской Церковью, представленной практически во всех крупнейших регионах мира, за последние годы значительно растерял накопленный за XX век потенциал влияния на узловые международные процессы в религиозном и гуманитарном сегментах. Фактически мы вступили в эпоху системной стагнации. Даже в годы официально господствующего в Советском Союзе атеизма и борьбы «с рудиментами религиозных предрассудков» Русская православная церковь активнейшим образом действовала на международной арене, будучи представлена практически во всех крупнейших организациях, борющихся за дело мира, аффилированных со структурами ООН. Также она выступала в качестве инициатора процессов высокопрофессионального теологического диалога с инославными Церквями. Еще в 1990-е — 2000-е годы в Москве на регулярной основе проходили представительные богословские симпозиумы, собирающие выдающихся специалистов-богословов со всего мира (например, таких, как православный грек Христос Яннарас).

 

II

         Минимальное внимание со стороны профильных синодальных отделов Московского патриархата к многоуровневой горизонтальной просветительской работе в среде простых верующих на территориях канонической ответственности Русской православной церкви в совокупности с агрессивной антироссийской пропагандой в ряде стран привело к неминуемой ценностной переориентации в пользу таких ориентированных на Запад центров Православия, как Бухарест и Константинополь. А реальный коэффициент полезного действия от деятельности таких официальных международных церковно-общественных организаций, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) приближается к минимальным показателям. Именно из-за подобной низкой эффективности как церковно-общественных институций, так и местных митрополий РПЦ в принципе и стали возможными те события, которые произошли в Украине, не исключая и сам «евромайдан» зимы 2013−2014 годов.

         Характерным примером такой деятельности с жирным  знаком минус, является предпринятая высокопоставленными сотрудниками Отдела Внешних церковных связей (ОВЦС МП),  в преддверии Поместного собора  Русской православной церкви 2009 года (избрал Кирилла (Гундяева) Патриархом Московским и всея Руси), попытка убедить приснопамятного Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и других высокопоставленных иерархов УПЦ МП в том, что в случае поддержки малопопулярной кандидатуры митрополита Смоленского и Калининградского  Кирилла (Гундяева), Киев получит Автокефалию от самой церковной Москвы.

 

 

III

         Некогда передовой во всех смыслах Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) времен легендарного церковного дипломата Алексея Сергеевича Буевского (21 июня 1920 — 9 апреля 2009) с приходом волоколамского митрополита Илариона (Алфеева) и некоторых его заместителей фактически выродился в службу протокола и делопроизводства. Со всеми вытекающими последствиями. Сам высокопреосвященный владыка Иларион — весьма светлый и весьма талантливый человек, великолепный композитор и большой богослов. Но ввиду его огромной занятости научной, образовательной, музыкальной, телевизионной, литературной и богословской деятельностью бремя текущего управления «министерством иностранных дел» Русской православной церкви непосильной ношей ложится на его заместителей и подчиненных. Которые, как показывают последние события, плохо справляются с возложенной на них ответственностью.

         Исходя из сказанного, мы твердо убеждены в том, что уже сегодня необходимо провести срочную работу над ошибками и кардинально пересмотреть кадровую политику с одной единственной целью — избежать фатальных ошибок в краткосрочной и долгосрочной перспективе. И дай Бог, чтобы сегодня это сделать было уже не поздно.

Дмитрий Пахомов,

Сопредседатель общественно-политического клуба «Новая Ортодоксия»

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus