Диспут

Editor

Послание из Тэзе: К новой солидарности

В течение трёх с половиной лет наше «паломничество доверия на земле» ищет пути воплощения на практике призыва к новой солидарности. 
Новая солидарность, которая может объединить всех паломников мира, паломников истины, верующих и неверующих. Три с половиной года, чтобы дать молодым людям всех континентов возможность мобилизовать свою энергию, собрать воедино свои ожидания, интуицию и опыт.

Для того чтобы выслушать как можно больше молодых людей, готовятся встречи с молодежью на всех континентах.

Солидарность между людьми нужна всегда, необходимо ее постоянно обновлять, искать новыe пути ее выражения. Сегодня, быть может, как никогда в истории, необходимо, чтобы молодые поколения готовились к более справедливому использованию земных ресурсов, к более справедливому распределению богатства среди континентов и внутри каждой страны

Понимая, что над человечеством и над планетой нависают опасности и страдания, мы не хотим поддаваться страху, не хотим покорно сдаваться

Прорыв к новой солидарности возможен. Мировая история не предопределена заранее. Вспомним хотя бы такие примеры: после Второй мировой войны горстка политиков, вопреки всякой надежде, поверила в примирение и храбро начала строить новую солидарную Европу; мирная революция смогла глубоко изменить ситуацию на Филиппинах в 1986 году; большое народное движение «Солидарность» приготовило ненасильственный путь свободы для нескольких европейских стран; падение Берлинской стены в 1989 году казалось немыслимым еще за несколько лет до того, как это произошло; в ту же эпоху страны Латинской Америки встали на путь демократии и совершили невиданный дотоле скачок в экономическом развитии, что позволило им тут же начать оказывать помощь самым бедным; конец апартеида в Южной Африке плюс добрая воля Нельсона Манделы породили такое примирение, на какое нельзя было и надеяться; а совсем недавно мы увидели конец политического насилия в Северной Ирландии и в 
Стране Басков.

Однако прекрасной человеческой надежде без конца угрожает разочарование. Все более и более серьезные экономические трудности, сложность жизни общества, которая порой нас подавляет, беспомощность перед лицом природных катастроф готовы заглушить ростки надежды

Потрясения в мировой экономике нас озадачивают. Геополитическое равновесие меняется. Неравенство возрастает. То, что считалось безопасностью вчера, сегодня таковой не признается. Не вынуждает лиэто нас быстрее принимать решения относительно  нашей жизни?

Если мы хотим строить новую солидарность, не настало ли уже время найти и явить миру новые источники доверия?

Никакой человек, никакое общество не может жить без доверия.

Когда доверие предается, это оставляет в нас глубокие раны. Доверие не слепая наивность и не легковесное слово. Это следствие решения, это плод внутренней борьбы. Каждый день мы слышим призыв оставить тревоги и встать на путь доверия.

Доверие среди людей

Открыть дороги доверия – это срочная необходимость: хотя людям становится все легче и легче общаться, человеческое общество остается разделенным и раздробленным.

Стены существуют не только между народами и континентами, но и там, где мы живем, и даже в самом сердце человека. Задумаемся о предубеждениях, разделяющих народы. Подумаем об иммигрантах, которые рядом и все же порой так далеко от нас. Взаимное неведение царит между разными религиями, да и сами христиане разделены на множество конфессий. 

Мир во всем мире начинается в сердце. Чтобы привести солидарность в действие, пойдем к другому, хотя бы и с пустыми руками, постараемся 
понять того, кто думает иначе, чем мы… и уже тогда тупиковая ситуация может измениться.

Будем внимательнее к самым слабым, к тем, кто не может найти работу… Внимание к самым бедным может выражаться в социальном служении. На более глубоком уровне это позиция открытости ко всем: наши ближние тоже в некотором смысле бедные, которым мы нужны

Бедность не сводится только к материальному положению. Это может быть нехватка дружбы, потеря смысла жизни, недоступность богатств поэзии, музыки, искусства, - всего того, что открывает нас для красоты творения.

Перед лицом бедности и несправедливости некоторые люди бунтуют или даже прибегают к слепому насилию. Насилие не поможет нам изменить общество.

В 1989 году в Восточной Германии накануне падения Берлинской стены организаторы уличных манифестаций следили за тем. чтобы каждый держал зажженную свечу: одна рука держит свечу, другая прикрывает ее от ветра, так что не остается свободных рук для насилия

Но нам нужно слушать молодых людей, которые выражают свое негодование, чтобы понять его причины

Молодые испанцы из Мадрида, участники движения «индигнадос», мне писали: «Мы не знаем, что может произойти, если ситуация не улучшится. Тут много безработных, которые теряют свое жилье и свои основные права, большая неразбериха и возмущение по поводу несправедливой законодательной, экономической и социальной системы, фальшивой демократии, которая не гарантирует прав, записанных в нашей конституции, на достойное жилье, на физическую и психическую неприкосновенность… Вы нас спросили, что Тэзе может сделать для нас. Наш ответ: вы можете то, что уже сделали – научить нас хранить внутренний мир. От вас мы ожидаем молитвы и того тепла, которое вы к нам проявили. И вы можете рассказать о нас тем молодым людям, которых волнует то же, что и нас…»

Стремление к новой солидарности питают глубокие убеждения: одно из них таково - нам необходимо делиться

 Например, понимать, что западные страны не столько призваны к великодушию по отношению к Африке, сколько стоят перед необходимостью восстановить справедливость на этом континенте. Это относится и к другим странам, таким как Гаити, народ которого, столь достойный и воистину верующий, оказался одним из самых угнетенных и униженных в истории.

Это безусловная необходимость, которая может объединить верующих разных религий, а также верующих и неверующих. 

Доверие Богу

Солидарность между людьми могла бы найти твердое основание в Боге, однако доверие Богу часто ставят под вопрос. С этим грустным явлением сталкивались многие верующие – на работе или там, где они учатся, а бывает, что и в семье.

Многие люди не способны поверить в такого Бога, который любит именно тебя. Многие с большой честностью задают себе вопрос: как узнать, что у меня есть вера?

Вера сегодня – это риск, риск доверия. Это, в первую очередь, не приверженность определенным истинам, но отношения с Богом.

Папа Бенедикт XVI неоднократно подчеркивал, что личные отношения с Богом – это основание веры, например, он писал: «Христианином становишься 
не в силу этического решения или великой идеи, но это такая встреча с событием, с Личностью, что открывает новый горизонт жизни и потому дает ей новое направление». (Бенедикт XVI, Deus caritas est, Введение, n°1)


Она зовет нас повернуться к свету Божию. Вера в Бога не рождает в нас раболепства и не заглушает расцвет личности,

Нашу веру нужно постоянно очищать от проекций и страхов, и порой для этого требуется внутренняя борьба между сомнением и доверием. Разум участвует в этой борьбе, он не довольствуется простым повторением заученных истин. Вот почему сегодня многие молодые люди не могут найти себе места в традиционной церкви; чтобы обрести доверие веры, им необходимы глубокая вовлеченность и убежденность.

но делает нас свободны ми: свободными от страха, свободными служить тем, кого Бог нам доверяет

Комментируя слова апостола Павла «будучи свободен от всех, я всем поработил себя» (1 Коринфянам 9, 19), Мартин Лютер писал: «Христианин – это человек свободный, хозяин всего; он не подчинен никому. Христианин – это послушный служитель, он подчиняет себя всем» (Лютер, О свободе христианина).

Чем больше возрастает доверие к Богу, тем шире сердце открывается ко всему человечному, желая вместить в себя весь мир, все культуры. Оно открывается и к науке и технике, которые позволяют облегчать страдания и развивать общество. 

Бог, подобно солнцу, слишком ослепителен для того, чтобы мы могли на Него смотреть. Но Иисус являет нам свет Божий. Вся Библия нас ведет к этому доверию: Бог, абсолютно трансцендентный, входит в нашу человеческую реальность, чтобы говорить с нами на понятном языке. 

В чем уникальность христианской веры? Это личность Иисуса и живые отношения с Ним. Мы никогда не перестанем углубляться в эту тайну. 

Христос сопричастности

Все мы паломники, искатели истины. Верить во Христа не означает владеть истиной, но значит позволить Ему, Который есть сама истина, взять тебя за руку и вести к полноте откровения. 

Иисус передает свет Бога через простоту жизни – это всегда будет для нас удивительной новизной. Божественная жизнь делает Его еще более человечным 

Иисус не был великим аскетом. Он творил чудеса, совершал исцеления, но в решающий момент, когда Он мог бы доказать, что послан Богом, на кресте, осталось только молчание Бога, знакомое всем, кто страдает, молчание, которое Он разделил с ними. Ученикам было трудно понять, что Иисус был бедным Мессией. Они, быть может, надеялись, что Он мгновенно переменит социальные или политические условия жизни, но не могли увидеть, что Он пришел прежде всего вырвать корень самого зла. 

Полностью выразив Себя в простой человеческой жизни, Бог обновляет Свое доверие к человечеству, Он дает нам новую возможность верить в человека. И после этого мы уже не можем впадать в отчаяние ни из-за этого мира, ни из-за нас самих.

Приняв насильственную смерть без ответного насилия, Иисус принес любовь Бога туда, где была только злоба.

«Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2, 23)

На кресте Он отверг фатализм и пассивность. Он любил до конца и, несмотря на всю абсурдность и непонятность страдания, сохранял веру 
в то, что Бог больше всякого зла, и что смерть не будет последним словом. Парадоксальным образом Его страдания на кресте стали знаком Его бесконечной любви.

Перед лицом не поддающихся пониманию страданий невинных мы часто теряемся. И вопрошание, крик, пронзающий человеческую историю, касается самого сердца: где же Бог? У нас нет готового ответа, но мы можем поставить себя перед Христом, Который одолел смерть и Который с нами рядом в страдании.

И Бог воскресил Его. Христос не принадлежит только прошлому, Он здесь для нас во всякий день. Он посылает Духа Святого, Который дает нам жить 
жизнью Бога. Сердце нашей веры – Воскресший, Который среди нас, связанный особыми узами любви с каждым человеком. Когда смотришь на Него, в тебе пробуждается великое удивление и ты глубже понимаешь суть нашего бытия.

Когда в молитве мы созерцаем Его свет, он постепенно начинает сиять в нас самих. Тайна Христа становится тайной нашей жизни. Наши внутренние 
противоречия, наши страхи, быть может, не исчезнут. Но Духом Святым Христос проницает нашу тревогу, так что наш мрак выходит на свет.

Молиться – это смотреть в сторону света Божия, но это также и слушать. Через Писание мы узнаем, что Бог – это Тот, Кто говорит к нам и Кто порой нас вопрошает. Иногда Христос для нас – это тот бедный, который ждет, чтобы его кто-нибудь полюбил, и говорит нам: «Се, стою у двери и стучу.» (Откровение 3, 20)

Молитва ведет нас одновременно и к Богу, и к нашему миру. Как Мария Магдалина, которая в пасхальное утро увидела живого Христа, мы призваны разделить эту благую весть с другими.

См. Ин. 20: 11-18

Призвание Церкви – собирать в мире Христовом женщин, мужчин и детей всех языков, всех народов по всему миру. Церковь есть знак того, что Евангелие говорит правду, она есть тело Христово, оживотворяемое Духом Святым. Она делает присутствие «Христа сопричастности» явным.

«Христос сопричастности» – это выражение брата Роже. В свою очередь, берлинский богослов Дитрих Бонхеффер еще в молодости, в 21 год, использовал такое выражение: «Христос, существующий как община». Он писал, что «через Христа человечество воистину вошло в сопричастность с Богом». (Бонхеффер, Sanctorum communio)

«Когда Церковь неустанно слушает

В Церкви служение слушания могут осуществлять люди, которые себя этому посвятили. Существуют миряне, которые могли бы слушать, в дополнение к священникам.

исцеляет, примиряет, она становится сама собой и может светить своим светом, она становится сопричастностью любви, сострадания, утешения, сияющим отражением Христа воскресшего. Никогда не далекая, никогда не защищающая себя, свободная от всякой суровости, она дает свет смиренного доверия веры, который проницает глубины нашего сердца».

Брат Роже, Во всем мир сердца.

Быть "солью земли"

Христос сопричастности пришел не для того, чтобы создать изолированное общество христиан, Он посылает их служить человечеству, став закваской доверия и мира.

Это служение предполагает идти против течения, противостоять всему тому, что обесчеловечивает наше общество, однако оно всегда совершается в конструктивном и уважительном диалоге с различными культурами мира и каждой эпохи. «Закваска являет свою силу лишь когда ее добавляют в тесто, и не только добавляют, но когда ее вымешивают вместе с ним». (св. Иоанн Златоуст, Проповедь 46 на Матфея)

Видимое единство христиан – не самоцель, но знак для всего человечества: «Вы – соль земли».

Mф 5, 13.

Своим крестом и воскресением Христос установил новую солидарность между всеми людьми. В Нем раздробленность человечества на враждующие группы уже преодолена, в Нем все составляют одну семью.

Христос сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32). А апостол Павел пишет: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал 3, 28).

Примирение с Богом включает в себя примирение между людьми.

См. Еф 2, 14-18. Христос разрушил стену разделений между народом Божиим и другими, все имеют доступ к Богу. Солидарность не может ограничиваться семьей или народом, она преодолевает всякий партикуляризм

Но если соль потеряет силу… Мы должны сознавать, что мы, христиане, сами часто затемняем эту весть Христа. Как мы можем излучать мир, оставаясь разделенными между собой?

Мы находимся в том периоде истории, когда пора  вдохнуть новую жизнь в эту весть любви и мира. Сделаем ли мы все, чтобы, освобожденная от препятствий к ее пониманию, она засияла в своей первоначальной простоте?

Сможем ли мы, никому ничего не навязывая, идти рядом с теми, кто не разделяет нашей веры, но кто ищет истину всем сердцем?

Скажем, мы можем вместе поразмышлять над такими вопросами: «В чем смысл моего существования? Что дает мне направление в жизни? Какая цель делает мое существование единым?»

Наша попытка строить новую солидарность и открывать пути доверия всегда будет сталкиваться с испытаниями. Иногда нам будет казаться, что мы 
погружаемся в них с головой. Что нам тогда делать? Чем мы можем ответить на испытания – и свои, и чужие, - если не тем, чтобы любить еще больше?

Брат Алоис

Приор Тэзе

 

 

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus