Диспут

Editor

Проповедь в день Рождества Христова

Христос рождается, славьте,
Христос с небес, встречайте,
Христос на земли, возноситесь,
Пойте Господу вся земля
И веселием воспойте, люди, яко прославися!

Церковь зовет нас встречать Христа Спасителя, рождающегося на земли «нас ради человек и нашего ради спасения». Радость и удивление сопутствуют рождению каждого ребенка. Рождение ребенка – всегда радость и чудо. Обычно рождению радуется ограниченный круг родных и близких. Сегодня церковь призывает радоваться всю землю. Послушаемся её, приникнем сердцем и устремимся мыслью к событию Рождества Христова. Евангелие с трогательной безыскусностью описывает Рождество. По приказу кесаря каждый житель страны отправился в свой родной город для переписи. Из далекого Назарета пришли в Вифлеем Иосиф с обрученной ему Марией, которая ожидала ребёнка. Наступило время родить, но для них не нашлось места в гостинице. Мария родила сына в пещере, спеленала и положила в ясли. Вот и осел стояли у яслей и согревали дитя своим дыханием.

Стояла зима
Дул ветер из степи
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере
Над яслями теплая дымка плыла.
Он спал весь сияющий в яслях из дуба
Как месяца луч в углубленье дупла
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола. (Б. Пастернак).

Первыми проповедали Рождество Христово ангелы. Ночью пастухи стерегли стадо. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца лежащим в яслях». Внезапно небо наполнилось светом. Явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение».
Другим проповедником Рождества стала Звезда. Она загорелась на небе в день Рождества и мудрецы с далекого Востока снарядили караван, чтобы поклониться рожденному Царю и принести дары: золото, ладан и смирну.

Рождество Христово не было случайным событием. Оно было обещано Богом Адаму и Еве : «Семя Жены сотрет главу змия». Древние праведники жили и умирали с верой в грядущее рождение Христа-Спасителя. Это была радостная тайна их жизни. Библия наполнена пророчествами о Христе. Каждый год за Рождественскими богослужениями эти пророчества читаются в храме. Господь Иисус Христос указывал иудеям на эти пророчества: «Исследуйте Писание. Они свидетельствуют обо Мне». За восемьсот лет до Рождества пророк Исаия говорит о рождении Младенца от Девы: «Дева родит сына и назовут Его Иммануил, что значит «с нами Бог». Современник Исаии, пророк Михей говорит о рождестве Христа в Вифлееме. Удивительно точно пророк Даниил указывает время рождения Христа и разрушение Иерусалима в 71 году. «От года, когда выйдет повеление Кира о восстановлении Иерусалима до рождения Христа пройдет 430 лет, предан будет Христос, а город и святилище будут разрушены. Утвердит Завет одна седмина, а в половине седмины прекратятся жертвы и приношения и на крыле святилища будет мерзость запустения».

За тысячу лет до Рождества пророк Давид говорит о поклонении волхвов: «Цари Фариса и островов принесут ему дары. Цари Аравии и Сава принесут дары».
Евангелие рассказывает, как исполнились все эти пророчества в Рождество. С Рождества началась христианская эра. Рождество делит историю на две эпохи: до Рождества Христова и после Рождества Христова. Рождество стало центральной точкой отсчета времени, началом времени координат. В прошлое отсчет ведется от Рождества Христова к началу времен. И в будущее отсчет ведется от Рождества Христова к концу времен. Начала и конца остаются сокровенными от нас, а Рождество Христово – это наше вечно настоящее. Это центр человеческой истории, нулевая точка во времени, вечный корень в истории, из которого растут обе исторические ветви – прошлое и будущее. Воплощение Сына Божия сложило время пополам, сделало симметричным прошлое и будущее. Одна половина времени отразилась в другой. События нового времени как в зеркале отражены в пророчествах древних. Эта отраженность будущего в прошлом сохраниться до конца истории. Богу ведом ход времени, и Он не таит его от нас, открывая настоящее в осуществившихся ныне древних пророчествах, а будущее в живых образах грядущего Апокалипсиса.

«Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Без Христа казалось, что человеческая история идет из неоткуда в никуда. Она не имела ни начала, ни конца, ни смысла. Пока у истории не было мистического центра, воспринималась как случайное сцепление событий, явлений и фактов, то есть как бессмыслица. Рождество Христово связало воедино начала и концы, озарило их светом Разума. Человеческая история обнаружила свою укоренённость в вечности.

Теперь мы знаем, что история имеет смысл. Каждая человеческая судьба имеет смысл. Ради каждого из нас Христос воплотился и связал Себя с нашей человеческой судьбой. Воплощение Сына Божия открывает бесконечную ценность каждой человеческой личности, а в её судьбы находит смысл Через воплощение Сына Божия мы из "чужых" соделались "своими" Богу: «не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» - пишет апостол Павел. И об этом мы свидетельствуем: «С нами Бог!»

Да с нами Бог! Не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков

Он здесь, теперь сред суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны, с нами Бог! (В.С.Соловьев)

Священник Павел Адельгейм

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте