Культура

Editor

Реформация в Украине. Ее распространение, особенности и значение

 Реформация и тесно связанное с ней Возрождение имели огромное значение в жизни Европы 16 и 17 веков. В результате Реформации протестантизм широко распространился в ряде европейских стран, и во многих стал доминирующей религией. В то же время влияние Реформации было намного шире, нежели становление собственно протестантских церквей. В Европе возникал новый социальный строй. Даже в католической церкви происходили значительные процессы.

1. Введение

Украина находилась на восточной периферии Европы. Религиозные, социальные, политические условия, в которых она находилась, благодаря историческому процессу своего развития, кардинально отличали ее от Западной Европы, где зарождалась Реформация. Нет ничего удивительного в том, что собственно протестантские церкви, родившиеся на Западной Европе, не смогли получить на Украине надлежащего распространения в тех исторических условиях. Однако мощь и широта процессов, вызванных Реформацией, достигнув Украины, оказали и на нее важное влияние. Специфические исторические условия, в которых находилась Украина, предали этому влиянию свои уникальные особенности.

В этой работе я кратко проанализирую исторические условия Украины 16 века. Я изложу процессы проникновения и распространения Реформации на Украине, рассмотрю непосредственно особенности, деятельность протестантских общин и идеи, движимые протестантами. Затем я проанализирую процессы, происходящие в украинском обществе, в православной и католической церквях, которые так или иначе связаны с Реформацией. В конце я попробую сделать некоторые выводы относительно значимости этих процессов для украинского народа и истории.

2. Политические, религиозные и социальные условия Украины 16 века

После татаро-монгольского нашествия 13 века, Киевская Русь перестала существовать. С тех пор на протяжении долгого времени, собственная государственность на Украине существовала в очень ограниченных масштабах. В 16 веке украинские земли находились в основном под властью Польши и Литвы. Западные земли (Галичина и часть Волыни) входили в состав малой Польши. Центральные и северные земли (Подолье, Киевщина) входили в Великое Княжество Литовское. В виду того, что два этих государства состояли в одном союзе, и в виду интереса поляков к украинским землям, польское влияние распространялось на всю территорию Украины, принадлежащую Речи Посполитой. А после Любленской Унии (1565 г.) все эти территории отошли Польше.

Кроме того, Украина находилась в непосредственном соседстве и сфере интересов Московского государства, которое стремилось объединить под своей властью прежние территории Киевской Руси. Оно же провозгласило себя Третьим Римом. Также Украина находилась в непосредственном соседстве с могучей Оттоманский Империей и их вассалами Крымским Ханством.

Исторически Украина, происходившая от Киевской Руси, была православной страной. Однако же в период предшествующий Реформации, а также во время раннего распространения Реформации, Православье переживало кризис. После падения Константинополя в 1453 году Православье лишилось его мощной поддержки. Политическая ситуация не способствовала самостоятельному развитию украинского Православия. Возрастающее же влияние католической Польши несло Украине экспансию Католицизма, делая Православие религией второго сорта. После 1596 года возникла еще и униатская церковь.

Восемьдесят или даже более процентов населения Украины составляли крестьяне. Несколько десятков древних украинских родов принадлежали к высшей аристократии, «шляхте». К высшей шляхте относились и польские и литовские роды. Мелкой шляхты было довольно мало. При этом интенсивно происходил процесс полонизации украинской элиты. Небольшой процент населения Украины (не более 15%) проживал в городах, составляя класс мещан. При чем, в городах в основном жили иностранцы. В 15 и 16 веках интенсивно происходил процесс закрепощения крестьян. В то же время происходила колонизация южных и восточных земель. Этот процесс связан с возникновением казачества.

3. Проникновение и распространение Реформации в Речи Посполитой и на Украине

Перед непосредственно проникновением Реформации, в Украине уже находились группы, которые имели в чем-то сходные идеи. Это были «еретические» или реформационные группы, вышедшие из местного Православия, либо же беженцы из Московии. Кроме того, в Украине были группы потомков гуситов, чешских братьев, пришедших сюда ранее. В основном же идеи Реформации пришли на Украину через Польшу и Литву.

Литва перед завоеванием русинских (беларусских и украинских) земель была менее развита культурно, чем славяне. Придя в славянские земли, они перенимали местную культуру и приняли Православие. Однако же Православие не успело пустить там корней. Потому, когда Литва вступила в союз с Польшей, в нее без особых проблем стал входить Католицизм. И в то же время, когда на Западе стали распространяться идеи Реформации, свою нишу в Литве без трудностей нашли и они.

В самой же Польше также сложился вполне благоприятный климат для некоторого распространения протестантизма. В Польше не было сильной абсолютной монархии, как то в западных странах Средневековья. Большой властью обладала шляхта. При этом аристократы вполне могли свободно выбирать себе веру. Кроме того, после присоединения украинских земель, Польша уже не являлась страной с одной религией.

Протестантизм приходил в Речь Посполитую разными путями. Многие протестанты приходили в Польшу в качестве эмигрантов вследствие религиозных гонений в Западной Европе. Протестантизм приходил вместе с западными ремесленниками, торговцами, наемными солдатами. Польские, литовские и русинские аристократы учились в Западных Университетах, где знакомились с протестантскими идеями.

В Речи Посполитой распространялись фактически все направления раннего протестантизма. Тут были и чешские братья, и лютеране и меннаниты. Однако наибольшее распространение получили кальвинизм и антитринитарианство или социанство. Демократическая форма кальвинистских церквей привлекали польскую, литовскую и русинскую шляхту. Особенную популярность кальвинизм в Литве приобрел после того, как его принял влиятельный государственный деятель Николай Радзивилл Черный. Что касается антитринитарианства, то одним из секретов его популярности у аристократии был свойственный ему рационализм, который гармонировал с эпохой.

Украинская шляхта находилась в непосредственном контакте с аристократами из Польши и Литвы. Польская культура, которая переживала подъем, связанный с Возрождением и Реформацией не могла не быть привлекательной для элиты страны, которая переживала такой кризис как Украина. Потому не удивительно, что украинская элита подвергалась польскому влиянию, и вместе с этим влиянием на Украину входил популярный в Польше протестантизм. Сами польские и литовские магнаты способствовали распространению протестантизма в своих владениях, в которые входили и украинские земли. Также некоторые представители украинской шляхты сами обучались в западно-европейских Университетах. Среди них был, например, и писатель Стэфан Ореховский, который учился в Виттенбергском Университете непосредственно у Лютера и Меланхтона.

С подачи аристократов протестантизм находил некоторое распространение среди других слоев общества. Хотя, по мнению, большинства исследователей украинский протестантизм был в основном движением среди шляхты, которой, как известно, было немного среди украинского населения.

Благодаря большой части иностранного населения, в городах также были распространены различные протестантские конфессии. Однако же из-за этого же преобладания неукраинского населения, влияния городского протестантизма на другие слои украинского общества фактически не было.

Как и во всей Речи Посполитой на Украине более всего были распространены кальвинизм и антитринитарианство. Михаил Грушевский указывает на существование более сотни кальвинистских центров на Украине. Особенно он был распространен на Западной Украине. Выделяют общину в Дубянске. Также были известными общины в Белжицах, Хмельнике, Коцке и Влодаве. На Подолье важным центром кальвинизма было с. Панивцы, а на Киевщине — Берестечко.

Антитринитарианство распространялось в основном на Волыни и на Киевщине. Они имели ряд покровителей среди аристократов. Особенное место среди них занимает Юрий Чаплич. Важным центром было местечко Киселин, где община была основана Чапличем. Его же брат организовал общину в Березке. Около Ровного антитринитариане собирались в Бабинах. Также они собирались во владениях князя Константина Острожского в Остроге, Острополе, Староконстантинове. Также «сборы» в конце 16-го начале 17 века существовали и во многих других местах Волыни, Киевщины, Подолья.

4. Деятельность, идеи и особенности протестантизма в Речи Посполитой и на Украине

Прежде всего, важно отметить то, что протестантизм на Украине, как и в Речи Посполитой, не был лишь мимолетным увлечением, только модой аристократии, как его часто хотят представить. Несмотря на относительно недолгое время своего распространения, а также социальную ограниченность, Реформация в наших землях поднимала религиозные и социальные вопросы, подобные тем, что и западная Реформация.

Протестанты декларировали принципы sola Реформации. В их полемичных произведениях явно просматривается утверждение авторитета Писания и обращения к нему, как основе своего учения, веры и жизни. Они говорят про оправдание только верой, только по благодати и только через Христа. Они призывают Божий народ воздавать славу только Богу. Надобность в утверждении этих фундаментальных принципов в восточноевропейских землях стояла также остро, как в западноевропейских. В полемике с православными эти принципы должны были быть краеугольными так же, как и в полемике с католиками.

Как было указано, основными направлениями протестантизма здесь были кальвинизм и антитринитарианство. На этих двух конфессиях и на отношениях между ними отображена сложность и разноликость Реформации. Интересно то, что большая часть антитринитариев изначально находилась в кальвинистской церкви. В 1565 году произошел раскол на Большую и Малую церкви. Малой церковью и стали антритринитарии. И если некоторые авторы усматривают в этом расколе слабость протестантизма, то мне в нем же видеться красота и сложность Реформации, а также приверженность протестантов своим идеям. Благодаря этому расколу можно сказать, что Реформация в Речи Посполитой не являлось лишь социальным или интеллектуальным движением, но для нее важны были религиозные идеи и то мировоззрение, которое ими порождено.

Кальвинисты дорожили своей доктриной, равно как и преемственностью с историческими христианскими исповеданиями. Они имели автономность и самобытность в отношении с западноевропейскими кальвинистами, и все же держались своих принципов, которые неизменно связаны с библейской доктриной.

В то же время у антритринитариев был иной мировоззренческий базис. Можно охарактеризовать его такими понятиями как рационализм, простое и буквальное следование евангельским заповедям, превосходство нравственности. Они отодвигали важность доктрины на второй план. Это было разнородное движение, в котором смешалось влияние радикализма европейского анабаптизма, и в то же время рационализма и индивидуализма Возрождения. Основополагающие принципы Реформации, такие как Sola Scriptura, также были совсем не чужды антитринитариям.

Тут были и попытки построить идеальное христианское общество, отделенное от мира, пацифизм, радикальная отделенность от государства, присущие анабаптистам. Мне кажутся значимыми эти явления. Ведь они показывают, что протестанты Речи Посполитой серьезно предпринимали попытки объединить их веру с реальной жизнью, воплотить евангельские принципы в конкретное социальное поведение. Влияние рационализма, особенно в лице Фауста Социна предало им умеренности.

Сам процесс разделения этих церквей произошел вследствие созыва общего собора по совету Жана Кальвина. И этот примечательный факт свидетельствует о демократическом устройстве протестантских церквей.

Как кальвинисты, так и антитринитарии интенсивно занимались образованием. Они открывали школы. Большая протестантская кальвинистская школа, гимназия гуманитарного типа, находилась в Панивцах. В ней был очень высокий уровень образования так, что о ней иногда говорили, как о академии. В Дубецке, где служил известный проповедник, ученый и писатель Андрей Добрянский, функционировала школа, которая считалась одной из лучших в Европе. Антитринитарианская академия действовала в селе Раков. После же ее разрушения, важным образовательным центром стал Киселин.

Протестанты не изменяли своему стремлению читать и нести народу слово Божие на его родном языке. Потому выполнялись переводы Библии и важной богословской и церковной литературы на местные языки. Можно упомянуть Брестскую Библию, изданную в типографии Николая Радзивилла, антитринитарианский перевод Симона Будного. Также на народном языке издавались полемические богословские произведения, комментарии к Библии. Широко использовалось книгопечатание.

Я писал, что в полемике отстаивались общие принципы протестантизма в католическом и православном контексте. Особенно же на территории Украины произведения были направлены непосредственно православным украинцам. Иногда они имели и довольно православный характер. То есть протестантские идеи облекались в православную форму. Кальвинсты говорили о своих догматах, таких как предопределение. Социане или антритринитарии выражали свои рационалистические взгляды. В полемике важное место занимали и вопросы свободы совести и веротерпимости. Оно и ясно, ведь протестанты во-первых, находились в меньшинстве, во-вторых, само общество Речи Посполитой 16 века было довольно пестрым в отношении религии.

Благодаря жесткому социальному расслоению общества, протестантские церкви не нашли широкого распространения в украинском обществе. Если многие шляхтичи, а также мещане так или иначе были знакомы с идеями реформации, и среди них даже функционировали протестантские общины, то, до крестьян они доходили в очень ограниченном объеме, и не находили особого отклика у них. Часто крестьяне обращались в протестантскую веру лишь потому, что их феодал принадлежал к этой церкви. На Украине совершенно не было среднего класса, который мог бы дать протестантизму существенную поддержку.

Также роль аристократов-протестантов была неоднозначной для самого движения. С одной стороны они своей влиятельности могли способствовать созданию общин, образованию школ, изданию литературы и так далее. Но с другой стороны их авторитет или патронат не позволял церквям развиваться в подлинно демократическом ключе. Если же сам аристократ отходил от веры, то и общины не имели возможности функционировать далее. В дальнейшем процессе окатоличевания украинской аристократии в результате широкого действия Контрреформации на территории Речи Посполитой, украинский протестантизм лишился своей основной опоры и ко второй половине семнадцатого века фактически перестал существовать.

5. Другие процессы, связанные с Реформацией. Контрреформация.

Несмотря на неширокое и недлительное распространение непосредственно протестантских церквей и их влияния в Украине, сами процессы, связанные с европейской Реформацией были намного шире и масштабнее. И тут нам необходимо обратить внимание на другие две стороны религиозного калейдоскопа Речи Посполитой и Украины. Это православные и католики.

Римский престол явно не устраивало положение дел в Речи Посполитой, где католицизм существовал бок о бок с Православьем и в то же время испытывал нападки со стороны протестантских движений, которые распространились по всей стране. Потому движение Контрреформации, особенно представленное иезуитским орденом, пришло в Польшу. Католицизм начал доминировать как на политическом уровне, так и через интенсивную деятельность иезуитских миссионеров. Открывались школы, широко издавалась литература, велась апологетическая полемика с православными и протестантами.

Очень интересные процессы происходили в Православной церкви Украины. Украинское Православье было независимо от Москвы, и фактически оказалось один на один против агрессивного католицизма. Кроме того, оно вынуждено было вести полемику с протестантами, а затем и с униатами. Для того чтобы выжить, Православной церкви было совершенно необходимо оздоровиться духовно. Также необходимы были инструменты для ведения полемики с противниками. Православные были вынуждены учиться. С одной стороны они пытались оставаться верными своему греческому наследию, а с другой стороны открывали для себя западные ресурсы. В полемике с католиками они пользовались аргументами протестантов, и в свою очередь с протестантами католическими. Многие православные иерархи учились на Западе. Так само Православье Украины заметно обогатилось даже по сравнению с Московским. И далее, оно будет играть заметную роль в реформах Петра 1.

Православная церковь стала оживать. Она нашла защитников в лице ряда магнатов, таких как, например, Константин Острожский. В городах ее поддерживали братства, а впоследствии, с увеличением значимости казачества, казаки стали защитниками веры. Православные стали издавать свою литературу, также на украинском языке. Была издана знаменитая Острожская Библия. Издавались полемические произведения в пользу Православия. Открывались школы. Значительной была школа в Остроге. Особенно важным является создание Могилянского Коллегиума.

Примечательной и вдохновляющей была деятельность так называемых братств в городах. Братства создавались с целью объединить украинские православные семьи. Так как собственно идентификация украинского народа была неразрывная связана с православьем, то и создание украинских братств не могло быть отделено от интересов Православья. Они создавали православные школы. Они заботились о том, чтобы Православные храмы функционировали должным образом. Они пытались контролировать священников и сами участвовать в жизни своих церквей. Несмотря на то, что эти братства были немногочисленны, их деятельность была очень значимой и влиятельной.

6. Выводы. Значимость Реформации.

На мой взгляд, важнейшим значением Реформации для Речи Посполитой и особенно для Украины был ее вклад в развитие уровня религиозной жизни и диалога в речи Посполитой. Реформаторы подняли важные, фундаментальные вопросы в Европе. Эти же вопросы в менее широком масштабе были подняты протестантами в Речи Посполитой. Католицизм вынужден был дать ответ, вступив в полемику и подняв собственные образование и религиозную мысль на надлежащий уровень. Подобный ответ должно было дать и украинское Православие. Католицизм и Православие на территории Украины должны были непременно столкнуться. Протестантизм сыграл в этом свою роль, подталкивая и одних и других, и в то же время, давая интеллектуальное оружие особенно Православным. Подобное межконфессиональное противостояние не могло не стать толчком к развитию религиозной мысли в каждой традиции.

Реформация принесла подъем образования в нашу землю. Мы видим, что как протестанты, так и католики и православные открывали школы и академии, издавали значимые произведения, переводили учебную литературу. Протестанты и Православные издавали Библии на народном языке. Влияние и авторитет Библии возросли. Этот же подъем богословских и религиозных споров способствовал развитию самого языка. В условиях острой конфронтацией между греческим православием, латинским католицизмом, западноевропейской реформацией и влияния возрождения, элита Украины должна была быть действительно всесторонне образованной. Это служило только к обогащению украинской культуры.

Происходившие тут процессы помогли украинцам отличаться как от поляков, так и от московитов, сохраняя свою самобытность. Украинское Православие сумело сделать шаг вперед и не уступить перед католицизмом. В то же время процессы, происходившие в нем и связанные с Реформацией и Контрреформацией, предали ему отличительные по отношению к Московскому Православию черты.

Пусть социально ограниченно, но некоторые слои общества Украины почувствовали свою ответственность, как за церковь, так и за народ и пытались влиять на церковную жизнь. Сама церковь стала осознавать важность социальных вопросов и служения. Становится очевидным, что церковь не может опираться лишь на духовенство или лишь на аристократию. Она должна поддерживаться социально активными слоями общества. Даже если они не имеют особой власти, то они все же могут сделать многое, как было видно на примере братств.

Как в государстве Речь Посполитая, так и на Украине резко встал вопрос свободы совести и веротерпимости. Вынужденно, но иногда украинские конфессии должны были идти на диалог, искать пути к сотрудничеству и взаимопониманию. Этот вопрос не перестает быть актуальным и для нас в нашем обществе.

По моему мнению, уникальность Реформации на Украине представляется именно в том, что в основном оздоровительные благие процессы Реформации происходили на основании существующего тут порядка и традиционных конфессий. В то время как новых церквей было немного, сами процессы были довольно масштабны. Именно это и есть суть Реформации, в отличие от Революции. Мысль, которая приходит тут мне в голову, заключается в том, что для успеха религиозной Реформации совершенно необязательно насаждение многих новых церквей. Бог может работать и другими путями. Для Реформации на Украине важную роль сыграла верность протестантов своим идеям в… Западной Европе, которые своими взглядами вызвали столь могучие процессы. Важной была и верность своим взглядам той небольшой группы протестантов, которая действовала на Украине. Реформационные же процессы в основном начались и благотворно происходили в традиционной конфессии.

Александр Бычков

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте