Культура

Editor

Церковь святого Мартина

Долгое время Задвинье вынуждено было существовать без своей лютеранской церкви из-за весьма странных указаний рижского магистрата. В них сначала запрещалось возводить свой храм как бы то ни было, в XVIII веке властители и дали великодушное разрешение, но с условием: не только вести строительство за свой счёт, но и выплатить церквям святого Иоанна и Белой Даугавгривской, к которым было приписано большинство задвинцев, компенсации за каждого ушедшего прихожанина. Лучше бы они просто отказали, чем так издеваться - просителям такие расходы были явно не по карману.

Гром не грянет - мужик не перекрестится. Старые предписания оставались в силе до одного несчастного случая на Пасху 1845 года, когда при пересеходе Даугавы вдруг начался ледоход, и пучина реки забрала многие невинные души. Такое случилось уже в 1744 году, но без жертв, а теперь, после такой трагедии поневоле пришлось дать деньги на строительство левобережной церкви - так же постановило и собрание, произошедшее 18 февраля 1846 года, триста лет после смерти Мартина Лютера.

Финансированием занялась Большая гильдия. Сначала намеревались отсчитать на строительство 10 000 рублей, но потом эта сумма возросла ещё на шесть тысяч, и вместо деревянной церкви решили строить каменную. Старейшина Большой гильдии Эберхард Михаэль фон Булмеринг в декабре 1850 года тоже занялся благотворительностью и пожертвовал двадцать тысяч, из которых на восемь преполагалось приобрести землю и построить каменный дом для священника, а с оставшихся двенадцати копить проценты и ежегодно выплачивать их тому же пастору: по 600 рублей.

15 мая 1850 года зодчий Иоганн Даниель Фельско предоставил проект для утверждения, и вскоре начались работы. Новую церковь в довольно аскетичном неороманском стиле освятили 26 октября 1852 года. Нынешний вид - две башни вместо одной с другой стороны и алтарную апсиду, а, главное, на треть большую площадь - здание приобрело после основательной реконструкции зодчим Генрихом Шелем в 1877-88 годах.

Но, поскольку численность и латышского, и немецкого приходов росла, да и по некоторым другим причинам немцам к 1910 году захотелось построить себе отдельный храм - Новую церковь святого Мартина. Для этих целей нашли землю, подаренную помещиком Шварцом, и 58 000 рублей денег, только время оказалось неверно выбранным, ибо война прервала этот замысел. Теперь в архивах пылится нереализованный проект того здания в стиле национального романтизма, автор - архитектор Вильгельм Бокслафф. После войны всё-таки допускалось, что новый храм будет построен, поэтому оба прихода стремились избежать общих приобретений, но со временем беспочвенные надежды исчезли.

В 1855 году освятили и орган с 14 регистрами работы мастера А. Мартина, выделявшийся своим красивым украшением. Но приходу пришёлся по душе и новый, установленный в 1893 году орган известной немецкой фирмы Валькер с двумя мануалами и 20 регистрами. Неприятное происшествие случилось перед Рождеством 1909 года, когда злоумышленники выкрали органные трубы, но вскоре они были восстановлены, а хулиганов так и не нашли.

Гораздо древнее самой церкви кладбище, ведь директивы не запрещали хоронить умерших в своём районе. Годом основания самостоятельных рижских кладбищ можно считать 1772-ой, когда Екатерина Великая указом запретила класть покойников под церковными полами и снаружи, возле стен. А уже через год появилось Агенскалнское кладбище или, как его сейчас принято называть, кладбище Мартина. Чуть раньше открылось и Большое кладбище, и, странное совпадение, закрыли их примерно в одно время с одной целью - в случае с первым, в 1951 году для создания мемориального парка. К счастью столь варварский замысел отчего-то не был реализован, и большинство могил пребывают в хоть немного лучшем по сравнению с аналогом состоянии, в их числе и надгробия таких знаменитых людей, как фармацепт Иероним Гриндель или композитор Эмиль Дарзиньш. Жаль лишь деревянную часовенку, построенную ещё в 1786 году, которую вандалы сожгли в семидесятых. В отличие от случая с органом, тут виновных даже не старались найти.

И всё-таки, хотя оно и находилось совсем рядом, Агенскалнское кладбище изначально отношения к церкви святого Мартина не имело и принадлежало всё той же церкви святого Иоанна, как и Торнякалнское кладбище. Лишь в 1882 году разрешили открыть собственное кладбище, ныне это в Плескодале. До тех пор прихожан хоронили также на Дзегужкалнсе.

При церкви обязательно открыли и школу, это произошло 1 сентября 1853 года, работала и библиотека.

Артур Рейльян

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus

Комментарии ВКонтакте