Editor

Влияние протестантской трудовой этики на развитие экономики

«...Протестантство оказало самое благое влияние, способствуя той чистоте нравов и той строгости в исполнении долга, которую мы обычно называем моралью» [3, с. 192].

До настоящего времени влияние религии на жизнь общества было предметом изучения философов, социологов, историков, религиоведов. Многие экономисты согласны с той точкой зрения, что господствующая религия является действенным фактором, влияющим на экономическое развитие данного социума. Какова взаимосвязь между религиозными верованиями и экономическим развитием? Этот вопрос был давней темой исследований в области социальных наук. Так, многие учёные объясняют рост развития Англии и Нидерландов в 17 и 18-го века, в отличие от упадка Испании и Италии, их Протестантской верой. Действительно, протестантизм с его акцентом на прямой связи верующих и ответственности перед Богом интуитивно кажется благоприятным фоном для развития производительных сил. Как следствие, несколько теорий было выдвинуто о том, что именно протестантизм влияет на экономический рост. Но на самом деле сравнительные исследования производительности между католиками и протестантами в долгосрочной перспективе не проводились.

Если мы обратимся к истории экономического развития, то придём к выводу, что культура объясняет практически все различия между странами в уровне экономического развития. Всё больше профессиональных экономистов рассматривают религию как самостоятельный и важный фактор экономического развития. Сегодня в Европе и мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения. Национальный менталитет народа в значительной мере определяется влиянием окружающей природной среды, его религиозных воззрений, окружения, географических и климатических факторов и пр. Религия играла в прошлом особую роль в формировании ментальности любого народа: она в значительной мере оказывала влияние на национальные и семейные традиции, отношение к труду, творческий потенциал нации, её свободолюбие, законопослушность и другие черты, формировала то, что принято называть национальным характером. Весомый вклад в исследование влияния религии на менталитет населения и экономику внёс М. Вебер (1864–1920) Его основные работы – «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления». Макс Вебер провёл связь между успехами в социально-экономическом развитии европейской цивилизации с формированием протестантской ментальности. Трудовая этика, которая в значительной степени формирует и определяет качество современного труда, накапливалась поколениями сторонников протестантизма. Отсюда и происходят различия в темпах и уровнях развития стран, являющихся носителями разных религиозных воззрений. Макс Вебер считал, что предпосылки для зарождения капитализма существовали уже в античности и в средние века, но только протестантизм, по его убеждению, способствовал тому, что он стал развиваться бурно и стремительно. Подвергнув анализу раннюю протестантскую литературу, Вебер отметил, что в самом мировоззрении лютеран заложен тот идеологический импульс (в виде идеи «профессионального долга»), который способствовал возникновению капиталистического способа производства и дальнейшему развитию и распространению капиталистического строя. Применяя статистический метод, Вебер показал, что капитализм был наиболее развит и наиболее процветал именно там и в тех странах, где государственной религией был протестантизм – в Англии, Германии, Америке. И, наоборот, у непротестантских наций экономический рост происходил гораздо медленнее [2 с. 12]. Возникнув в средние века, в эпоху Реформации как ответ на требования времени, протестантизм сформировал новый тип человека с новым отношением к труду. Реформация стала главным фактором, повлиявшим на  формирование национальной менталитета передовых стран мира и развитие немецкой, английской, американской и ряда других культур в целом, и деловой культуры в частности. Протестантизм изменил систему ценностей, образ жизни и положил начало новым традициям. Простота, рационализм, скромность, честность и аскеза, добросовестность и прилежание во многом определили новое мышление и образ жизни миллионов людей в различных странах мира. Для них жизнь стала осознанным долгом перед Богом и обществом, а добродетелями – трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность. Вера же стала глубоко индивидуальным делом. Проблему соотношения труда и религий всесторонне исследовал Марк Лапицкий. Он писал: «Протестантские догмы осуждают желание быть бедным, приравнивая его к желанию быть больным. Если же нищенствует человек, способный работать, то это осуждается не только как грех безделья, но и как нарушение завета любить ближнего своего. Протестантизм открыл шлюзы капиталистическому развитию экономики. Протестантизм способствовал распространению духа предпринимательства, рационализма, прагматизма, способствовал более качественному труду. Не удивительно, что протестантов в некоторых странах называли «пионерами квалифицированного труда».

Признаком истинной веры протестантизм считает не столько внешнее выполнение человеком религиозных предписаний, сколько честное выполнение своих обязанностей. Не случайно трудовой этике в протестантизме отводится особая роль. Если официальный католицизм рассматривал необходимость трудиться «в поте лица своего» как расплату за первородный грех, то протестантизм видел в труде важнейшую ценность, священный долг перед Богом и обществом.  Понятие «протестантской трудовой этики» было введёно в научный оборот немецким социологом и философом М. Вебером в его известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году. М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли основу предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Более того, наиболее успешно развивались такие протестантские страны, как США, Англия и Голландия. Протестантская трудовая этика – религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно («Всякая работа – для Бога»).

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней:

• Запрещена задержка заработной платы – «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).

• Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчинёнными – «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

• По мнению протестантов, Бог Библии поощряет честное отношение к потребителям и запрещает лживые способы обогащения: «приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21: 6): «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19: 35–36). «… чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Второзаконие 25:13–16).

Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась на всё население, включая и элитные группы. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве результата усердности и добросовестности трудовой деятельности. Суть её в том, что благополучие и богатство рассматриваются как положительные христианские ценности. А потому стремление разбогатеть преподносится как добродетель. Правда, с одним «но»: способы накопления богатства должны быть легитимными, узаконенными обществом. Легитимным способом считается, в первую очередь, капиталистическое накопление. Иначе говоря, религиозное благословение получает не только богатство, но и весь капиталистический строй.

В конечном итоге протестантская трудовая этика в немалой степени способствовала возникновению и росту среднего класса, т. е. созданию современного гражданского общества. Произошедшая благодаря этой этике историко-религиозная трансформация отношения к труду привнесла большие изменения в экономической составляющей протестантского социума. Совсем не случайно те европейские народы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими – таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного статуса, придаваемого труду. Отличительная черта протестантских обществ – ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды роскошь напоказ и злоупотребление властью. Сторонники нового религиозного направления считали богатство лишь подтверждением хорошо исполненного долга перед Богом.

По убеждению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. Протестантская трудовая этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг и нищих. Новое толкование профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение ремесла и постоянное совершенствование в нём моральным долгом настоящего христианина. Помощь нищим, которая рассматривалась в католицизме как одна из добродетелей, протестантизмом не одобрялась – милосердие понималось как вознаграждение за труд или же предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особыми благодетелями считались рачительность и бережливость – расточительность, мотовство или невыгодное капиталовложение были греховны.

Протестантизм отвергает церковную иерархию, предписывает ежедневное чтение и изучение Библии, непосредственное общение с Богом без посредников, отвергает поклонение святым и праздники в честь святых, отвергает почитание мощей и икон. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, алтарей, икон, статуй. Молитвенным домом может служить любое строение. Молитвенные дома независимы, любая группа верующих может организовать свой молельный дом. Служитель культа подотчётен протестантской общине. Протестантизм отвергал монастыри и монашество. Главным и самым тяжким грехом объявлялась бесполезная трата времени. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни. Её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Итак, появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Повышенный интерес протестантизма к внутреннему, личностному миру человека, объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Страны, в которых протестантская религия ведущая, занимают передовые позиции в мировой экономике, науке, образовании. Это США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Франция, Германия. Преобладает протестантизм также скандинавских странах, Швейцарии, Австрии, странах Бенилюкса и др.

 Протестантская религия – ведущая в Эстонии и Латвии. И именно протестантские страны первыми создали инновационно-информационные экономики и общества. В мире христиане составляют, по данным ЦРУ США, 33,32 % населения (католики – 16,99 %, протестанты – 5,78 %, православные – 3,53 %, англиканцы – 1,25 %). Мусульмане – 21,01 %; приверженцы индуизма – 13,26 %; буддисты 5,84 %. Способствуют абсолютному лидерству протестантских стран творческий потенциал основной религии – протестантизма, его созидательная ментальность, эффективность элиты, огромные инвестиции в развитие науки, инновационной экономики и других новейших технологий. Протестантские страны внесли большой вклад в развитие менеджмента, маркетинга, в культуру предпринимательства, финансово-банковскую систему и информационные технологии. Влияние протестантской культуры усиливается через участие европейских стран в международных экономических и политических организациях (Всемирный банк, Международный валютный фонд, ОЭСР, другие многочисленные международные организации, в том числе под эгидой ООН), в основе деятельности которых лежат постулаты протестантизма. Деловая культура и сейчас, хотя и в меньшей степени, чем в XIX–XX веках, определяется мощным протестантским наследием этих стран. Главные положения протестантизма – уважительное отношение общества к труду, семье, частной собственности, свободе, закону, стремление человека к простоте, к благополучию и богатству в рамках христианских заповедей; и, на наш взгляд, протестантизм сыграл свою роль в том, что все верхние строчки экономически развитых стран мира и заняты протестантскими странами.

Л. С. Хадарцева, доктор педагогических наук, профессор,

З. В. Кокоева, студентка 1 курса

Финансовый университет при Правительстве РФ,

филиал в г. Владикавказ,

Республика Северная Осетия – Алания, Россия

 

Библиографический список

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Макс Вебер. Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990.
Гейне Г. К истории религии и философии в Германиии // Гей-не Г. Собр. соч. / пер. с нем.; под общ. ред. А. Дмитриева, А. Карель-ского. – М., 1982. – Т. 4.
История религии / под ред. А. Н. Типсина. – Санкт-Петербург. : Лань, 1998. – С. 157.
Кайтмазов В., Хадарцева Л. Деловая Этика и этический кодекс // Апробация. – 2014. – С. 165–168.
Ковалевский М. М. Мормоны // Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 2.
Лапицкий М. Деятельный без принуждения. (Трудовая этика в разных измерениях). – М. : Новый век, 2002.
Мень А. История религии. – Том 1. Истоки религии. – М. : Слово, 1990.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М. : Прогресс, 1987. – С. 528.
Рассел Б. Почему я не христианин. – М. : Политиздат, 1987.
Хадарцева Л. С, Кайтмазов В. А. Corporate Ethic Policy // Science Time. – 2014. – № 1(1). – С. 97–100.
Швейцер Альберт. Благоговение перед жизнью. – М. : Прогресс, 1992.

Автор

Editor
Редакция

Комментарии

comments powered by Disqus