Добрые пастыри росицкие

Культура Статьи

Говорят, что в последние моменты жизни перед глазами человека молниеносно проносится весь его путь. Если это так, то в тот страшный февральский день 1943 года отец Антоний Ляшчевич увидел родителей – Яна и Каролину, родную деревню на виленских холмах, друзей из Санкт-Петербургской духовной семинарии, свое рукоположение на Пасху 1914 года, Харбин, где двадцать лет был миссионером, вступление в Орден Марианов…

С 1939 года о.Антоний вел душепастырскую работу на Родине – сначала в Друе, потом в Росице. В историю Католической Церкви на Беларуси Друя вошла деятельностью монастыря марианов, которые поселились тут с дозволения епископа св. Юрия Матулевича в 1923 году. Именно с Друей связана деятельность выдающихся священников – Андрея Цикоты, Язепа Германовича (известного поэта Винцука Отважного), Казимира Смульки и др. Эти священники горячо любили Беларусь, хорошо знали ее культуру и историю, самоотверженно работали для того, чтобы белорусское слово не было чужим в Церкви. Могло ли это понравиться польским властям, которые с настороженностью относились ко всему белорусскому?

В 1938 году по приказу виленского воеводы Бацяньского белорусские мариане высылаются в центральную Польшу, а на их место приезжают мариане-поляки. Но в 1939 года в Росицу приезжает белорус о.Антоний Ляшчевич.

Работы в Росице было очень много.( Дело в том, что это произошло после того, как по сговору Гитлера со Сталиным Западная Беларусь была захвачена СССР и восточные белорусские земли, где уже не было ни одного действующего костёла соединились с западными, где религиозная жизнь находилась в расцвете). Прошло уже 8 лет, как черный ворон НКВД забрал последнего росицкого священника. Поэтому епископ решил послать в Росицу не только священников, но и монахинь-евхаристок (эта конгрегация был также основан св. Юрием Матулевичем). Много людей, которых надо было привести к Богу, жило не только в Росице, но и в ближайших деревнях. Сестры восстановили часовенку в деревне Балины. Кто-то принес крест, который хранил все эти годы, кто-то икону, евхаристические сосуды…С этой часовенки и началась миссия, которую возглавил о.Ляшчевич. Сестры пошли от деревни к деревне, уча детей и взрослых религии, показывая им путь к Богу. Ели то, что им давали, спали, где стелили. Люди жили бедно, но охотно делились тем, что имели с «анёлками», как часто с благодарностью называли монахинь. А в самой Росице о.Антоний организовал работу по возвращению костела к жизни. В торжество Христа Короля в приход приехало несколько священников из Друи. К исповедальням стояли длинные очереди, а некоторые подходили к священникам и говорили, что хотят исповедаться, но не знают, как это сделать.

Когда о.Антоний обходил своих прихожан в Рождественский период, к нему часто подходили люди со словами:»Мы православные, но, может быть ойчанька не отказался бы зайти в нашу хату помолиться» От православной церкви в Росице остались одни развалины. Однажды в костел пришло 70 православных селян. И католики, и православные вместе изучали катехизис, познавали истины веры, возвращая то, что утратили раннее.….Шёл 1942 год. Гремела вокруг война, а здесь, в дальнем уголке Беларуси люди познавали Бога…В июле в Росице постоянно начал служить о.Юрий Кашира. Он родился в 1904 году в православной семье, но мать в 1907 перешла в католичество. Сын же сделал это в 18 лет.Летом 1942 года активизировали свою деятельность партизаны, которые подозрительно относились к деятельности сестер и священников. Не раз они врывались с расспросами и угрозами «расправиться, если что..»Теперь сестры уже не могли ходить и учить народ по деревням. Постоянно в Росице находился и о.Юрий Кашира. Только о.Антоний, несмотря на опасность, продолжал ездить по территории, которую контролировали партизаны. Миссионеры оказались между страшными жерновами войны…

В Друю прибыл отряд карателей, который расположился как раз в монастыре марианов. Монахов заставили уступить место непрошенным гостям – латышам, эстонцам и украинцам, которыми командовали немцы.Появились слухи – готовится карательная операция в Росице! О.Антония предупреждают об этом. Он благодарит за заботу…но не может не возвратиться в Росицу – там в костёле Святые Дары, там о.ксёндз Кашира, там люди, которых он не может покинуть. И вот каратели начали загонять в костёл, прибывают всё новые и новые группы из соседних деревень – стариков, женщин, детей. Плач, крик, отчаяние. Но о.Антоний занимает привычное место у алтаря и начинает успокаивать людей. Он говорит, что каждый человек должен уходить в вечность, примирившись с Богом. А здесь есть священники, которые готовы разделить их участь и принять исповедь. И постепенно дюди начинали успокаиваться, к конфессионалам выстраивались очереди. Священники исповедывали. Люди молились. Но в очередной раз открывались двери и каратели впихивали новую группу людей. И снова – крик, плач, отчаяние. Тогда священники прерывали исповедь и обращались к ним.

Кс. Ляшчэвичу удалось упросить карателей выпустить сестер-евхаристок. Они начали печь хлеб и приносить детям в костёл. Посреди костёла развели костёр, возле которого матери обогревали детей. Весь день и ночь в костёле звучали молитвы. Священники служили Мессу.На рассвете каратели стали сортировать людей как скот. Более молодых и сильных отправляли на работы в Германию. Остальных – на сожжение. Как не удивительно, паники не было. Несмотря на безнадёжность ситуации, царила атмосфера сдержанности, как бывает тогда, когда приносится жертва Богу, и участники ее осознают глубинный смысл того, что происходит. И было это так благодаря присутствию священников, их слову, поддержке, молитве. Они могли бы уйти, и никто не осудил бы их. Но они добровольно разделили с людьми эту страшную смерть.Сестры-евхаристки рассказывали, что он сохранял удивительное спокойствие. Поменял мокрую одежду на сухую, накинул шарфик. Улыбнулся ясной, открытой улыбкой сестрам, сказав им: «Будьте мужественными. Молитесь».

На следующий день новую колону осужденных на сожжение возглавил с крестом в руке о.Юрий Кашира. Так погибли эти священники, истинные добрые пастыри.Они могли спастись, как спас о.Антоний сестер. Но захотели разделить участь тех, кого вели к Богу.Во время росицкой трагедии погибло 1528 человек. И такая трагедия была не единственной на белорусской земле. Но немного было случаев, чтобы люди встречали смерть с такой просветленной, очищенной душой. Поэтому росицкая трагедия воспринимается как жертва за Беларусь. Святой отец Иоанн-Павел II провозгласил росицкий мучеников блаженными в 1999 году, в Белостоке (этнически белорусской части Польши). Все многочисленней становятся паломничества в Росицу. Писательница И.Жарнасек посвятила блаженным Антонию Ляшчэвичу и Юрию Кашире книгу «Да будет воля Твоя»

Людвик Казимир

Расскажите друзьям