Быть благодарными и открытыми на Бога

Колонки Статьи

Дорогие друзья, сегодня мы с вами будем говорить и рассуждать о личности Иисуса Христа. “Какая неожиданность! Вот-те раз”, — скажет кто то из вас. “Разве не о Нем мы говорим на каждом воскресном богослужении?” Это действительно так, христианское благовестие сосредоточено на нашем Господе и Спасителе особым образом. И причина тому вовсе не в фанатизме христиан. Давайте в начале прочитаем одну историю из 14 главы Евангелия от Иоанна.(Иоанн 14:1-6)

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, я сказал бы вам: я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где я. А куда я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Заметьте, здесь Иисус не говорит Своим ученикам: Я покажу вам путь, научу истине и разъясню суть жизни. Большинство религиозных учителей того времени сказали бы именно так. Но Иисус, как часто бывало с Ним – шокирует апостолов, жестко погружая их в сферу Своей, Божественной логики. Он утверждает, что Он и есть тот самый единственный Путь, по которому следует идти желающим прийти к цели любого религиозного странствия – прийти к Небесному Отцу. Но для того, чтобы достичь этой цели нам нужно три простые в сущности вещи: видеть перед собой ровную проторенную дорогу, знать, что она ведет в нужном направлении и иметь достаточно сил и провианта, чтобы не ослабнуть и не умереть не дойдя до пункта назначения. Собственно об этом мы сегодня и будем рассуждать.Вообще Евангелие в некотором роде удивительная книга. Большинство религиозных писаний, в том числе такого вот биографического характера, которые повествуют о великих учителях и даже каких-то “мессиях” прошлого, больше сосредоточены на том, что СКАЗАЛ тот или иной деятель. Сосредоточены на его учении, его богословских концепциях, его беседах с учениками. В Евангелии все это также имеется. Но тем не менее Евангелие говорит о совершенно ином. Большая часть проповедей Иисуса могла бы быть вложена в уста почти любого талантливого и призванного раввина.

Но нас сама логика новозаветного повествования подталкивает к иному. Евангелие это не рассказ об учении Иисуса. Евангелие – это повествование об Иисусе. О Его личности и, самое главное, о том, что Он сделал – умер на кресте, примирив нас с Творцом, став тем самым путем, идя по которому мы единственно можем в общение с Богом. С Истинным Богом, а не каким-то симулякром, рожденным в воспаленном воображении религиозного фанатика.В этом смысле мне часто вспоминается кинотрилогия Матрица. Многие кинокритики рассматривали с разных сторон связь между образом Нео и Христа. Некоторые даже пытались увидеть в этом проявление религиозности братьев Вачовски.

Но дело не в этом. А в том, что человечеству, живущему в вирутальной реальности, но в действительности находящемуся в коконах в вегетативном состоянии, бессмысленно рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы получить свободу. Оно не знает об этой свободе, и оно не имеет сил, чтобы сбросить морок. Нео не идет и не проповедует. Но через свое избранничество, через свою особую природу, а в конечном итоге, через смерть и воскресение он разрывает саму фальшивую смоделированную суперкомпьютером реальность, чтобы те, кто пожелают могли освободиться. Совершенно не важно, что он говорит в фильме, диалоги там стандартно-голливудские. Важно только то, что он делает.Точно также и Евангелие. Если убрать из слов Христа общеморалистические проповеди о важности чистоты сердца и нищеты духа, то мы увидим, что Он говорит в первую очередь о Себе.

Таким образом Иисус постепенно подводит апостолов к осознанию ими важнейшей вещи – Он и есть тот самый искомый Путь. Только взирая на Него мы можем прийти в единство с Отцом. Других путей нет. Не так давно, этим летом, я оказался в тайге. Это было в далекой Сибири и мы поехали собирать грибы. Увлекшись поиском белых грибов, я ушел далеко в сторону и вышел на какую-то дорожку. Думая, что она выведет меня к трассе на котором стояла наша машина, я по ней пошел. Шел долго, тропинка петляла, пока наконец я не понял, что ухожу совершенно в другую сторону. И были все основания опасаться того, что тропинка эта выведет меня не к человеческому жилью, или нашему месту стоянки, а напротив, приведет к болоту, или вообще оборвется где-то в чащобе. Единственное разумное решение, которое я мог принять в такой ситуации – развернуться назад и возвратиться к тому месту, откуда начал движение, чтобы постараться отыскать направление к лесной трассе, по которой мы приехали. Мне это удалось, и поэтому вы меня сегодня здесь видите живого и здорового. Пока я искал путь, я заметил множество тропинок, дорожек и даже почти настоящих дорог для автомобилей. Но это были ложные пути, которые не привели бы меня к цели. Только на одной из них стояла машина, которая могла меня вернуть домой. В Библии слово “путь” встречается 195 раз. Для евреев, которые часто странствовали по холмам без указательных знаков, где их подстерегали дикие животные, важность выбора правильного пути и самого образа пути была велика. И они очень серьезно воспринимали слова Иисуса. Когда вам говорят о множестве вариантов путей к Богу, просто улыбнитесь этому самоуверенному “учителю”, и вспомните слова Христа из сегодняшней проповеди. Для того, чтобы попасть к цели кроме наличия дороги, желательно иметь уверенность в том, что эта дорога правильная и знать путь.

Нужна карта, подлинная карта. Иисус не останавливается на утверждении Своей эксклюзивности в направлении путников к Небесному Отцу. Он идет дальше и утверждает, что Он и есть истина. Иисус не только путь, он есть и наша путеводная карта. И опять же, Он не сказал: То, чему я вас учу, есть истина. Он это сказал о Себе. Знаете почему? Я думаю, что Иисус предвидел те споры и даже войны, которые Его последователи будут вести друг с другом из-за различий в интерпретации Его слов в недалеком будущем и давал понять, что Он есть важнее всякой интерпретации и Он есть то, что должно стать фундаментом единства христиан. Откровение, которое есть основа христианской теологии, Священное Писание — есть слово Божие. Но удивительно, что в этом самом откровении мы не видим никаких намеков на то, какое политическое устройство угодно Богу. Нет там и подробных указаний научного характера, и даже сама история Творения, вызывающая сегодня столько споров, изложена пунктиром, в форме поэтической саги, не могущей служить основанием для серьезных научных выводов.

Бог словно намеренно отсекает все малозначительное. А вот то, что там на самом деле подробно изложено – это учение о спасении и обретении единства с Богом для грешного человечества. И вся эта история сосредоточена на единственной Личности. На Иисусе Христе, который сказал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5,39)

И, наконец, Он сказал, я есть Жизнь. Жизнь с большой буквы. Жизнь персонифицированная, жизнь, умиравшая на кресте и воскресшая. Источник жизни. Эти слова Христа сложно верно интерпретировать вне другого места из того же Евангелия от Иоанна. В нем Иисус по Своему обыкновению взял апостолов за шкирку и ткнул носом в простые и понятные нам сегодня вещи, но бывшие для учеников поводом для глубокого шока.

(Иоанн 6:48-60) Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в нем. Как послал Меня живый Отец, и я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

Меня удивляет и огорчает, когда люди сводят христианство к некоему ожиданию и проповеди хорошей жизни после смерти. Такое христианство собственно говоря и подвергается критике со стороны людей нецерковных. Дескать, мы во всем ограничиваем себя для того, чтобы когда то, в далеком будущем, или вообще в мифологической реальности «после смерти» получить обетованное. Для них христианство — это такой бессмысленный аскетизм с неясной перспективой. Не очень то привлекательный месседж, согласитесь… Я не раз замечал, что в вирутальных и реальных дискуссиях между христианами и представителями эдакого «народного агностицизма» мы сталкиваемся с онтологическим различием. И именно оно часто не позволяет нам понять друг друга. Люди, настроенные враждебно к церкви, рисуют у себя в голове вот ту самую картинку: no sex, no pleasure, no drink.

То есть крайний вульгарный пуританизм, словно сошедший с антиклерикальных карикатур. А зачем тогда вообще жить, если приходится отказывать себе в телесных и прочих наслаждениях, доверяясь просто обещаниям каких то мужиков с бородами и в черных платьях. Где доказательства того, что они правы? На каком основании они предлагают нам серое безрадостное существование, когда вокруг столько приятных глазу и телу вещей?С другой стороны, мы христиане, поражаемся некоторой упертости наших оппонентов, не понимая, что они просто не имеют онтологического опыта, идентичного нашему. Ведь христианство это не просто обещание загробного кайфа, это полнота жизни здесь и сейчас! Мне довелось поработать в светском коллективе, после многих лет работы исключительно в христианских миссиях. Это позволило мне отчетливо понять, насколько наш, пусть и несовершенный, образ жизни попросту говоря приятнее того, что вели мои сослуживцы. Похмелье по понедельникам, дрязги, разводы, измены, ссоры из-за мужиков и женщин, скабрезные истории об итогах походов по клубам и подсиживание коллеги. Это вовсе не значит, что у христиан всего этого нет. Сами знаете, что и у верующих хватает и греха и прочего. Но у христиан есть нечто, кроме проявлений падшей природы.Ведь, даже если взять в качестве примера людей более менее моральных, тех, что вызывают у нас уважение, то все равно мы замечаем, что нет в их жизни чего-то очень важного. И это вынуждает людей заполнять образовавшуюся пустоту. Одни псевдодуховностью, другие алкоголем, третьи увлечением поп-психологией, или чем-то еще.

Каждый в меру своего развития пытается компенсировать отсутствие той самой Жизни о которой говорит Иисус. Той самой жизни, которую каждый из нас получает каждый день через общение с Иисусом, через чтение Писания, а в воскресный день получает в особенности, в изобилии. Я имею ввиду пищу для нашей души, о которой Христос сказал в шестой главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой мы только что прочитали. Ту пищу, которую мы, христиане, принимаем на каждом воскресном богослужении. Когда среди нас является Сам Христос, сокрывающий свою плоть и Кровь под видом Хлеба и Вина. Эта истина стала для учеников Иисуса камнем преткновения. Но она же стала фундаментом церкви, который позволили ей сохраниться до наших дней, несмотря на все ереси, веяния мира сего, расколы и неустройства. Даже в самые мрачные времена средневековья души верных питались этой Пищей жизни. И сегодня она является основой нашего существования в этом мире. Каждый из нас в отдельности слаб и немощен. В течение рабочей недели вокруг нас столько искушений, мир заражает нас своим духом суеты. Но, приходя на литургию, и питаясь Небесным Хлебом, мы получаем те самые силы, которые дают нам возможность продолжать путь к Отцу. Путь, которым является Христос. Согласно путеводной нити, которой является Христос. И благодаря тем силам, которые мы получаем, принимая устами Самого Христа. Это удивительная истина, которую далеко не все христиане осознают. Нам не нужно напрягаться и пытаться идти своим силами! Бог все уже приготовил для нас. Этот путь на небо заведомо более сложен, чем позволяет наша природа. сами по себе мы никогда бы его не одолели.

Потому-то в мир и пришел Тот, Кто сказал о Себе: Я есмь Путь, Истина и Жизнь. Но не только сказал, но и реализовал этот принцип, изменив саму реальность Своим воскресением. Что же остается нам? Просто славить Его за те удивительные дары, которые Бог в изобилии изливает на нас. И быть открытыми на Его благодать, которой мы живем и движемся и существуем. Быть благодарными и не закрывать перед Иисусом дверь — вот наше призвание в этом мире. Все остальное в чутких и нежных руках нашего небесного Отца. Аминь.

Павел Левушкан

Сокращенный конспект проповеди прочитанной 7 октября 2013 г. в Евангелическо-лютеранском приходе св. Михаила (Москва)

Расскажите друзьям