Лютеранский архиепископ предложил установить на территории советского мемориала статую Девы Марии

Новости

Архиепископ-эмерит Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Андрес Пыдер считает, что новое значение вызвавшему споры в обществе столичному советскому мемориалу Маарьямяги могла бы придать скульптура Девы Марии.

Пыдер написал премьер-министру, министрам культуры, внутренних дел и окружающей среды, а также мэру Таллинна, что сейчас вскоре исполнится 800 лет с момента, когда Эстония получила название Маарьямаа (Маарьямаа, или Земля Девы Марии – название средневековой Ливонии, которое в 1201 году взял в оборот рижский епископ Альберт), поэтому было бы уместно связать мемориал Маарьямяги с личностью Девы Марии.

«Личность Девы Марии многозначна, что позволяет вывести на первый план как любовь к матери и тему страдания, так и заботу и верность. В таком виде комплекс хорошо дополнит расположенный рядом мемориал жертвам коммунизма», – написал Пыдер.

Он считает, что личность Девы Марии подходит разным народам, способна объединить различные конфессии и помочь преодолеть историческую конфронтацию — сообщает ERR.

«Скульптура могла бы дополнить мемориал или обелиск, чтобы его концепция была связана с заботой и любовью», – добавил Пыдер.

Судьбу мемориала на Маарьямяги начали обсуждать в последние дни, так как он разрушается и опасен для людей. Таллинн хотел бы получить комплекс в свою собственность и готов привести его в порядок, если государство выделит на это 3-4 млн евро.

«По предварительным оценкам, для приведения всего комплекса в порядок потребуется от 3-4 млн евро и соответствующее решение правительства. Город несколько лет говорит, что согласен принять комплекс, если из государственных средств будут выделены деньги на его восстановление. Мы готовы взять весь комплекс хоть завтра, но хотелось бы по системе: утром деньги вечером стулья», — сказал «Актуальной камере» вице-мэр Таллинна Андрей Новиков.

Министр внутренних дел Март Хельме заявил, что государство не должно выделять средства на этот мемориал и его лучше снести как идеологический символ чужой власти.

«Значимости идеологической составляющей этого сооружения уже нет. Мне кажется, что наше государство уже немножко выросло, люди повзрослели, и сейчас уничтожение всего старого не является основной задачей. Прежде всего, мы должны рассматривать это как замечательный пример ландшафтной архитектуры», — сказал в ответ на это Новиков.

Депутат Рийгикогу и городского собрания Таллинна, социал-демократ Яак Юске в своем ответе министру внутренних дел Марту Хельме подчеркнул, что Эстония не может стереть свое непростое прошлое, и нужно не сносить, а, наоборот, сохранять культурное и архитектурное наследие, в том числе и советского периода.

«Что касается состоящего из нескольких объектов мемориального комплекса Маарьямяги, то его ценность заключается в целостности. Это единственный в своем роде комплекс в память о событиях XX века. Место, где можно подумать о судьбе и выборе эстонцев во время оккупаций», — сказал Юске, историк по образованию.

По его словам, Эстония не может просто взять и стереть свою непростую историю. «Свою историю нужно знать. И ее можно эффективно изучать как раз через архитектуру и культурное наследие того времени», — пояснил он.

Представители Эстонского института памяти в свою очередь отметили, что советский мемориал, мемориал жертвам памяти коммунизма и могилы немецких солдат могли бы стать местом для отображения непростой истории Эстонии в XX веке.

Мемориальный комплекс Маарьямяги — это комплекс мемориальных объектов в Таллине, в районе Маарьямяэ рядом с одноименным замком. Представляет из себя Площадь Примирения в память о Ледовом походе, военное кладбище, где похоронены советские и немецкие военные времен Второй Мировой Войны и Мемориал жертвам коммунизма, построенный в 2018 году, в память о жителях Эстонии, пострадавших от политических репрессий и депортаций.

В мемориальный комплекс «Площадь Примирения» образован из двух перекрещивающихся, углубленных аллей. Первым мемориальным объектом, построенным в Маарьямяе, стал 35 метровый обелиск, установленный на склоне холма в 1960 году. Авторами монумента были скульптор Лембит Толли и известный эстонский архитектор Март Порт. Обелиск посвящен Ледовому походу, в ходе которого, корабли Балтийского флота были спасены от захвата немецкими и финскими военными и переправлены из Гельсингфорса в Кронштадт.

Площадь Примирения. Справа видно «Негаснущее пламя»
В 1975, по проекту Аллана Мурдмаа, Рейна Керстена и Пеэпа Янеса, рядом с обелиском, была возведена центральная, церимониальная площадь с двумя трибунами по бокам. На площади, находится скульптура «Негаснущее пламя», которая выполнена в виде высеченных в доломитовой стене ладоней, греющихся от пламени Вечного огня. Завершает ансабль, скульптурная композиция «Гибнущие чайки», которая представляет из себя бронзовых птиц, прижатых с двух сторон двумя долмитовыми стенами, образую ворота в военное кладбище. В советское время, в комплексе проводились военные парады и принимались в пионеры. На момент своего основания и по сей день, комплекс является крупнейшим образцом ландшафтной архитектуры СССР в Эстонии.

Прямо за композицией «Гибнущие чайки» находится военное кладбище. В комплекс захоронений входит братская могила моряков с эсминцев «Автроил» и «Спартак», которых захватили английские интервенты в Таллинском заливе. Около двухсот моряков были отправлены в лагерь на острове Найссаар, где 38 матросов были расстреляны контрреволюционерами в 1919 году.

На опушке небольшой еловой рощи находятся памятные таблички советских частей.

Далее, в сторону Мемориала жертвам коммунизма, находится немецкое кладбище, где похоронены более 2300 солдат Вермахта. Данное кладбище было открыто 12 сентября 1998 году, однако, находилось оно тут еще с 1941, но было ликвидировано советским руководством по идеологическим соображениям. Восстановлено оно было по инициативе Народного союза Германии по уходу за военными могилами, когда по договоренности между Эстонией и Германией, 12 октября 1995 года, земли кладбища были безвозмездно отданы Союзу для реконструкции, после чего, начиная с 1996 года, начались восстановительные работы. Кладбище представляет из себя ровное поле, на котором, расположены гранитные кресты, по три штуки над каждой могилой, а так же памятные плиты, на которых выгроверованы имена успокоившихся здесь солдат.

Самое новое сооружение во всем комплексе Маарьямяги, торжественно открытое 23 августа 2018 года к столетию эстонской государственности в день памяти жертв тоталитарных режимов. Мемориал посвящен всем жителям Эстонии, пострадавшим из-за советской оккупации республики. По данным организации Memento, в период советской оккупации, 75 тыс. человек было убито, то есть каждый пятый житель страны, при населении в миллион человек на тот момент. Мемориальный комплекс был спроектирован архитекторами Калле Веллевоог, Яаном Тийдеманн, Тийу Труус, при участии скульптора Кирке Кангро, и состоит из двух частей — «Путь» и «Сад».

Путь — это две черных стены, распололженные параллельно друг другу, образующие длинный коридор, символизирующий беспощадность тоталитарной системы. На внутренней стороне обеих стен выгроверованы имена 22 тыс. человек, которые погибли в ходе репрессий или депортаций советской властью. В будущем, с обновлением информации о погибших, планируется дополнять «Путь» новыми именами. На внешней стороне правой стены находится памятник кадровым офицерам Эстонии. Жертвами советских репрессий стал 801 офицер, что составило четверть от всего офицерского корпуса Эстонии, которые были расстреляны или погибли в тюрьмах и лагерях. Так же, на этой стене висят таблички памяти, которые повествуют детально на трех языках, об истории репрессий Советского Союза в Эстонии, и гранитные камни, на которых обозначены основные места, куда ссылали жителей Эстонии.

К сегодняшнему дню, комплекс заброшен и находится в ветхом состоянии а вечный огонь потушен с обретением независимости Эстонии. Однако, не смотря на это, у комплекса любит собираться молодежь, из-за чего, городскими властями, было решено огородить площадь, во избежание несчастных случаев. В стороне от комплекса, куда ведет длинная, прямая дорога, находится незавершенная, еще в советское время, часть общего ансамбля, исписанная обычно граффити. К настоящему времени, нет единого соглашения, касательно судьбы комплекса, в основном, из-за дороговизны ремонта.

Расскажите друзьям