Как в советские времена: верующие баптисты вынуждены молиться в лесу под Новороссийском

Новости

Администрация Новороссийска еще в марте подала в суд иск с требованием снести жилой дом в поселке Верхнебаканский, в одной из комнат которого раньше проводила богослужения группа баптистов. С лета 2019 года помещение по требованию суда не используется для богослужений, однако владельцы на законных основаниях используют здание для проживания — сообщает центр Сова

В сентябре 2020 года стало известно, что еще 26 марта 2020 года администрация Новороссийска обратилась в Приморский районный суд города с иском в защиту неопределенного круга лиц к собственнику жилого дома в поселке Верхнебаканский, одно из помещений которого раньше использовалось для богослужений религиозной группой евангельских христиан-баптистов. Администрация требует снести здание.

Напомним, в 2019 году суд запретил эксплуатацию дома и земельного участка в религиозных целях, а судебные приставы опечатали гостиную, в которой проводились богослужения. Однако здание по-прежнему используется для проживания. 

С тех пор, как помещение было опечатано, община пыталась арендовать помещение для богослужений, но получила несколько отказов. Для молитвы верующие собираются в лесу.

В конце августа 2020 года адвокаты и эксперты посетили Краснодарский край, который стал вторым регионом в рамках проекта “Свобода28”, организованного Славянским правовым центром совместно с Институтом верховенства права при информационной поддержке издания “Религия и право” и Информбюро “СПЕКТР”. 

Последние несколько лет религиозная группа евангельских христиан-баптистов поселка Верхнебаканский, Краснодарского края сталкивается со сложностями в реализации своего конституционного права на свободу вероисповедания. До лета прошлого года община проводила богослужения по воскресеньям в частном доме, принадлежащем на праве собственности руководителю религиозной группы. В июле 2019г. судебные приставы опечатали гостиную жилого здания, где церковь евангельских христиан баптистов проводила богослужения. Решением суда был наложен запрет на эксплуатацию земельного участка и жилого здания, расположенного на нем собственником и иными лицами в религиозных целях. Однако, здание с момента его постройки и ввода в эксплуатацию, до настоящего момента сохраняет признаки жилого помещения и используется собственником и проживающими в нем людьми по его прямому назначению — для проживания. В чем убедились и эксперты проекта “Свобода28”, посетившие указанный жилой дом. 

“Удивляет интерпретация судебного решения приставами, которым запрещена эксплуатация жилого дома в религиозных целях. Но при этом приставами была опечатана просторная гостиная, которая гражданами используется в том числе и для проживания. Поэтому здесь не только нарушение права на свободу вероисповедания, но и неоправданное ограничение права собственности, гарантируемого статьей 35 Конституции Российской Федерации” — прокомментировал действия приставов адвокат Сергей Чугунов.

26 марта 2020 года администрация муниципального образования город Новороссийск обратилась в Приморский районный суд г. Новороссийска с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к собственнику жилого здания с требованием осуществить снос жилого дома, используемого не по целевому назначению, а именно для проведения богослужений, обрядов и церемоний. 

Позиция администрации муниципального образования города Новороссийска противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 года N 35-П, в котором Конституционный Суд совершенно справедливо указал, что “согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются не только в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, но и в других местах, в частности в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также в жилых помещениях. Закрепление такой возможности согласуется с предназначением жилых помещений, призванных удовлетворять не только материальные потребности граждан, но и их духовные интересы как неотъемлемый элемент развития и совершенствования личности, в том числе духовные нужды верующих, реализуемые на основе свободы вероисповедания, при условии пользования жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем лиц, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями… …предоставление религиозной организации гражданами — собственниками жилых помещений возможности проводить в них богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес жилого помещения в качестве адреса религиозной организации не является нарушением закона…”

Подобные действия приводят к возникновению напряженности со стороны общественности, а также беспокойства верующих. И как следствие возникают и другие препятствия для совместного исповедания религиозных убеждений, так например, весной 2019 года группа из представителей горадминистрации, полиции, сотрудников органов безопасности и казаков ворвалась на праздничное богослужение баптистской церкви в поселке Верхнебаканский. Как пояснили очевидцы событий, “внезапные гости” запрещали съемку, угрожали прихожанам и препятствовали проведению службы. Свои действия они при этом никак не объяснили. 

На сегодняшний день верующим негде собраться для проведения совместных богослужений, поскольку ранее им было отказано в аренде нескольких помещений, по словам представителей общины, именно в виду навалившихся проблем и боязни собственников впасть в “немилость” власть имущих. Верующие вынуждены собираться на богослужения в лесу. 

“Это просто немыслимо для современной России, где гарантируется каждому индивидуально и совместно с другими право на свободу вероисповедания! Лишь во времена гонений, в советское время верующие вынуждены были проводить богослужения в лесу. Совершенно не понятна логика тех, кто по сути, выгнал людей на улицу. Для чего это делается? Неужели вынудив десятки верующих проводить свои молитвенные собрания в лесу государство укрепит общественную безопасность? У руководителя общины большая семья 6 детей, у его отца и матери — 52 внука, неужели им нельзя собраться вместе, чтобы помолиться в принадлежащем им доме, почитать священные книги? На мой взгляд это еще и недальновидное решение, поскольку такие действия кроме как к нарастанию напряжения не приведут ни к чему. Я уже даже не говорю об отсутствии правовых оснований, об этом всё сказал Конституционный Суд РФ.” — пояснил адвокат, член СПЧ Владимир Ряховский. 

“Согласно данным проекта «Свобода совести, мысли и религии в 2020 году» (article28.ru) Краснодарский край входит в число регионов, в котором при сохранении динамики, нарушения права на свободу вероисповедания могут в течении одного-двух месяцев приобрести систематический характер. По мере возможностей мы стараемся отслеживать ситуацию в данном регионе и оперативно реагировать на сообщения о нарушениях, предоставляя вместе с партнерами — адвокатами и юристами квалифицированную правовую помощь и правовые рекомендации” — прокомментировал адвокат Станислав Кулов

Общину евангельских христиан баптистов посетили адвокат, управляющий партнер Славянского правового центра, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Ряховский; адвокат, директор Института верховенства права, главный редактор сетевого издания “Религия и право” Станислав Кулов; адвокат, председатель правления Института верховенства права Сергей Чугунов. 

Проект «Свобода28» — это попытка обратить внимание как экспертного и религиозного сообщества, так и органов власти на проблемы в религиозной сфере. Приходится констатировать, что за исключением некоторых резонансных дел, системные правонарушения в ряде регионов остаются вне поле зрения экспертного и религиозного сообществ. Объединив усилия, правозащитники и эксперты надеются изменить сложившуюся ситуацию, оказав необходимую правовую, информационную поддержку, выработать механизмы противодействия порой откровенно неправомерному применению закона.

Расскажите друзьям