Дорогой Друг, внутренняя молитва это не импровизация. Совсем не безразлично, что ты во время неё делаешь и как ты себя держишь. Не зная этого, рискуешь, что твоя молитва станет ещё одним проявлением твоего эгоизма. Молитва это восхождение на вершину горы Любви по крутой тропинке полного забвения себя и открыто с ти воздействию Божию.
На этом пути требуется план и ясные указатели, следуя которым ты можешь быть уве рен, что с него не собьёшься. Нарисовал их для тебя и для меня св. Иоанн от Креста на схеме «Путь на гору Кармель». Посмотри на неё.
Справа — путь благ земных
По нему идут те, которые в молитве «навязывают» Богу свою волю, желая полу чить личную, материальную выгоду, здоровье, земные, измеримые блага. Коротко говоря, это дорога МЫСЛЕЙ О СЕБЕ.
Слева — путь благ небесных
По нему идут те, которые в молитве ищут восторгов, переживаний, откровений Божиих, приятных ощущений, наслаждений, удовольствий, утешений от Бога и Его вдохновений. Коротко говоря, это дорога тех, кто ДУМАЕТ О СЕБЕ.
А посередине?
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7,14).Это тропинка пятикратного «НИЧТО», или отвержения собственных представлений и понятий о Боге. Это путь для тебя и для меня, если мы хотим достичь соединения с Богом. Это путь для смельчаков и для тех, кто способен на риск — для тех, которые не ищут ничего, как только Самого Бога и Его воли. Это путь, на котором ты можешь встретиться с Возлюбленным твоей души в истинной внутренней молитве. А вот и она, шаг за шагом:
1. ПЕРВОЕ «НИЧТО»— Поставь себя в присутствие Божие
Осознай, что Иисус живёт в тебе! Больше того — вся Пресвятая Троица живёт в тебе! «Слово, Сын Божий, вместе с Отцом и Духом Святым сокрыто в глубочайшей сущно сти души. Поэтому душа, жаждущая обрести Его, должна войти в себя посредством глубокого сосредоточения» (св. Иоанн от Креста, «Духовная песнь», 1,6). В начале молитвы предприми труд первого «НИЧТО»: забудь о своих делах и постарайся сосредоточиться и сконцентрироваться единственно на этой наиважнейшей истине: БОГ ЖИВЁТ ВО МНЕ! Успокой свои внутренние способности: память, воображение, рассудок, волю, чувства, и устреми их из внешнего мира к Богу.
2. ВТОРОЕ «НИЧТО»— Духовное чтение
В молитве совершаешь всё не ты, а Иисус. Поэтому открой теперь Евангелие и читай…Не спеша…С остановками… Сердцем…Ты читаешь послание от Него — впитывай в себя Его присутствие!
3. ТРЕТЬЕ «НИЧТО»— Закрой глаза
Это практический совет св. Терезы Авильской. Такое обычное действие оказывается очень полезным для того, чтобы не смотреть на то, что отвлекает — на внешний мир, но очами сердца войти в мир Бо жий. Чтобы проникнуть в глубины души и найти на самом дне её Возлюбленного.
4. ЧЕТВЁРТОЕ «НИЧТО»— Смотри на Иисуса
Здесь речь идёт о «взирании сердцем» на Иисуса в конкретной ситуации, о которой ты прочитал в Евангелии (напр., когда Он в пустыне или в Кане Галилейской, или разговаривает ночью с Никодимом). Смотри на Него, как на Того, Которого ты любишь. Смотри, чтобы с Ним быть. Чтобы установить с Ним контакт.
5. ПЯТОЕ «НИЧТО»— Соверши АКТ ВЕРЫ
Что значит, вырази Ему свою веру посредством:
— отдания себя (акт веры)
— любви, которая ни в чём не отказывает (акт любви)
— благодарения за стремление к Нему
— всецелой САМООТДАЧИ, которая не останавливается ни перед чем.
Теперь ты на вершине.Теперь ты соединён со Христом Возлюбленным, а через Него — со всею Пресвятою Троицей.Оставайся так насколько можешь долго…Если отвлечёшься, не упрекай себя за это, но спокойно возвращайся к акту веры.
***
Вот каков план и порядок молитвы. Это не какая-то новая техника, но следование за Иисусом Его путём. «Пятикратное НИЧТО» отвращает нас от самих себя и открывает двери Иисусу, что бы Он мог в нас действовать. Чтобы Он молился в нас к Отцу.Чтобы Он изменил нас так, как Сам хочет…
о. Анджей Мушаля
о. Анджей Мушаля — доктор богословия, директор Межфакультетского Института Биоэтики Папского Университета Иоанна-Павла II в Кракове, духовный попечитель студенческой мо лодёжи Кракова.