Церковный суд Екатеринбургской епархии отлучил от церкви схимонаха Сергия (Николая Романова). Об этом сообщил журналистам председатель суда Николай Малета.
«Сегодня принято решение направить на утверждение правящему архиерею представление о его отлучении от церкви. А дальше у правящего архиерея есть определенные рамки, сроки, в течение которых он может утвердить или не утвердить (решение. — Прим. ред.)», — сказал Малета.
Поводом для отлучения стало то, что схимонах не подчинился решению об извержении его из сана и продолжил совершать богослужения.Председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло пояснил, что теперь Романову будут недоступны все церковные таинства.
«Фактически этот человек существует как некрещеный человек. В случае его смерти, не дай бог, он не будет предан молитве и отпеванию, его имя не может возноситься на молитве в храме, и записки с его именем не могут приниматься на поминовение в храмах. Вот что значит отлучение от церкви. Серьезнее этого, что сегодня произошло с отцом Сергием, быть ничего не может. Это весьма и весьма тяжелый случай», — сказал он.
Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, со своей стороны, отметил, что решение об отлучении должен еще утвердить патриарх Московский и всея Руси Кирилл.»Как уже верно подмечено моими коллегами, это констатация той ситуации, в которую он (Романов. — Прим. ред.) поставил себя сам, фактически став вне Церкви и церковного общения. Теперь это решение епархиальных властей в положенный срок должно быть утверждено святейшим патриархом», — написал Легойда в своем Telegram-канале.
Духовник и основатель Среднеуральского женского монастыря отец Сергий оказался в центре скандала после того, как начал говорить в проповедях, что COVID-19 — это «псевдопандемия», что россиян хотят поместить в «электронный лагерь Сатаны», «беззаконно сажают на самоизоляцию», лишают «свободы и работы».
В конце апреля епархия лишила Сергия права проповедовать и высказываться в публичном пространстве, указав, что он проигнорировал «неоднократные вразумления священноначалия» относительно качества и содержания проповедей.
Однако клирик не послушался и продолжал призывать паству выходить на улицы и протестовать, а тех, кто закрывает храмы, проклял.
Спустя месяц, в конце мая, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил Сергия в священнослужении. В Московском патриархате поддержали это решение, пояснив, что причиной этого стала его излишняя «медийная активность» клирика. В начале июля церковный суд епархии лишил Сергия сана, признав виновным в нарушении священнической присяги и монашеских обетов.
В епархии отмечали, что все таинства, совершаемые Николаем Романовым после запрета, будут недействительными. Единственной законной настоятельницей Среднеуральского монастыря остается игуменья Варвара (Крыгина), которая покинула обитель из-за несогласия с Николаем.
Кроме того, против схимонаха возбудили административные дела: по статье о распространении недостоверной информации его оштрафовали на 90 тысяч рублей, а по статье «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» — на 18 тысяч.В начале сентября также стало известно, что СК проверяет сообщения о преступлениях, которые схимонах Сергий мог совершить в Среднеуральском женском монастыре.
Депутат Госдумы Евгений Марченко призвал проверить информацию о том, что схимонах Сергий насильственно удерживал людей, в том числе несовершеннолетних, в монастыре, а также был причастен к побоям и отмыванию денег.
Николай Романов (бывший иеромонах Сергий) родился в 1955 году в Нижегородской области, в Омске окончил милицейское училище, после чего переехал в подмосковное Пушкино и устроился в столице следователем. В милиции он проработал недолго – в 1985 году его уволили после ДТП, Романов насмерть сбил пешехода.
Затем будущий отец Сергий стал работать в продовольственном магазине в Москве, где его поймали на краже. Суд дал ему четыре года колонии, но в ходе процесса Романов признался еще и в убийстве – с «приятелями» решил ограбить прохожего, и все закончилось многочисленными ударами монтировкой по голове жертвы. Человек скончался, тело подельники бросили на набережной ближайшей реки, накрыв бетонными плитами. В итоге срок Романову увеличили до 13 лет – их он провел в нижнетагильской колонии «Красная утка», где сидят бывшие правоохранители.
За решеткой Николай Романов обратился к вере – по его собственным словам, помогал строить церковь на территории колонии.
После выхода на свободу в 1997 году остался на Урале – стал послушником в Алапаевском мужском монастыре, познакомился с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием и даже, по собственным заявлениям, с патриархом Алексием Вторым. Якобы по благословению последнего Викентий назначил Романова игуменом строившегося в урочище Ганина Яма в память об убитых там членах императорской семьи монастыря Святых Царственных Страстотерпцев. Уже после назначения игуменом Викентий сделал Сергия священником – иеромонахом, если точнее.
«25 декабря 2001 года иеродиакон Сергий (Романов) был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Хиротония была совершена в мужском монастыре во имя святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Подтверждений тому, что хиротония совершалась с ведома и по указанию Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не имеется», – заявили в пресс-службе Екатеринбургской епархии.
И в том же заявлении отдельно говорится, что «убийство является абсолютным препятствием к рукоположению, исключений из данного правила каноны не предусматривают». При этом шесть лет назад, когда впервые появилась информация о судимости Сергия за убийство, Екатеринбургскую епархию она никак не смутила, равно как и местного митрополита Кирилла, сменившего Викентия. И более того – в 2015 году епархия особенно отмечала заслугу Сергия в становлении монастыря на Ганиной Яме. В 2002-м Романов взялся за новый проект – перебросив строителей с Ганиной Ямы, он начал строить неподалеку Среднеуральский женский монастырь и был назначен его духовником, то есть по сути руководителем местной братии.
Впоследствии это вызвало частую критику, поскольку церковное правило запрещает убийцам получать сан священнослужителя и совершать таинства Православной церкви. В связи с этим 22 июня 2020 года Сергий заявил, что он получил на это личное благословение патриарха Алексия II и своего духовника, архимандрита Кирилла (Павлова), а также что патриарх, митрополит и архимандрит знали, за что он отбывал наказание. 2 июля, перед церковным судом над Сергием, в епархии заявили, что убийство является абсолютным препятствием к рукоположению, справки о судимости епархия не имеет, как нет и подтверждений знакомства его с Алексием II. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) в своём открытом письме Сергию сообщил, что тот скрыл факт судимости, указав в автобиографии, что работал в колонии электриком, кроме того, митрополит Кирилл назвал «небылицей» заявления Сергия об обстоятельствах его рукоположения и получения наперсного креста. В ответ на это генерал-майор Иван Жарков, бывший глава ГУФСИН по Свердловской области и начальник колонии, где отбывал срок Сергий, утверждает, что митрополит Викентий был информирован о судимости Сергия и что тот, будучи монахом, встречался с патриархом Алексием II. В епархии отметили, что в личном деле Сергия нет справки о судимости и отсутствует какое-либо упоминание статьи, по которой он был осужден. Как отмечает журналист телеканала «Россия 24» Виталий Кармазин, в анкете на рукоположение в иеромонахи Романов в графе о супружестве не упомянул также о своих трёх официальных жёнах — Лидии Гимрановой, Галине Зиновьевой, Людмиле Солоненко и о дочери Марине.
Таким образом, существует три версии, почему осуждённый за убийство получил сан священнослужителя: а) Сергий скрыл факт судимости; б) патриарх и митрополит знали об этом и благословили. Или патриарх не знал, но потребовал, чтобы монах, строящий знаменитый монастырь, имел сан; в) К Сергию было применено снисхождение ввиду его глубокого раскаяния и православного труда. К этой версии склоняются руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло[31] и заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Вахтанг Кипшидзе, приведший примером распятого рядом с Иисусом Христом покаявшегося разбойника.
1 сентября 2020 года архиерей Викентий (Морарь) заявил: «Я хочу попросить прощения у всех, кого смутил и привёл в недоумение рукоположением отца Сергия (Романова) в нарушение канонических правил. Прошу простить меня великодушно и оставим всё на Суд Божий»