Равноправие женщин в церкви: с чего все началось

Главное Статьи

Путь к равноправию женщин в протестантских деноминациях Великобритании оказался нелегким. Традиция равноправия полов начала утверждаться здесь с британских квакеров. В ХVII в. основатель квакерского движения Джордж Фокс разрешил женщинам выполнять обязанности пасторов. Таким образом он для служения Церкви обрел огромное число не востребованных ранее талантов.

Во второй половине ХVIII в. Джон Уэсли, лидер обновленческого движения среди англикан, ставший основателем методизма, благосклонно относился к активной роли женщин в церковной жизни.

Решительный шаг к утверждению равноправия был сделан в 60-70-х гг. ХIХ в. христианской филантропической организацией, ставшей вскоре международной — «Армией спасения». Здесь около половины корпуса офицеров, выполнявших функции духовенства, состояла из женщин.К концу XIX в. права женщины на пасторскую деятельность были признаны практически во всех протестантских зарубежных миссиях. К этому побуждали чрезвычайно сложные условия, в которых приходилось действовать миссионерам, и установившаяся самостоятельность института миссионерства.

Церковный феминизм по-английски

Движение за равноправие женщин в Англиканской Церкви , являющейся в Великобритании государственной (ее официальное название Церковь Англии), получило название церковного феминизма и шло параллельно с развитием такого же явления в светской жизни.Церковный феминизм питался за счет двух источников: благодаря усилению тенденций к равноправию среди женщин-мирян и путем неофициального проникновения женщин в церковные структуры низшего звена, что в отдельных случаях приводило к установлению женского равноправия де-факто.С начала ХХ в. приоритетной задачей церковного феминизма, достигшего своей зрелости, стало обеспечение равенства женщин в праве избирать и быть избранными во все органы церковного управления, начиная с приходских советов и кончая наиболее авторитетными учреждениями церковной власти, как Кентерберийская и Йоркская церковные ассамблеи. При этом события развивались на фоне борьбы Англиканской Церкви за самоуправление.

В это же время в центр политической жизни Англии выдвинулось суфражистское движение, отстаивавшее избирательные права наравне с мужчинами в парламенте. Наиболее влиятельная суфражистская организация «Социальный и политический союз женщин», включавшая немало представительниц церковного феминизма, одобрила тактику насильственной борьбы с правительством.В 1909 г. священник Клод Хинсклифф при поддержке женщин — членов Англиканской Церкви основал «Церковную лигу за избирательные права женщин». В отличие от суфражистского союза лига предпочла путь ненасильственных действий. Накануне Первой мировой войны число сторонников этой организации не только среди женщин, но и среди мужчин стремительно росло. Так, в апреле 1914 г. Церковная лига насчитывала около 5 тыс. членов. Свою главную цель основатели организации видели в решении двух задач: обеспечении равноправия женщин в парламентских выборах среди избирателей и членов церковных советов. С 1912 по 1917 г. лига имела свою ежемесячную газету, проводила конференции, пользовалась поддержкой ряда влиятельных членов либеральной партии.Газета либерального направления «Гардиан» постоянно печатала письма и заявления членов лиги. Так, одна из них, Лаура Хиллс, писала в августе 1912 г.: «Женщины являются большей частью прихожан и самыми усердными работниками Церкви. Почему же в таком случае они не имеют своего представительства в церковных органах и на церковных конференциях?»

Подобные же послания направлялись и в адрес архиепископа Кентерберийского Рэндолла Дэвидсона.Нельзя сказать, что движение за равноправие женщин в церковной жизни имело своих противников только в лице высшего англиканского духовенства и правительства, решавшего все основные вопросы государственной Церкви. Некоторые консервативно настроенные прихожане и церковнослужители, ассоциированные в «Английский церковный союз», собирали подписи и направляли петиции в адрес архиепископа Кентерберийского с требованием не отступать от вековых традиций англиканства.С начала ХХ в. в ряде приходов женщины-миряне уже получили места в приходских советах и имели возможность выступить с докладами на церковных конференциях. Такое положение сложилось, в частности, в Кентерберийской епархии. В годы Первой мировой войны в связи с уходом на фронт мужского населения подобные случаи стали более частыми.

По материалам статьи «Женское священство: за и против» Галины Чернышевой и Ольги Остапенко. Независимая газета..

Расскажите друзьям