Барменская декларация

Документы

В начале 1930-х годов к власти в Германии пришли нацисты во главе с Гитлером. Их приход вызвал подъем в немецком протестантизме одной группы, называвшей себя «немецкими христианами». Они стремились соединить нацизм, или немецкий национализм, с христианством и хотели, чтобы церковь дала нацизму религиозное обоснование. В 1933 году «немецкие христиане» одержали массовую победу на церковных выборах. Далее, среди всего прочего, они ввели в документы «арийский параграф», в котором церкви запрещалось пользоваться услугами людей не чистой расы (т.е. «неарийцами», например, евреями) или состоящими в браке с такими людьми.

Против «немецких христиан» выступил пастор Мартин Ниемёллер (Niemoller), основавший в 1933 г. «Чрезвычайную пастырскую лигу». Она стала известна как «Исповедническая церковь» (Confessing Church), названная так потому, что противостояла Гитлеру и немецким христианам и исповедовала только Иисуса Христа как Своего Господа, Который и был призван определять ее взгляды. Исповедническая церковь организовала свое теневое правительство в противовес «немецким христианам».Главное идеологическое сопротивление «немецким христианам» оказывал Карл Барт. Еще до рождения нацизма он указал на высшее заблуждение современного протестантизма — на естественное богословие, попытку построить христианское богословие не на Слове Божьем, а на каком-либо другом основании.

Если бы «иным основанием» была какая-либо непонятная философия, то тогда все могло бы показаться абстрактным и незначительным богословским спором. Но когда таким основанием стал нацизм, то тогда этот спор стал весьма и весьма уместным и практичным. Барт последовательно выступал против «немецких христиан», и не только по политическим мотивам, а потому что считал, что естественное богословие изначально строится на неверных предпосылках. «Немецкие христиане» своими гонениями на Барта привлекли к нему более обширную и более сочувственно настроенную аудиторию.

Первый синод Исповеднической немецкой евангелической церкви состоялся в мае 1934 года. Он принял «Декларацию», в основном составленную Бартом (и другими деятелями для немецких реформатских церквей).

Теологическая декларация о современном положении Германской евангелической церкви

Мы, собравшиеся на исповеднический синод Германской еван­гелической церкви представители лютеранских, реформатских и униатских церквей….заявляем, что мы вместе стоим на почве Гер­манской евангелической церкви как союза германских исповеднических церквей…

Мы исповедуем — перед лицом разоряющих Церковь и тем са­мым подрывающих единство Германской евангелической церкви заблуждений «немецких христиан» и нынешней администрации имперской церкви — следующие евангельские истины:1. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, чем через Меня» (Ин 14:6). «Истинно, истинно говорю вам: всякий, кто не входит в овчарню через дверь, а проникает иначе, тот вор и разбойник… Я есмь дверь; тот, кто войдет через Меня, спасется…» (Ин 10:1, 9).

Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти.Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы может и Должна признавать в качестве источника своего провозвестия по­мимо этого единого Слова Бога и рядом с ним еще и другие события и силы, образы и истины как откровение Бога.

2. «Иисус Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор 1:30).

Как Иисус Христос есть божественный залог прощения всех наших грехов, точно так же и столь же серьезно Он есть властное притязание Бога на нашу жизнь в ее целостности. Через Него мы получаем радостное освобождение от всех безбожных уз этого мира. Для свободного и благодарного служения Его созданиям.Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении.

3. «Но будем правдивы в любви и будем во всем возрастать во Христа, который есть глава, в котором все тело скреплено воедино» (Ефес 4:15-16).

Христианская Церковь есть сообщество братьев, в котором Ии­сус Христос сейчас действует как Господь в Слове и Таинстве че­рез Святого Духа. Церковь своей верой и своей покорностью, сво­им провозвестием и своим устройством должна — будучи посреди грешного мира Церковью грешников, спасенных благодатью, — сви­детельствовать, что она принадлежит только Ему, что она живет и хочет жить только Его утешением и наставлением, ожидая Его пришествия.

Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собствен­ному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.

4. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20:25-26).

Различные должности в Церкви уполномочивают не господство одних над другими, а служение, завещанное и порученное всей об­щине.Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы может и имеет право вне этого служения назначать себе или допускать назначение особых, наделенных правом господствовать вождей (Fiihrer).

5. «Бога бойтесь; царя чтите» (1 Петр 2:17).

Писание говорит нам, что по божественному установлению за­дача государства в этом еще не искупленном мире, в котором на­ходится также и Церковь, состоит в том, чтобы в меру человечес­кого разумения и человеческих возможностей заботиться — преду­сматривая и применяя наказание — о справедливости и мире. Цер­ковь признает, в благодарности и в благоговении перед Богом, бла­годетельность этого Его установления. Она помнит о Царстве Божьем, о заповеди и справедливости Бога и тем самым — об от­ветственности правителей и управляемых. Она доверяет и покоряется силе Слова, которым Бог удерживает все.Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы должна и может, выходя за рамки своего специфического задания, присваивать себе облик» задачи и достоинства государства и тем самым сама превращаться в орган государства.

6. «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28: 20) «Для Слова Божьего нет уз» (2 Тим 2:9).

Задание Церкви, в котором коренится ее свобода, состоит в том, чтобы от имени Христа и, следовательно, в служении Его соб­ственного слова и дела передавать всему народу в проповеди и та­инстве весть о свободной благодати Бога.Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь в человечес­ком самовозвеличивании якобы может ставить слово и дело Госпо­да на службу каким-либо самовольно выбранным желаниям, целям и планам.Исповеднический синод Германской евангелической церкви за­являет, что в признании этих истин и в отвержении этих заблуж­дений он видит необходимую теологическую основу Германской евангелической церкви как союза исповеднических церквей. Он призывает всех, кто готов присоединиться к этой декларации, пом­нить при решении церковно-политических вопросов об этих теоло­гических принципах. Он просит всех [евангелических христиан] вернуться к единству веры, любви и надежды.

Verbum Dei manet in aeternum.[«Слово Бога пребывает вовеки»; Ис 40:8]

1934 год

Расскажите друзьям