В документе, посвященном современным социально-экономическим проблемам, Святой Отец предлагает идеал братства, в котором все страны могут стать частью «большой человеческой семьи». Обозреватель Nacional Catholic Register Эдвард Пентин сделал обзор новой энциклики еще до ее официальной публикации на сайте Ватикана.
Папа Франциск призвал к «лучшей политике», к более «открытому миру» и к новым путям встречи и диалога в своей последней социальной энциклике, письме, которое, как он надеется, будет способствовать «возрождению всеобщего стремления» к «братству и социальной дружбе».
Документ под названием «Fratelli Tutti» («Все братья»), состоящий из восьми глав и 45 000 слов — самая длинная энциклика Франциска — описывает многие из сегодняшних социально-экономических бедствий, прежде чем предложить идеальный мир братства, в котором страны могут стать частью «семьи большего человеческого общества».
Энциклика, которую Папа подписал в Ассизи в субботу, была опубликована сегодня, в праздник Святого Франциска Ассизского, после молитвы Ангел Господеь и утренней пресс-конференцией в воскресенье.
Папа начинает свое вступление с объяснения, что слова Fratelli Tutti взяты из шестого из 28 наставлений или правил, которые Святой Франциск Ассизский дал своим братьям-монахам — слова, как пишет Папа Франциск, которые предлагали им «образ жизни отмеченный ароматом Евангелия».
Но он, в частности, акцентирует внимание на 25-м увещевании Св. Франциска: «Блажен брат, который будет любить и бояться своего брата так же сильно, когда он далеко от него, как если бы он был с ним» — и интерпретирует это как призыв «к любви, которая преодолевает барьеры географии и расстояний».
Отмечая, что «куда бы он ни пошел», Святой Франциск «сеял семена мира» и сопровождал «наименьших из своих братьев и сестер», он пишет, что святой XII века не «вел словесную войну, направленную на навязывание доктрин» но «просто распространял любовь к Богу».
Папа в основном опирается на свои предыдущие документы и послания, учение предыдущих пап и некоторые ссылки на св. Фому Аквинского. И он также регулярно цитирует Документ о человеческом братстве, который подписал с Великим имамом университета Аль-Азхар Ахмадом Аль-Тайебом в Абу-Даби в прошлом году, говоря, что энциклика «рассматривает и развивает некоторые из великих тем, затронутых в Документе».
Франциск также включил в текст энциклики «ряд писем, документов и соображений», полученных от «многих людей и групп со всего мира».
В своем предисловии к Fratelli Tutti Папа говорит, что он не намерен сделать этот документ «исчерпывающим учением о братской любви», а скорее будет способствовать «новому видению братства и социальной дружбы, которое не останется на уровне слов». Он также объясняет, что пандемия Covid-19, которая «неожиданно разразилась», когда он писал энциклику, подчеркнула «фрагментацию» и «неспособность» стран работать вместе.
Франциск говорит, что он желает внести свой вклад в «возрождение всеобщего стремления к братству» и «братству» между всеми мужчинами и женщинами. «Давайте же мечтать, как одна человеческая семья, как попутчики, разделяющие одну плоть, как дети одной и той же земли, которая является нашим общим домом, каждый из нас привносит богатство своих верований и убеждений, каждый из нас своим голосом, братья и сестры», — пишет Папа.
Негативные современные тенденции
В первой главе, озаглавленной «Темные облака над закрытым миром», нарисована мрачная картина сегодняшнего мира, в котором, вопреки «твердому убеждению» таких исторических деятелей, как основатели Европейского Союза, выступавших за интеграцию, произошел «определенный регресс». Папа отмечает рост «близорукого, экстремистского, обидчивого и агрессивного национализма» в некоторых странах, а также «новые формы эгоизма и утрату социального смысла».
Сосредоточившись почти полностью на социально-политических проблемах, в этой главе далее отмечается, что «мы более одиноки, чем когда-либо» в мире «безграничного потребительства» и «пустого индивидуализма», где наблюдается «растущая потеря чувства истории и «своего рода деконструктивизм».
Он отмечает «гиперболизацию, экстремизм и поляризацию», которые стали политическими инструментами во многих странах, и «политическую жизнь» без «здоровых дебатов» и «долгосрочных планов», а скорее «хитроумные маркетинговые приемы, направленные на дискредитацию других».
Папа заявляет, что «мы все отдаляемся друг от друга» и что голоса «в защиту окружающей среды заглушаются и высмеиваются». Хотя в документе не используется слово «аборт», Фрэнсис возвращается к ранее выраженным им опасениям по поводу «одноразового общества», где, по его словам, нерожденные и пожилые люди «больше не нужны», а другие виды расточительства распространяются, «что является до крайности прискорбным».
Он выступает против увеличения неравенства в доходах, призывает женщин обладать «таким же достоинством и такими же правами, как и мужчины», и обращает внимание на такие бедствия, как торговля людьми, «войны, террористические нападения, расовые или религиозные преследования». Он повторяет, что эти «ситуации насилия» теперь представляют собой «частичную» третью мировую войну.
Папа предостерегает от «соблазна построить культуру стен», отмечает, что чувство принадлежности к «единой человеческой семье исчезает» и что поиск справедливости и мира «кажется устаревшей утопией», замененной «глобализированным безразличием».
Обращаясь к Covid-19, он отмечает, что рынок не обеспечил «всем безопасность». Пандемия вынудила людей вернуть беспокойство друг о друге, но он предупреждает, что индивидуалистический потребительский подход может «быстро превратиться во всеобщую свободу», что будет «хуже любой пандемии».
Фрэнсис критикует «определенные популистские политические режимы», которые предотвращают въезд мигрантов любой ценой и приводят к «ксенофобскому менталитету».
Затем он переходит к современной цифровой культуре, критикуя «постоянное наблюдение», кампании «ненависти и разрушения» и «цифровые отношения», говоря, что этого «недостаточно для наведения мостов» и что цифровые технологии удаляют людей из реальности. Как пишет Папа, построение братства зависит от «подлинных встреч».
Пример доброго самарянина
Во второй главе, названной «Незнакомец в дороге», Папа дает свое собственное толкование притчи о добром самаритянине, подчеркивая, что нездоровое общество отворачивается от страданий и «неграмотно» в заботе о слабых и уязвимых. Он подчеркивает, что все призваны стать соседями для других, такими как Добрый Самаритянин, чтобы уделять время, а также ресурсы и преодолевать предрассудки, личные интересы, исторические и культурные барьеры.
Папа также критикует тех, кто считает, что поклонения Богу достаточно, и кто не соответствуют тому, что требует от них его вера, и выделяет тех, кто «манипулирует обществом и обманывает его» и «живет за счет благосостояния». Он также подчеркивает важность признания Христа в брошенных или отверженных людях и говорит, что «иногда задается вопросом, почему церкви потребовалось так много времени, чтобы недвусмысленно осудить рабство и различные формы насилия».
Третья глава, озаглавленная «Представление и создание открытого мира», посвящена выходу «за пределы» своего «я», чтобы найти «более полное существование в другом», открывая себя для другого в соответствии с динамизмом благотворительности, что может привести к «универсальному осуществлению». В этом контексте Папа выступает против расизма как «вируса, который быстро мутирует и, вместо того, чтобы исчезнуть, скрывается и таится в ожидании». Он также обращает внимание на людей с ограниченными возможностями, которые могут чувствовать себя «скрытыми изгнанниками» в обществе.
Папа говорит, что он не предлагает «одномерную» модель глобализации, направленную на устранение различий, но выступает за то, чтобы человеческая семья училась «жить вместе в гармонии и мире». Он часто приводит аргументы в пользу равенства в энциклике, что, по его словам, достигается не «абстрактным провозглашением», что все равны, а является результатом «сознательного и осторожного культивирования братства». Он также проводит различие между теми, кто родился в «экономически стабильных семьях», которым нужно только «заявить о своей свободе», и теми, к кому это не относится, например, рожденными в бедности, инвалидами или лицами, не имеющими надлежащего медицинского обслуживания.
Папа также утверждает, что «права не имеют границ», призывая к соблюдению этических норм в международных отношениях и обращая внимание на долговое бремя бедных стран. Он говорит, что «праздник всеобщего братства» будет отмечаться только тогда, когда когда у всех будут удовлетворены «основные потребности», что позволит людям раскрыть лучшее из себя. Он также подчеркивает важность солидарности и говорит, что различия в цвете кожи, религии, талантах и месте рождения «не могут использоваться для оправдания привилегий одних над правами всех».
Он также призывает, чтобы «право на частную собственность» сопровождалось «предшествующим принципом» «подчинения всей частной собственности универсальному предназначению земных благ и, следовательно, права всех на их использование».
Сосредоточьтесь на миграции
Большая часть энциклики посвящена миграции, включая целую четвертую главу под названием «Сердце, открытое всему миру». Подраздел называется «без границ». Напомнив о трудностях, с которыми сталкиваются мигранты, он призывает к концепции «полного гражданства», которая отвергает дискриминационное использование термина «меньшинства». Папа настаивает, что другие, отличные от нас, являются подарком, и целое — это больше, чем сумма его отдельных частей.
Он также критикует «узкие формы национализма», которые, по его словам, неспособны осознать «братскую бескорыстность». Закрытие дверей для других в надежде на лучшую защиту ведет к «упрощенному убеждению, что бедные опасны и бесполезны, — говорит он, — в то время как сильные — щедрые благотворители». Другие культуры, добавляет он, «не являются «врагами», от которых нам нужно защищаться».
Глава пятая посвящена лучшей политике, в которой Фрэнсис критикует популизм за эксплуатацию людей, поляризацию уже разделенного общества и разжигание эгоизма с целью увеличения собственной популярности. По его словам, лучшая политика — это такая политика, которая предлагает и защищает работу и ищет возможности для всех. «Самая большая проблема — это занятость», — говорит он. Фрэнсис настоятельно призывает положить конец торговле людьми и называет голод «преступлением», потому что еда является «неотъемлемым правом». Он призывает к реформе Организации Объединенных Наций и призывает отказаться от коррупции, неэффективности, злонамеренного использования власти и несоблюдения законов. По его словам, ООН должна «поощрять силу закона, а не закона силы».
Папа предостерегает от похоти — «склонности к эгоизму» — и финансовых спекуляций, которые «продолжают сеять хаос». Пандемия, по его словам, показала, что «не все можно решить с помощью рыночной свободы», и человеческое достоинство должно быть «снова в центре внимания». По его словам, хорошая политика стремится к созданию сообществ и прислушивается к любым мнениям. Дело не в том, «сколько людей поддержали меня?» или «сколько за меня проголосовали?» но такие вопросы, как «сколько любви я вложил в свою работу?» и «какие реальные связи я создал?»
Диалог, дружба и встреча
В шестой главе, которая называется «Диалог и дружба в обществе», Папа подчеркивает важность «чуда доброты», «истинного диалога» и «искусства встречи». Он говорит, что без универсальных принципов и моральных норм, запрещающих внутреннее зло, законы становятся просто произвольным навязыванием.
Седьмая глава, озаглавленная «Пути новой встречи», подчеркивает, что мир зависит от истины, справедливости и милосердия. Он говорит, что построение мира — это «непрекращающаяся задача» и что любить угнетателя означает помочь ему измениться и не позволить угнетению продолжаться. Также прощение означает не безнаказанность, а отказ от разрушительной силы зла и желание мести. Он добавляет, что войну больше нельзя рассматривать как решение, потому что ее риски перевешивают предполагаемые выгоды. По этой причине он считает, что в настоящее время «очень трудно» говорить о возможности «справедливой войны».
Папа вновь заявляет о своей убежденности в том, что смертная казнь «недопустима», добавляя, что «отступать от этой позиции нельзя» и призывая к ее отмене во всем мире. Он говорит, что «страх и негодование» могут легко привести к тому, что наказание будет рассматриваться «мстительно и даже жестоко», а не как процесс интеграции и исцеления.
В восьмой главе «Религии на службе братства в нашем мире» Папа рассматривает межрелигиозный диалог как способ принести «дружбу, мир и гармонию», добавляя, что без «открытости Отцу всего» братство не может быть достигнуто. Корень современного тоталитаризма, по словам Папы, заключается в «отрицании трансцендентного достоинства человеческой личности» и он учит, что насилие «не имеет основы в религиозных убеждениях, а скорее в их искажениях».
Но он подчеркивает, что диалог любого рода не предполагает «размывания или сокрытия наших глубочайших убеждений». Он добавляет, что искреннее и смиренное поклонение Богу «приносит плоды не в разделении, ненависти и насилии, но в уважении к святости жизни».
Источники вдохновения
Папа завершает энциклику, говоря, что его вдохновлял не только Святой Франциск Ассизский, но и некатолики, такие как «Мартин Лютер Кинг, Десмонд Туту, Махатма Ганди и многие другие». Он также поддерживает блаженного Шарля де Фуко, который молился, чтобы он был «братом всем», чего, как пишет Папа, он добился, «отождествляя себя с меньшим».
Энциклика завершается двумя молитвами: одна к Единому Творцу, а другая — «Экуменическая христианская молитва», вознесенная Святым Отцом, чтобы сердце человечества могло вместить «дух братства».