Защита Родины без права на молитву

Статьи

Американский капеллан Уильям Т. Каммингс считается автором знаменитого афоризма «В окопах нет атеистов». И несмотря на то, что воинствующие атеисты яростно опровергают его истинность, факт остается фактом — в армии (как и в больнице) люди чаще задумываются над духовными вопросами. Именно поэтому в большинстве европейских стран и в Америке — в воинских частях, больницах и тюрьмах есть капелланы. Существуют разные форматы организации капелланского служения. В тюрьмах капеллан это чаще всего «межконфессиональный духовный менеджер», который имеет подготовку и способен поговорить с верующим любой конфессии, но в случае потребности — готов пригласить священнослужителя его вероисповедания. В больницах капелланы обычно приходящие, и в одной больнице могут служить священники или пасторы нескольких церквей поочередно.

Что касается армии, то общим местом является пропорциональное обеспечение духовных потребностей солдат. Не всегда есть возможность в условиях боевых действий пригласить священника и подождать, в пока тот прибудет в место дислокации. Недопустимо дискриминировать солдата на основании его вероисповедания. Человек готовится умереть за свою страну, а та вдруг объявляет его лицом второго сорта. Боевому духу это никак не будет способствовать. Страны постсоветские стараются постепенно принимать соответствующие законы, чтобы урегулировать эту чувствительную сферу человеческой жизни. И Украина здесь не является исключением из правил. Или является?

23 сентября Верховная Рада зарегистрировала закон «Про військове капеланство у Збройних Силах України». Его авторами являются депутаты Сергей Шахов и Михаил Волынец. Согласно определения документа, «капелланство – это деятельность военных капелланов, направленная на реализацию права на свободу вероисповедания, пастырскую заботу и удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих и служащих Вооруженных Сил Украины». Капеллан должен быть гражданином Украины, владеть государственным языком, иметь полное высшее духовное образование и быть действующим клириком официально зарегистрированной в Украине религиозной организации. Также в тексте отмечена роль СБУ и военной контрразведки, в чью компетенцию предлагается отнести согласование кандидатур священников на капелланские должности. Казалось бы — все в порядке и законопроект замечательный. Если бы не сразу несколько «но».

Последняя версия закона, которая была предложена уже во времена Зеленского, и в целом нейтральна в отношении церковной принадлежности капелланов. Напомню, что запретить привлекать капелланов УПЦ для служения в воинских частях Нацгвардии еще в 2017 году распорядился Арсен Аваков, о чем сообщил заместитель командующего Нацгвардии по работе с личным составом Ярослав Сподар. О наличии директивы Генштаба ВСУ не допускать капелланов УПЦ для окормления военнослужащих сообщал неоднокретно Заместитель председателя отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины архимандрит Лука (Винарчук). Впрочем в Генштабе отрицали подобные распоряжения.

В мае 2019 года предварительный согласительный совет Верховной Рады Украины принял решение голосовать 2 законопроекта «О военном капелланстве», один из которых запрещал клирикам УПЦ быть капелланами. На этом фоне следует отметить, как прогресс тот факт, что авторы прописали создание в подразделениях ВСУ Капелланской службы (Службы войскового духовенства) с полномочиями организации процесса духовного окормления военнослужащих на принципах «равенства всех военных капелланов независимо от их религиозной или конфессиональной принадлежности».

Дело в том, что до сих пор принцип равенства не соблюдался. Достаточно отметить, что сегодня капелланское служение несет всего лишь один (sic!) священник УПЦ. Остальные – это представители Православной церкви Украины (более 50%), греко-католики (примерно 30 %) и другие конфессии (римо-католики, протестанты и пр.). Этот капеллан — замглавы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Вячеслав Яковенко. Причем еще три года назад священники УПЦ были представлены более-менее пропорционально количеству прихожан, проходящих воинскую службу. Формальная причина такого дисбаланса: военнослужащих УПЦ не обнаружено. Что является полной ерундой. А как же так получается? О том, что в реальности происходит, рассказал глава Юридического отдела УПЦ, протоиерей Александр Бахов: «В частях проходит «анонимная» система голосования. На деле — строят личный состав и задают вопрос: «Вы хотите ходить в «церковь Московского патриархата?» Вы думаете, после того, как вопрос ставится именно таким образом, много найдется желающих подвергнуться насмешкам, буллингу и предвзятому отношению со стороны администрации?»

Между тем, даже согласно официальных соцопросов в армии должно быть не менее 20-25 тысяч военнослужащих, принадлежащих именно к Украинской Православной Церкви, которые по каноническим причинам не могут по совести исповедоваться и причащаться у священников ПЦУ или УГКЦ. Налицо попытка насильственного прозелитизма в условиях закрытого сообщества, что можно классифицировать, как нарушение прав человека. Украинская Православная Церковь является одной из крупнейших христианский конфессий страны, ее священнослужители и миряне лояльны государственным законам, служат в армии, платят налоги, голосуют на выборах. Но при этом лишены возможности реализации одного из базовых прав — права на свободу совести. Изменит ли эту ситуацию новый закон? Возможно, но только при политической воле со стороны верховного главнокомандующего, при одновременном изменении нормативных актов, неофициальных приказов, и самой атмосферы в армии. Православные христиане канонической церкви такие же патриоты своей страны, как баптисты или католики. И их дискриминация совершенно недопустима в стране, выбравшей европейский путь в 21 веке.

Игорь Соколов

Магистр политологии
Киев

Расскажите друзьям