Соборность и общность – необходимый следующий шаг реформации Реформация есть восстановление оснований. Говоря о возможной/необходимой реформации сегодня, мы должны видеть, что Бог хочет восстановить? Что одновременно ощущается и как нужда, и как локус будущего в настоящем?
Ранее уже шла речь о соборности как одном из оснований, которые Господь восстанавливает в Церкви. Соборность имеет несколько измерений, имеет различный масштаб: есть движение к единству Церкви как Тела Христова, как целого (Ин.17:20-21), а есть поиск подлинно церковной жизни, переживаемой каждым христианином лично: где двое или трое во имя Мое, там и Я посреди вас (Мф.18:20). И в этом смысле – поиск подлинно общинной жизни.
Общность, общинная жизнь – необходимое условие христианской жизни: вне общины веры христианство едва ли возможно. Христос начинает Свое служение с того, что собирает вокруг Себя учеников – первую общину, прообраз Церкви. Все Его служение, включая наставление учеников, происходит в контексте этой общины. Сразу после исповедания Петра Христос говорит о Церкви и именно Церкви вручает ключи от Царства Небес и власть «связывать и разрешать» (Мф.16:18-19; 18:18-19). Новый Завет написан для общин и из контекста общинной жизни. Большинство из нас стали христианами благодаря не только свидетельству кого-то одного, но и столкновению с жизнью церковной общины.
Кризис существующих церковных форм и поиск подлинной общности
В настоящее время мы наблюдаем кризис церковной жизни. Становится популярным движение «Иисуса – да, церкви – нет». Основная (хотя и не единственная) причина этого кризиса – несоответствие формата церковной общины ритму большого города. Возможна ли настоящая церковная жизнь в условиях жизни большого города? Причем, так, чтобы не выключать человека из его активной деятельности и семейной жизни, но обогащать его так, чтобы его жизнь в семье и его повседневный труд становились поклонением Богу – жертвенником Господу посреди мегаполиса (Ис.19:19)?
На прошедшем несколько лет назад в Санкт-Петербурге Четвертом Евангельском соборе были предложены три возможных принципа формирования общности, универсальные для всех людей, не только для христиан: вокруг совместного проживания (соседство), вокруг совместного труда/деятельности и вокруг общего интереса (клуб). На протяжении истории Церкви именно общее проживание (соседство) было основой общинной жизни, а поместная община – основой церковной организации. Однако в условиях мегаполиса этот подход оказывается недостаточным: для большинства людей, вовлеченных в активную деятельность, соседство перестало быть основой общности.
Можно предположить, что мы будем наблюдать массовое появление таких форм церковной общности, которые не вписываются в привычный формат «поместной общины». По всей видимости, поскольку экономика сегодня является наиболее значащим фактором, определяющим жизнь людей, в первую очередь следует ожидать массовое появление общин вокруг совместной экономической деятельности – в сфере бизнеса. А спустя некоторое время – когда культура станет играть более значимую роль в жизни людей – вокруг общего интереса (те или иные клубные формы).
Можно ли такие общины считать церквями в подлинном смысле этого слова? Прежде, чем ответить на этот вопрос, будем помнить, что исторические церкви до сих пор отказывают большинству протестантов в праве именоваться Церковью, поскольку у протестантов отсутствует ряд важных, с точки зрения исторических церквей, признаков церковности (таких как апостольское преемство). Нам нужно быть внимательными, чтобы не повторить ту же ошибку, которая приведет к еще большему разделению в Теле Христовом. Нужна серьезная богословская работа, чтобы выявить требования к подлинной церковности и исследовать, насколько они присутствуют в тех или иных формах организации общинной жизни. Но эта задача выходит за рамки данной работы, которая посвящена исследованию возможностей именно общинности в ситуации мегаполиса. С этой точки зрения (с точки зрения общинной жизни) у сообществ на основе общей деятельности есть большой потенциал.
В чем преимущество общин вокруг совместной деятельности?
Совместная жизнь. Ранняя церковь собиралась ежедневно (Деян.2:42-47; 5:42). В ситуации современного города не все люди могут позволить себе даже еженедельные встречи. В то время как община, построенная вокруг общего труда, проводит вместе много часов каждый день! Тем самым возможность подлинной койнонии – жизни, разделенной с другими – намного выше. Конечно, само по себе время, проведенное вместе, еще не гарантирует присутствие среди нас Христа и не образует подлинной церковности. Но ведь это справедливо в отношении любого собрания, в том числе – и привычных форм церковной жизни!
Практичность веры. Когда община строится вокруг общей деятельности, возникает много вопросов, что значит быть христианином на практике: по отношению к своей профессиональной деятельности, во взаимоотношениях с коллегами и партнерами, в конфликтах и кризисах. Тем самым возникает больше возможностей проживать присутствие Христа и Его действие в самых обычных жизненных ситуациях, тем самым на практике открывая, что значит Его воплощение в нашем мире и Его искупление.Деятельность как служение. Подлинная общность вокруг совместной деятельности невозможна без отношения к труду как средству поклонения Богу и служения людям. Принцип священства всех верующих – необходимое условие, чтобы трудовой коллектив мог стать общиной веры. Верно и обратное: несколько христиан, которые решили проживать вместе как община в процессе своего совместного труда – это наилучшая ситуация, в которой принцип всеобщего священства может воплотиться на практике.Свидетельство миру. Иное отношение к труду, к коллегами и клиентам создает совершенно особую атмосферу в таком коллективе, что становится значимым фактором благовестия. Христос не случайно говорил, что именно наша любовь друг ко другу будет привлекать людей к Христу (Ин.13:35). Общине вокруг совместного труда не нужно организовывать отдельные евангелизационные мероприятия – их повседневный труд является (во всяком случае, может и должен стать) живым свидетельством о Господе, Который реально присутствует среди нас прямо в процессе нашей работы. При таком подходе христианин может одновременно выполнять оба поручения: как Адамово – владычествовать над землей, так и Христово – нести Радостную Весть другим людям.
Что необходимо, чтобы вокруг общей деятельности могла сформироваться община веры?
Прежде всего, бизнес, деловая активность должны рассматриваться как способ распространения Царства Божьего. Практически это означает следующее: Прибыль/заработок не является основной целью трудовой деятельности: Бог дал труд человеку, чтобы воплотить Замысел о мире (поручение Адама) В нашем падшем мире, кроме задачи делать жизнь лучше, труд должен быть свидетельством о Христе (поручение Христа)Это должно быть сознательной установкой людей, которые хотят строить общину вокруг общей деятельности. И эта установка должна воплощаться в конкретных действиях:Поиск Бога и Его водительства в том, что и как нужно делать; обеспечивается путем регулярных молитв; если в ранней Церкви благодаря молитве и Причастию каждая трапеза превращалась в богослужение, то в такой «артели» каждый день должен быть орамлен молитвой и, возможно, Причастием, превращая труд в поклонение Богу и служение людям.Оказание людям услуг, в которых они нуждаются, иными словами, восполнение нужд людей, совершаемое в духе служения клиентам. Это накладывает определенные требования на то, что именно предлагается в качестве товара или услуги – не всякий товар/услуга есть исполнение Адамого поручения, не все, что приносит прибыль, может быть положено на жертвенник перед Богом. Это также предъявляет высокие требования к тому, как мы предлагаем товар или услугу – делаем ли мы это «как для Господа» (Кол.3:23)?
Благовестие и воцерковление (в той или иной форме), а также – наставление в вере как сотрудников, так и клиентов – тоже необходимая часть, чтобы община вокруг деятельности могла стать церковной общиной. По всей видимости, такая община вокруг деятельности должна быть включена в некую большую и более разнообразную общность. Интересно отметить, что такой подход не только создает условия для глубокой церковной жизни, интегрированной в повседневную жизнь, но и проблематизирует современную экономику: во-первых, проблематизируется прибыль как ключевой показать экономической деятельности; на место прибыли ставится двойное поручение от Бога человеку – делать мир лучше и нести людям Радостную Весть во-вторых, деятельность, ориентированная на служение нуждам людей, не может основываться на продаже вредных или ненужных товаров/услуг, а также – «продаже воздуха»; тем самым проблематизируется общество потребления.
Михаил Дубровский