10 практик, которым нет места в межхристианском взаимодействии.
С предоставлением Православной Церкви Украины автокефалии межправославные отношения в нашей стране вышли на новый уровень. Впрочем, в риторике и действиях сторон просматривается тот же недостаток, что и был всегда — нелюбовь, а христианские добродетели вновь и вновь используются только как орудие атакующей или оборонительной борьбы.
Я попытался подытожить, в чем именно такая нелюбовь проявляется, тем более что это актуально для всех участников православной экосистемы. Хотя, может, и не в одинаковой степени.
- Постоянный поиск негатива в жизни и деятельности оппонента: церковные медиа и блоги заточены на освещение только негативных сторон жизни во враждебном лагере.
- Критика того, что присуще и самим: грех оппонента — это система, а грех нашего представителя — досадная случайность.
- Двойные стандарты — нам можно, а им нет: критикует тот, кто сам первым не успел такое же сделать.
- Отсутствие мышления на перспективу: когда все образуется и Церкви восстановят полное общение, как будем смотреть в глаза друг другу? Когда баталии утихнут, останутся ли еще те, кто будет интересоваться православием и доверять Церкви?
- Язык вражды: использование бранных и оскорбительных эпитетов — статьи пишутся словно пропагандистские памфлеты, или фельетоны советского образца.
- Национальное выше вселенского: вопросы национально-этнических приоритетов становится важнее богословской составляющей.
- Плохое знание экклезиологии и канонического права: в полемике стороны часто приводят такие тезисы, которые были бы невозможными для обсуждения в академической богословской среде из-за своей слабости или примитивности; в то же время опровергают то, что является неотъемлемой частью православного Предания.
- Манипулирование историей Церкви: только те факты приводятся, которые подтверждают свою позицию, остальные игнорируются.
- Задействование политиков в межцерковных отношениях: соблазн использовать светскую власть становится каиновым грехом для тех, кто имеет к ней доступ.
- Храмы важнее душ верующих: в борьбе за камни совершенно забывается ценность человеческой жизни и духовного здоровья прихожанина.
Пункты, мне кажется, настолько самоочевидны, что их даже не нужно подробно комментировать.
Как думаете, я ничего не забыл? ????
Михаил Шелудько
Авторский перевод с украинского специально для Baznica.info.
Оригинал: Що мені не подобається у православно-православних відносинах