Евангелисты и мусульмане: не братья, но друзья

Главное Диалог Статьи

Почему Всемирный евангельский альянс работает рука об руку с мусульманами над амбициозной глобальной инициативой по противодействию религиозному экстремизму.

В ноябре прошлого года, когда Генеральная ассамблея Всемирного евангельского альянса (WEA) организовала ретрит для богослужений и отдыха недалеко от Джакарты, Индонезия, группа лидеров сделала нечто иное. Мы сели в фургон и поехали в офис индонезийской мусульманской молодежной организации.

Там мы провели несколько часов во вдохновляющей беседе с группой мусульманских интеллектуалов. Затем за ужином к нам присоединился посол Индонезии в США.

Почему лидеры WEA уделяют так много внимания группе индонезийских мусульман? И почему наши хозяева и даже высокопоставленный правительственный чиновник так заинтересованы в том, чтобы нас приветствовать? Две причины.

Во-первых, и мы, и наши мусульманские коллеги — идеалисты. Мы разделяем видение мира, в котором люди могут свободно выбирать свою религию, не рискуя своей жизнью.

И, во-вторых, мы думаем, что сотрудничество на высоком уровне между одной из крупнейших евангелических организаций мира и одной из крупнейших мусульманских организаций может уникальным образом продвинуть человечество в этом направлении.

Не просто мусульмане

Нашими собеседниками были не просто мусульмане. Самой известной фигурой среди наших хозяев был Яхья Чолил Стакуф (Пак Яхья), который 20 лет назад работал пресс-секретарем президента Индонезии Абдуррахмана Вахида. Пак Яхья в настоящее время является генеральным секретарем Нахдлатул Улама (НУ), мусульманской организации с 94-летней историей, которая насчитывает 90 миллионов приверженцев по всему миру.

NU сформировался как реакция на растущее влияние ваххабизма, более пуританской версии ислама, которая стала доминировать на территории современной Саудовской Аравии. Многие индонезийские исламские лидеры прошли обучение на территории Саудовской Аравии, поэтому репрессии и преследование ваххабитами мусульман более широких взглядов касалось их напрямую.

За десятилетия борьбы с исламским экстремизмом в Индонезии лидеры НУ осознали, что для достижения своих целей им необходимо бросить вызов радикальным версиям арабского ислама. Как выразился Пак Яхья: «Всякий раз, когда мы устраняем угрозу в Индонезии, они получают подкрепление извне».

За последние пять лет лидеры НУ подготовили серию документов большой интеллектуальной глубины, которые бросают вызов устоявшейся точки зрения, принципам исламского экстремизма. Они утверждают, что с момента своего основания до 15 века ислам эволюционировал, чтобы справляться с постоянно меняющимися культурными обстоятельствами посредством иджтихада, или независимого юридического обоснования, но затем вера окостенела и стала сопротивляться изменениям.

Вот почему, как говорится в Манифесте Нусантара 2018 г., «сейчас существует большое несоответствие между структурой исламской ортодоксии и контекстом экзистенциальной реальности мусульман». В частности, исламисты во многих странах пытаются восстановить халифат, искоренить «неверных», включая последователей менее радикальных версий ислама, и навязать законы шариата в глобализированном плюралистическом мире.

В отличие от этого, видение лидерами НУ «гуманитарного ислама» предлагает четкое различие между вечными или универсальными религиозными нормами и случайными, временными нормами. По их мнению, обязанность проявлять всеобщую любовь и сострадание неизменна; Обязанность принудить к повиновению исламу с помощью военной силы или казнить отступников является исторической и более не актуальной в современном контексте. (Это параллель христианскому убеждению, что Десять заповедей универсальны, но уголовное право Ветхого Завета больше не применяется.)

Если вы никогда не слышали о NU, вам следует более внимательно прочитать «Христианство сегодня». Этот журнал сообщил о встрече Пака Яхья с вице-президентом США Майком Пенсом в мае 2018 года, после которой Пенс незамедлительно опубликовал в Твиттере фотографию и сообщение: «Администрация Трампа поддерживает НУ в его борьбе за религиозную свободу и против джихада».

Зачем нужны мусульманские партнеры

Мой путь к сотрудничеству между WEA и гуманитарным исламом начался с печальной ноты. В апреле 2007 года, когда я готовился преподавать курс богословия в школе в Турции, я получил электронное письмо, в котором сообщалось, что один из моих учеников погиб в результате «резни в Малатье» трех верующих в христианском издательстве.

В ответ на эту трагедию я стремился к более активному участию в практической защите интересов христиан, подвергающихся преследованиям (включая помощь в организации исторической конференции 2015 года в Албании). Но я быстро понял, что у христиан очень мало рычагов, чтобы изменить преобладающее мышление в исламском мире. Просто потому, что мы не мусульмане, наше послание лишается легитимности — особенно среди тех, кто склонен к радикализации — еще до того, как мы открываем рот.

Чтобы иметь практическое значение для тех, кто живет в странах с мусульманским большинством, мы должны объединить усилия с мусульманами, которые верят в религиозную терпимость, и помочь им показать своим коллегам, что принятие позиции гуманитарного уважения ко всем людям отвечает их интересам, а не является предательством своей веры.

Поиски подходящих соратников привели меня в НУ. Другие голоса в исламе также призывают к миру и терпимости, но никто другой не разработал такой прочной философской основы, которая могла бы поддержать глобальное распространение более мирной формы ислама.

Польза от нашего сотрудничества быстро стала очевидной в марте, когда мой коллега Томас Ширрмахер, который через несколько месяцев станет следующим генеральным секретарем WEA, был приглашен в Гамбию, маленькую западноафриканскую страну, которая примерно на 95 процентов состоит из мусульман, но имеет заметное христианское меньшинство. Возможность включения законов шариата в новую конституцию страны вызывает тревогу как у христиан, так и у терпимых мусульман.

Ширрмахер обнаружил, что некоторые мусульманские лидеры в Гамбии уже слышали об альянсе WEA с гуманитарным исламом и были впечатлены этим. Взаимодействие продемонстрировало, что христиане и мирные мусульмане, хотя им часто приходится преодолевать культурные различия и недопонимание, могут быть более политически эффективными и более убедительными во многих странах, когда они работают вместе.

Мы также обнаружили, что многие мусульмане, которые хотят поддержать мирное сосуществование, борются за то, чтобы сформулировать веские аргументы в свою пользу, когда сталкиваются с радикалами, которые настаивают на том, что их версия является чистой версией ислама. Именно здесь может оказаться полезным хорошо продуманный фундамент НУ для более дружелюбного ислама.

Как евангелисты могут сотрудничать с мусульманами

Ближе к концу нашего ужина с лидерами НУ в Джакарте Брайан Стиллер, глобальный посол WEA, встал и сказал, что хочет сделать комментарий. Некоторые из нас засмеялись, потому что знали, что будет дальше. У Брайана есть постоянная практика в очень любезной манере напоминать межконфессиональным партнерам о том, во что верят христиане, и побуждать своих друзей принять Иисуса Христа как Господа всего.

Никто из нас на стороне WEA не упускает из виду это сообщение. Все мы хотим, чтобы наши друзья знали Христа. Но в таком случае, почему мы должны тратить столько усилий, рекомендуя группу мусульман в качестве ключевого союзника в достижении глобального мира и сосуществования?

Во-первых, в наших интересах как миротворцев Христа поощрять и ободрять всех миротворцев. Наше богословие общей благодати призывает нас поддерживать всех, кто стремится положить конец религиозному насилию, особенно когда они делают это на ясном, принципиальном философском основании, которое признает — во многом как апостол Павел в первых двух главах Послания к Римлянам — существование естественного нравственного закона, которому подчиняются все люди.

Некоторые скажут, что ислам по своей сути является религией джихада и кровопролития. Движение «Гуманитарный ислам» НУ доказывает обратное. У нас есть серьезные религиозные различия, но эти мусульмане стремятся дать людям возможность жить вместе в мире, и мы должны приветствовать это.

Помимо этого, философия НУ твердо поддерживает право всех людей, включая христиан, жить согласно тому, во что они верят. Если мы заботимся о миллионах христиан, которые живут в ограниченных условиях — многие из них в странах с мусульманским большинством, — эта цель должна быть в центре нашей повестки дня.

Даже относительно умеренные мусульманские страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты, которые позволяют экспатриантам, работающим внутри страны, свободно исповедовать другую веру, не предоставляют аналогичной свободы своим собственным гражданам. Для сравнения, Индонезия — это глоток свежего воздуха: 87 процентов мусульманской страны, где христианское население растет, и где НУ согласен с этим. Как мы можем не поддерживать такую ​​позицию?

Смелые и достойные восхищения лидеры НУ не мои духовные братья, но они стали близкими друзьями. Они также являются нашими наиболее стратегическими союзниками в вопросах, имеющих ключевое значение для процветания христиан и гуманитарных ценностей во всем мире.

Томас К. Джонсон

старший советник теологической комиссии Всемирного евангелического альянса и специальный посланник WEA по вопросам гуманитарного ислама.

Расскажите друзьям