Внесена ясность

Колонки Статьи

Письмо Патриарха Варфоломея Церквариуму — важный документ, который проясняет некоторые моменты, по которым оставалась определенная амбивалентность.

Первое: состояние, в котором находились Филарет, Макарий и другие архиреи УПЦ КП и УАПЦ, четко названо схизмой. То есть не было никакого признания раскола, как говорят одни, и не было подтверждения статуса кво, как говорили другие. Это был раскол, который был преодолен усилиями Вселенского патриархата. Точка.

Второе: объединительный собор 15 декабря 2018 отнесено к категории Κληρικολαϊκή Συνέλευση. В начале 19 в. в Греции и в середине того же века на Балканах такие «собрания» были основополагающими для установления автокефальных церквей. Кстати, в них принимали активное участие и политики. Это еще одно подтверждение моего тезиса о том, что по своей типологии Украинская автокефалия является балканской.

Третье: отправной точкой для преодоления раскола стало восстановление полноты юрисдикции Константинополя над Киевской митрополией из-за отмены акта 1686 года. С точки зрения канонической акривии это означает, что после октября 2018 года в Украине была единственная юрисдикция Константинополя, а после декабря 2018 две юрисдикции: автокефальной ПЦУ и тех остатков Киевской митрополии Константинопольского патриархата, которые вопреки церковной дисциплине и канонической традиции Православной Церкви отказались признавать решение своей кириархальной Церкви, то есть Константинополя. Несмотря на то, признают эти остатки свой настоящий статус или нет, их статус зависит от того, как его интерпретирует их Мать-Церковь, то есть Константинополь. И вот Константинополь наконец дал каноническую интерпретацию этого статуса: из статуса правящих архиереи УПЦ переведены в статус титулярных архиереев.

Примечательно вот что. Они титулярные архиереи Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Письмо патриарха об этом прямо не говорит. Но он и не говорит, что они после собора декабря 2018 принадлежат к Московскому патриархату. Письмо говорит, что они «под Россией», что можно понимать не только в каноническом, но и в политическом смысле. Более четко об этом сказано в письмах к тем клирикам УПЦ, которые намеревались перейти в ПЦУ после объединительного собора. В этих письмах Патриарх Варфоломей четко указывает, что им нечего бояться, потому что они уже все равно в юрисдикции Константинополя.

Практически это означает прежде всего вот что: как титулярные архиереи Вселенского престола, епископы УПЦ подлежат его суду. Так пусть собирают больше угля на голову своими «безумными глаголами» против своей Матери-Церкви.

Кстати, о «безумных глаголах». Неслучайна ссылка в письме на 8 правило Никейского собора, где речь идет о допуске параллельного служения канонической иерархией для тех, кто когда-то был кафаром. Древние кафары — это по сути нынешние фундаменталисты. Это очевидный намек на фундаменталистский наклон в современной УПЦ.

Есть еще один вывод: канонически неверно называть УПЦ ни УПЦ МП, ни тем более РПЦвУ, потому что ни тем, ни другим она не является. Провиденциальное ее самоназвание по уставу и регистрацией является тем, чем она и является. При желании к этому названию можно в скобках добавлять УПЦ (КП) — Константинопольского Патриархата. Это потому, что УПЦ по канонической акривия является определенной неидентифицированной формой Киевской митрополии образца до 1686 года, архиереи которой перестали быть правящими, а стали титулярными — даже не викарными. В чем их канонический статус напоминает статус бывшего митрополита Киевского Филарета.

PS. Постфактум осознал, что те предводители УПЦ, от архиереев до диаконов, которые завели ее в самоизоляцию, стали подобны героям Аристофана. В этой Трагикомедии, греческой по своим масштабам, они, прервав общение с Константинополем, фактически сами себя экскоммуницировали. Я не знаю, плакать тут или аплодировать.

БЛОГ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ГОВОРУНА), 30 октября 2020 г.

(с) Перевод Портала «Credo.Press»

Расскажите друзьям