Христианский опыт времени и смерти

Колонки Статьи

Античный человек непосредственно сосредоточен на настоящем, и видит в нем выпавший ему удел, к которому постоянно возвращается вся его жизнь. Выбор только между добровольным принятием удела и бессмысленными метаниями, которые все равно возвращают к тому же уделу. Однако в этом постоянном возвращении бытие человека истончается, приобретая черты эфемерного полусуществования в Аиде.

Христианин, также как и античный человек, сосредоточен на настоящем, но, стремясь к раскрытию полноты бытия в настоящем, он признает фактическую неполноту своей жизни, в чем видит выражение грехопадшей природы. 

Если античный человек ищет пути принятия бытия в его фактичном состоянии, то христианин стремится победить неполноту жизни через обращение к источнику бытия. Трагичность христианского восприятия жизни определена онтологическим разрывом между источником бытия и фактичным состоянием бытия. Осознание этого разрыва определило специфически христианское восприятие смерти, времени и мировой истории.

Несовпадение фактического состояния жизни и ее онтологического основания в Высшем ведет к необходимости преодолевать разрыв, что придает времени эсхатологическую направленность. Стремясь утвердить полноту жизни в моменте «здесь и сейчас», христианин стремится соотнести его с будущим веком, когда наступит Конец света. Независимо от того, как понимать Конец света — как историческое событие во времени, либо как вневременное событие — он придает времени направленность, о которой не подозревал античный человек.

Не находя возможности привести в соответствие фактическое состояние жизни и ее источник, христианин готов пройти весь путь ее распада до конца с тем, чтобы возродиться на вновь обретенном онтологическом основании в Высшем. Иными словами, полнота жизни требует полноты смерти, а не полужизни-полусмерти в Аиде. При этом возрождение не есть возращение в исходную точку бытия, а обретение нового, более высокого состояния жизни. Но поскольку фактически полнота смерти недостижима (душа все равно бессмертна), то она осуществляется во внутреннем духовном плане — в полноте самоотречения, которое ведет к возрождению личности. Иначе говоря, полнота смерти достижима не в эмпирически-фактическом смысле, а через духовную инициацию.

Николай Карпицкий

Расскажите друзьям