Байден возвращается к корням

Колонки

Начиная свой президентский срок, Джо Байден отметил, что демократия должна основываться на сверхъестественных и фундаментальных ценностях. Возможно, сегодня этот забытый и заброшенный тезис звучит сенсационно. Но есть ли у нас альтернатива?

Ровно четыре года назад я написал свои первые короткие размышления в социальных сетях после инаугурационной речи новоизбранного 45-го президента Соединенных Штатов — я был весьма удивлен множеством сделанных в ней заявлений, касающихся социальной и экономической политики. Легко было заметить, что они идут вразрез с типичной либеральной традицией Республиканской партии.

Речь Дональда Трампа 20 января 2017 года была в некоторых моментах откровенно кейнсианской и протекционистской, ближе к межвоенной политике Нового курса Рузвельта, чем к философии Рейгана или семьи Бушей. Однако последние четыре года не сделали Америку снова великой и закончились трагически — событиями в Капитолии 6 января.

Демократия и молитва

Однако сегодня в инаугурационной речи Джо Байдена мы услышали мотивы, известные из речей классических прогосударственных консерваторов. 46-й президент Соединенных Штатов исходил из концепции американской республики как политической нации, укорененной в Боге и солидарной общине; он сослался на присягу федерального флага (Клятву верности), в которой фраза «одна нация под Богом» появилась во время президентства Дуайта Эйзенхауэра в первой половине 1950-х годов.

Несколько мгновений спустя мы услышали напоминание о том, что в большом сообществе республики граждане зависят друг от друга — именно эта зависимость и взаимные узы составляют «великую, прекрасную нацию».

Американская политическая нация разнообразна, но она построена на другом прочном фундаменте — общей истории. Байден вспомнил вехи американской идентичности и великий исторический опыт Соединенных Штатов. Он упомянул «Прокламацию об освобождении» Авраама Линкольна, которая вступила в силу в 1863 году и отменила рабство. Он вспомнил трагедию гражданской войны, травму великого кризиса межвоенного периода (недаром именуемого в американской историографии Великой депрессией), усилия американцев во время обеих мировых войн и, наконец, нападения на Всемирный торговый центр и события 6 января на Капитолии.

Новый президент показал широкую историческую панораму своей Родины. Ответственный и мудрый подход к истории учитывает не только дни славы и побед, но и тяжелые переживания и неудачи.

Демократия может преодолеть множество трудностей. Американский союз несколько раз висел на волоске, но выжил. Согласно Байдену, чтобы быть устойчивым, он должен основываться на трех фундаментальных принципах. Это мудрое уважение к сложной истории, вера и разум.

В частности, инаугурационная речь президента вызвала большое доверие. И давайте не побоимся сказать это — вера, основанная на глубоко укоренившейся иудео-христианской и монотеистической традиции. Эта вера рассматривает общину республики как союз прошлого, настоящего и будущего; как великое сообщество тех, кто был, тех, кто есть, и поколений, которые придут после нас. Молитвенная тишина, которая появлялась на протяжении всей речи, относилась к умершим. Байден напомнил о сотнях тысяч жертв пандемии, которые умерли в Соединенных Штатах за последний год. Но между строк его молитвы он также обращался к памяти тех, кто умер две недели назад.

Вопреки постправде

Трудно представить веру и разум без истины. По мнению Байдена, сильная демократия должна отвергать «культуру манипулирования фактами». Что именно это означает? Проще говоря — необходимость строить (и перестраивать) государство на основе объективной истины, противодействуя современному релятивизму.

Государство — это общее пространство, которое должно быть ориентировано на справедливость, — напомнил Байден, перефразируя св. Августина (и без сомнения добавил, что он был святым Церкви).

Эти утверждения явно противоречат современной культуре постправды. Слепой, циничной борьбе соперничающих племенных нарративов. Они даже звучат как программа демократии, основанная на фундаментальных ценностях, провозглашенных в энцикликах Иоанна Павла II. Без них демократия превращается в «открытый или замаскированный тоталитаризм», как напомнил Папа. Правда служит добру, ложь обычно служит власти и прибыли. Эти слова звучали сегодня в Капитолии исключительно сильно.

По словам Байдена, государство справедливости — это сообщество, стремящееся устранить неравенство. Отсюда необходимость вернуться к всеобщему социальному обеспечению, восстановить средний класс и положить конец надвигающейся гражданской войне. Без единства и снижения накала политического спора невозможно будет сохранить общность нации. Уже можно сказать, что это также небольшие местные, районные или даже семейные сообщества.

Демократия — это «право на мирные разногласия», чтобы соревноваться, не борясь каждый против всех, продолжил Байден. В его видении республики мы можем не соглашаться друг с другом, но мы все равно должны жить в согласии и дружеских отношениях. Чтобы государство было настоящим сообществом, мы должны снова начать слушать друг друга. Республика — это диалог, а не сотни параллельных монологов.

Начиная свой срок полномочий новый 46-й президент США указал, что демократия, государство и общество, а также межличностное доверие, связывающее их, должны основываться на сверхъестественных и фундаментальных ценностях. Возможно, в начале третьего десятилетия XXI века такой забытый и заброшенный тезис звучит сенсационно. Но есть ли у нас альтернатива?

Байден напомнил, что стоит вернуться к истокам. Если мы действительно хотим прислушаться к традиционному и классическому посланию христианской политики, нам не нужно обращаться к выступлениям современных популистов, использующих социальные сети и церковные кафедры в качестве трибун. Отныне достаточно прислушиваться к голосу, который прозвучал из Вашингтона.

Лукаш Кобешко, Więź.pl

Философ и журналист. Он постоянно сотрудничает с Wiez.pl, а также с порталом Aleteia, ежедневной газетой Rzeczpospolita и Польским Радио 24.

Расскажите друзьям