Анна-Николь Хайнрих: «Я — либеральный харизмат»

Главное Интервью

В свои 25 лет студентка Анна-Николь Хайнрих является самым молодым президентом во главе синода Евангелической церкви Германии (EKD). Она сама была удивлена своим избранием, сказала она Евангельской пресс-службе. Однако она не хочет, чтобы все сводилось к ее возрасту и желает заняться текущими процессами реформ в связи с потерей членов церкви и помочь в их формировании.

Госпожа Хайнрих, ваше избрание на пост президента синода удивило многих. Вас тоже?

Анна-Николь Генрих: Конечно. Мое имя появилось всего три дня назад, и я должна была подумать: смогу ли я занять эту должность, как в личном плане, так и в плане содержания? Оба кандидата выступали за смену поколений. И для меня большая честь и радость быть избранным сейчас.

Это чистая радость?

Генрих: Я также с некоторым благоговением ожидаю следующих дней, недель и шести лет во главе Синода. Это большая задача. Моя церковь проявила мужество, избрав меня на этот пост.

Как 25-летняя молодая женщина, вы сменяете 79-летнюю бывшую топ-политика Ирмгард Шветцер на посту главы церковного парламента. Считаете ли вы сами это признаком омоложения церкви?

Генрих: Нет. Правда, у меня меньше трети жизненного опыта, чем у Ирмгард Шветцер. Но я надеюсь, что я не буду сводить счеты с молодостью. Моя задача — привнести синодальные проблемы в нашу церковь. Но, конечно, я значительно отличаюсь от своего предшественника по языку и внешнему виду. Мы — двое детей разных поколений, и все же мы хорошо ладим.

В течение многих лет партийное пропорциональное представительство играло определенную роль при распределении высших должностей в Евангелической церкви Германии (ЕЦГ). На выборах вы одержали победу над «зеленым» политиком Надин Бернсхаузен. Где вы находитесь политически?

Хайнрих: Я не принадлежу ни к какой партии и не участвую в партийной политике.

И за какую церковь вы выступаете?

Хайнрих: Я хотела бы представлять открытую, миссионерскую церковь, которая, надеюсь, не слишком сильно руководствуется политическим позиционированием, но всегда обращается к социальным вопросам.

Какова ваша личная практика веры?

Генрих: С богословской точки зрения я бы назвала себя либералом, но в своей практике веры я также харизмат.

Какие темы являются для вас наиболее важными в новом синодальном периоде?

Хайнрих: Одна из важных тем — процессы на будущее. Теперь мы должны взять пакет, который упаковал прошлый синод, и поставить перед собой цели. Мы должны связать эти процессы с опытом последних месяцев. Нам необходимо осмыслить период пандемии, сохранить то хорошее, что есть, и сосредоточиться на духовных и богословских задачах.

Ваша предшественница Ирмгард Шветцер снова выступила за приглашение жертв насилия на следующий синод. Вы тоже этого хотите?

Хайнрих: Всесторонний пересмотр проблемы сексуального насилия, конечно, возможен только при участии тех, кого оно затронуло. Мы знаем о случаях насилия в нашей церкви и видели в дискуссиях последних дней, что это трогательная, чувствительная и в то же время трудная тема. Переоценка без участия тех, кого это касается, не даст результатов. И если в данный момент может показаться, что прежняя форма участия через консультативный совет для тех, кого это касается, зашла в тупик, важно, чтобы те, кого это касается, участвовали в принятии решений, и чтобы мы признали сами себе, что мы как церковь тоже совершаем ошибки. Это важный знак того, что мы, как синод, как орган церковного управления, не игнорируем голос тех, кого это касается, и ставим их интересы во главу угла. В противном случае мы не заслуживали бы доверия.

Через неделю во Франкфурте-на-Майне состоится Экуменический церковный конгресс, который из-за пандемии будет проходить в основном в цифровом формате. Будете ли вы участвовать?

Генрих: Я в частном порядке планировала посетить некоторые мероприятия. Но это не официальные обязанности нового президента.

Каков Ваш взгляд на экуменизм и католическо-протестантские отношения?

Генрих: В экуменизме мы должны осмелиться расширить свой взгляд. Также для меня важно сотрудничество с братьями и сестрами-католиками. Одно из первых поздравительных писем пришло от президента Конференции епископов Германии Георга Бетцинга. Я надеюсь на хорошее сотрудничество, чтобы вместе показать, что Церковь находится на своем пути и что христианская вера актуальна и сегодня.

Если бы вы приехали во Франкфурт и смогли принять участие в богослужении во время Кирхентага, кого бы вы выбрали — католика, протестанта, свободного евангелиста или православного?

Генрих: Я бы посетила православную службу, потому что именно там мне интереснее всего, и до сих пор у меня было меньше всего точек соприкосновения.

Беседовали: Франциска Хайн и Карстен Фрерихс

Расскажите друзьям