Католическое харизматическое обновление — это течение благодати

Интервью

8 декабря 2018 года был учрежден новый орган Св. Престола, предназначенный для Католического харизматического обновления. Он называется «Charis» (Catholic Charismatic Renewal International Service) и служит Харизматическому обновлению, не осуществляя какой-либо власти над ним. Начиная с Пятидесятницы 2019 года, когда вступил в силу устав «Charis», прекратили свое существование Международная служба католического харизматического обновления и Католическое братство общин и содружеств завета. Вместо этого предполагается, что служение Charis будет поддерживать обновление, не создавая централизованной бюрократической структуры.

Папа Франциск неоднократно настаивал на том, что Харизматическое обновление — это течение благодати, а не движение. Что это означает конкретно? Как это проливает свет на работу CHARIS, новой и уникальной службы, которую желает видеть Папа? Жан-Люк Моэнс, модератор CHARIS, рассказал больше о работе нового служения в Католической церкви.

В чем разница между течением благодати и экклезиальным движением?

Понятие экклезиального движения достаточно хорошо известно. Это группа людей, разделяющих определенную харизму в Церкви. У движения есть основатель или группа основателей. У него также есть руководство, которое заботится о жизни движения, и члены, которые часто связаны обязательствами в рамках движения. Таким образом, движение представляет собой особое призвание в Церкви: не каждый призван быть его частью, это особый призыв Господа.

Течение благодати в Церкви — это менее известная реальность. Оно шире, чем движение, потому что не ограничивается группой членов: ему суждено коснуться всей Церкви. Именно это имел в виду кардинал Суененс, когда сказал, что Обновлению суждено исчезнуть, когда оно охватит всю Церковь.

В случае с обновлением, оно характеризуется опытом крещения в Святом Духе. Здесь нет основателя, нет руководства и есть большое разнообразие выражений, которые, при всех своих различиях, вливаются в один и тот же поток благодати. Все, кто принял крещение в Духе, находятся в потоке благодати. Цель течения благодати — дать возможность всем крещеным — католикам и некатоликам — принять крещение в Духе, потому что этот опыт предназначен для всех. И именно в этом заключается существенное отличие от движения: течение благодати в Церкви стремится охватить всех крещеных, потому что его предложением является ключевой аспект нормальной христианской жизни: полностью прожить само таинство крещения.

Каковы конкретные последствия для Харизматического обновления быть течением благодати? 

Я считаю, что для многих из нас это означает истинное обращение. На самом деле, во многих странах мы уже давно считаем Харизматическое обновление движением. Некоторые даже говорили несколько лет назад, что зрелость Обновления заключается в том, что оно должно быть структурировано как движение. Это не убеждение Папы Франциска. Это также не то, как Святой Дух проявлялся на протяжении более 50 лет, порождая такие разные и оригинальные выражения в рамках одного и того же течения благодати.

Тот факт, что Обновление — это течение благодати, будет иметь очень конкретные последствия. Вот некоторые из них:

— У католического харизматического обновления нет лидера, как у движений. Лицом, ответственным за течение благодати, является Иисус — как сказал Папа — и Святой Дух. Из этого следует, например, что я, как модератор CHARIS, не несу ответственности за Обновление. Я отвечаю только за то служение, которое Папа хочет предложить Обновлению через CHARIS. То же самое происходит во всех странах. Нет национального лидера Обновления. Именно поэтому мы хотели назвать ответственных за национальные службы причастия CHARIS «координаторами», чтобы дать понять, что они являются лишь служителями реальности, которая превосходит их.

— У Католического Харизматического Обновления также нет руководства. Все проявления Обновления независимы друг от друга, не переставая быть взаимозависимыми от Святого Духа, и каждая из них имеет равное достоинство. Власть, которая наблюдает за этими реалиями, — это компетентная церковная власть, почти всегда епархиальный епископ. Мы должны быть осторожны, когда некоторые структуры Обновления запрещают определенных проповедников, навязывают молитвенный план или обязательные правила для получения крещения в Духе. Слишком часто в Обновлении мы строим своего рода «таможню» (см. проповедь Папы Римского, 25 мая 2013 года).

— Все, кто пережил крещение в Святом Духе, участвуют в потоке благодати — вы видите, что я «предостерегаю, поскольку не имею в виду членство» Не обязательно — хотя и очень желательно — участвовать в молитвенной группе или другой харизматической реальности. Святой Дух свободен давать Свои дары: если Он хочет позволить человеку пережить крещение в Духе вне какой-либо «признанной» структуры, кто мы такие, чтобы останавливать Его?

Некоторые могут возразить, что крещение в Духе — это только первый опыт. Поэтому необходимо упорно пребывать в полученной благодати, а для этого участие в группе является большой помощью. Это абсолютно верно. Христианин, который остается в одиночестве, находится в опасности. Но группа не обязательно должна быть официально признана харизматической. Так, например, если человек, являющийся частью Фоколари, принимает крещение в Духе, он может полноценно жить своей духовной жизнью, поддерживаемый движением, не участвуя в группе Обновления.

Принятие того, что Харизматическое Обновление — это течение благодати, также означает принятие того, что оно выходит за пределы созданных нами структур. Святой Дух свободен давать Свои дары!

— Течение благодати харизматического обновления включает в себя все реальности, рожденные от Святого Духа, которые разделяют крещение в Духе. Среди них молитвенные группы, харизматические общины, школы евангелизации, служения, издательства, ретритные центры, радио- и телестанции, многочисленные социальные работы и т.д. Однако во многих странах была создана структура с названием «Католическое харизматическое обновление», направленная только на реальность молитвенных групп. Очевидно, что в духе течения благодати, продвигаемого Папой, эти структуры должны изменить свое название, потому что часть (то есть молитвенные группы) не может носить имя целого (то есть многообразного набора реальностей, вдохновленных Святым Духом). Во многих случаях это изменение является трудным, потому что речь идет об изменении чего-то, что имеет долгую историю.

Как все это проливает свет на идентичность CHARIS?

CHARIS соответствует тому, что я объяснял ранее. Прежде всего, важно понять, что CHARIS — это служение. CHARIS — это не то же самое, что течение благодати, которым является Харизматическое обновление. Это простое и смиренное служение.

Это объясняет, почему CHARIS не является ассоциацией верующих в смысле канонического права, потому что это служение. Превратить CHARIS в ассоциацию означало бы признать его ассоциацией, имеющей членов, и тем самым превратить его в движение. Однако, будучи служением, CHARIS не имеет членов.

Важно, чтобы это различие было принято во внимание во всех странах, где разрабатывается устав Национальной службы общения CHARIS. Превращение службы в ассоциацию верующих противоречит самому духу того, что делает CHARIS новым.

Устав также утверждает, что «как организация служения, CHARIS не имеет полномочий в отношении Католического Харизматического Обновления, поскольку все проявления КХО находятся под непосредственной юрисдикцией компетентных церковных властей» (ст. 1 § 3). Это ясно выражает то, о чем я говорил ранее, а именно, что власть над всеми реалиями Обновления принадлежит епископам, а не другим промежуточным органам. CHARIS может высказать свое мнение по некоторым вопросам, если епископы захотят посоветоваться с нами, но именно они осуществляют эти полномочия.

Как это происходит в разных странах?

Это происходит через конституцию Национальных служб общения CHARIS (НСОХ), как это установлено в уставе. Здесь есть два ключевых слова: служение и общение.

Во всех странах люди, принявшие крещение в Духе, призваны жить в общении. Вот почему устав требует, чтобы все проявления или реальности Обновления были представлены в НСОХ. Само слово «общение» указывает на то, что это не правительство, что нет никаких обязательств, что нет лидера, который направлял бы поток благодати в стране. Есть только один координатор НСОХ, который является служителем причастия.

НСОХ также находятся на службе у всех проявлений Харизматического обновления страны, которым они должны служить. Они не должны навязывать свое служение, но просто предлагают его тем, кто хочет свободно им воспользоваться… или предпочитает этого не делать.

Как видите, НСОХ — это скромные структуры, которые ничего не навязывают. Цель всего этого — дать первое место Святому Духу, позволить Ему дуть туда, куда Он хочет, а не препятствовать Его действию жесткими структурами. Не будем забывать, что Дух является лидером харизматического обновления. Он продолжает дуть и еще далеко не закончил!

CHARIS

Расскажите друзьям