Рядом с Бранденбургскими воротами в настоящее время находится демократический лагерь «Остановить террор Путина», организованный членами русскоязычной диаспоры. Каждый день проводится программа с дискуссиями, семинарами и культурой. Лагерь завершится экуменическим богослужением в субботу, 9 мая, в 13 часов дня с участием Кая Феллера, пастора Северной церкви. В интервью он объясняет, что им движет, почему христиане занимаются правами человека и как он справляется с чувством бессилия.
Господин Феллер, почему пастор из Германии участвует в лагере демократии для России?
Мы видим в России развитие от авторитарной президентской демократии к диктатуре. Теперь практически нет возможности баллотироваться на выборах против правящей партии президента. И пример Навального — это только верхушка айсберга.
И почему это должно интересовать христиан?
Если исходить из христианской концепции человека, то она в основе своей включает достоинство человека, которое основано на его ценности, как творения. А права человека воплощают это достоинство в государственной практике. Это означает, что там, где нарушаются права человека, нарушается и человеческое достоинство. Так что это имеет теологическое измерение.
И церкви не разрешается молчать об этом?
Ну, церкви разрешено делать всевозможные вещи. Мы видим, что православные церкви традиционно хранят молчание. В истории Германии церкви также часто некритично относились к практиковавшейся несправедливости. Но они извлекли из этого урок и сегодня особенно чутко реагируют, когда права человека попираются ногами.
Они сами в молодости пережили диктатуру в ГДР. Большинство организаторов демократических лагерей также являются молодыми людьми. Есть ли параллели?
В ГДР любой мог попасть в жернова властей — точно так же, как сегодня в Беларуси: достаточно написать письмо или принять участие в собрании. Молодые люди, в частности, не отступают так быстро, у них есть чувство справедливости, и они не позволяют себе так легко затыкать рот. И тогда они становятся особенно чуткими.
Как они справляются с чувством бессилия, которое может возникнуть, когда вы видите, что творят диктаторы по всему миру?
Мне помогает общение со многими людьми. Это бессилие легче переносить вместе, чем в одиночку. Например, я молюсь за Алексея Навального, жизнь которого сейчас находится под острой угрозой, и надеюсь, что многие другие делают то же самое. Это создает связь: Я позволил страданиям отдельного человека коснуться меня.
Опасность заключается в том, что нас заваливают новостями, и политические заключенные становятся просто цифрами. Но у каждого из них есть имя, история и, как правило, семья. Сопереживать и сочувствовать — вот что помогает мне молитва. Это дает мне надежду на то, что все не должно оставаться так, как есть.
Тема вашей службы 9 мая — примирение: как можно добиться примирения между разными лагерями «путинцев-понимающих» и «сторонников демократии»?
Я думаю, что многие «понимающие Путина», по крайней мере в Германии, вообще не понимают Путина, а имеют в голове желаемый образ. Я снова и снова слышу, особенно в церковных кругах, что мы должны разговаривать друг с другом. Но что делать, когда другая сторона отказывается от таких переговоров или позволяет им сойти на нет? В настоящее время мы наблюдаем это в конфликте между Россией и Украиной: Украина попросила о переговорах в рамках Совета Европы, а Россия не ответила. Это усложняет ситуацию.
Как можно добиться примирения после окончания диктатуры?
Когда вина признается и как можно большему числу людей дается шанс начать жизнь заново. Но в этом должны разбираться сами люди в соответствующих странах. Я уверен в них. В частности, в Беларуси мирный протест является не только методом, он противоречит логике насилия. Если они добьются своего, им не отвертеться. Они не смогут превращать остальных «проигравших» в политических преследуемых. Те, кто совершил преступления, конечно, должны быть наказаны. Но людям, которые живут в системе несправедливости и формируются под ее влиянием, необходимо дать шанс начать все заново.
Кай Феллер, родившийся в 1971 году в Берлине-Панкове, отвечает за экуменические отношения в Северной церкви. За сбор подписей против военных парадов в Восточном Берлине в средней школе имени Карла фон Оссицкого в Берлин-Панкове в 1988 году он и другие ученики были исключены из школы. Дело Оссицкого» вызвало большой переполох в ГДР и за ее пределами.
Контакт: www.twitter.com/FellerKai