За день до Пасхального воскресенья Кассио Нунес Маркес, новый судья Верховного федерального суда Бразилии, назначенный всего за несколько месяцев до этого президентом Жаиром Болсонару, разрешил культовым зданиям по всей стране, пострадавшей от COVID-19, проводить богослужения в закрытых помещениях, заявив, что запреты, введенные мэрами и губернаторами на проведение религиозных праздников, нарушают «фундаментальное право на свободу вероисповедания».
На следующий день, 4 апреля, церкви евангелических христиан были заполнены пасхальными верующими, что стало немедленной выгодой для одного из ключевых избирателей Болсонару и признаком того, что для многих бразильцев политика президента превалирует над реалиями пандемии, от которой на сегодняшний день погибло более 437 000 бразильцев.
Как и Дональд Трамп в США, Болсонаро сначала назвал COVID-19 «маленьким гриппом», не дающим оснований для закрытия страны, очевидно, надеясь удержать экономику от краха. Как и Трамп, бразильский президент сделал поддержку евангельских христиан центральным элементом своей политической стратегии. По мере того, как пандемия становилась все более тяжелой в течение весны, пасторы оказывали сильное влияние на политику здравоохранения.
Противники президента столь же решительно выступают за ограничение религиозных собраний. Не успели церкви собраться в апреле, как решение Маркеса было отменено судом, причем на этот раз судьи поддержали предыдущее решение, утвердившее запрет на личные богослужения. Через две недели после Пасхи Сенат страны начал расследование действий Болсонаро в отношении вируса, включая вопрос о том, намеренно ли он задерживал закупку или производство миллионов доз вакцины.
Политические обозреватели иногда расходятся во мнениях о том, кому больше пользы приносит противодействие ограничениям COVID-19 — Болсонаро или евангелистам , и является ли общественная повестка дня обоих партнеров тем, чем она кажется.
Ана Каролина Евангелиста, исполнительный директор Института изучения религии в Рио-де-Жанейро, считает, что консервативные христиане следуют примеру президента, чтобы максимизировать свою власть по другим вопросам. Они «будут там, где есть власть и шансы на победу», — сказала Евангелиста. «Они знают, как измерить температуру требований своей базы и реагировать на нее».
Но Рикардо Гондим, пастор церкви Bethesda в Сан-Паулу и представитель умеренных взглядов, считает, что именно Болсонару является политическим оппортунистом, убеждающим евангелистов в своей приверженности их социальным целям. «Болсонаро знал, как использовать моралистические программы, которые действительно дороги евангелическому движению», — сказал Гондим.
Христиане-протестанты составляют менее четверти населения Бразилии, насчитывающего 211 миллионов человек, но эти 44 миллиона все еще представляют собой одну из самых больших концентраций протестантов в одной стране, большинство из которых являются евангельскими христианами или пятидесятниками.
Как и американские евангелисты, консервативные протестанты Бразилии начали объединяться в политическую силу в 1970-х годах. «До этого времени они были очень разрозненными», — говорит Ливия Рейс, коллега Евангелисты по Институту изучения религии. Христианские лидеры обратились к телевидению и радио, чтобы распространять информацию, и завоевали широкую аудиторию в религиозных медиасетях. «С появлением неопятидесятничества, — говорит она, — эти церкви, более ориентированные на СМИ, стали выходить на политическую арену».
Исторически, отмечает Рейс, сложилось мнение, что «евангелисты не участвуют в политике». С 1980-х годов, по ее словам, эта фраза вышла из употребления.
Тем не менее, консервативные христиане сохранили риторику тех лет, когда они были безголосым политическим меньшинством. Говоря о «христофобии», проповедники не дают своим последователям забыть, что их преследовали, высмеивали, относились к ним как к невеждам. Рейс признает, что их повествование содержит достаточно правды, чтобы зарядить энергией их растущую организацию.
Хотя евангелический блок больше не является политическим аутсайдером, сегодня он говорит, что его моральные ценности отвергаются левыми, а его лидеры утверждают, что чувствуют себя скованными расширением прав ЛГБТК и феминизмом. Он был больше мобилизован в терминах «моральных угроз», — говорит Евангелиста, — чем преследованием самих христиан».
Риторика преследования определила реакцию евангелистов на вирус: они рассматривают болезнь как сатанинскую атаку, которой можно противостоять молитвой и постом, обещая при этом, что «настоящий христианин будет во всеоружии и «никакое зло не войдет в шатер» раба Божьего», — сказал Гондим, цитируя Книгу Псалмов.
Вооруженные верой, — пояснил Гондим, — они способствуют тому, что «толпы людей приходят на их служения и распространяют заразу». Десятки пасторов и тысячи евангельских верующих уже погибли, но даже несмотря на это, рассуждения о «броне» остаются».
Многие евангелисты прибегают к таким аргументам, говорит Рейс, потому что они бедные рабочие, у которых нет другого выбора, кроме как толпиться в общественном транспорте, не имея никакой социальной дистанции. Зачем держаться подальше от своих мест поклонения, где они чувствуют себя желанными гостями и ищут утешения в разгар пандемии?
Но некоторые евангелические пасторы, особенно близкие к Болсонаро, были обвинены в том, что из жадности они представляют меры против COVID19 как религиозную нетерпимость. «Пасторы годами утверждают, что Бог благословит их процветанием, здоровьем и чудесными исцелениями», — сказал Гондим. «Если вдруг они признают, что вынуждены закрыть свои храмы, чтобы защитить себя, как и все остальные, такие пасторы будут вынуждены столкнуться с жестокой реальностью: То, что они проповедовали в течение многих лет, было неправдой».
В результате по всей стране действует шашечная система ограничительной и либеральной политики открытия храмов, часто зависящая от прибыли, которую можно получить от туризма и церковных пожертвований. В городе Апаресида, расположенном к востоку от Сан-Паулу и являющемся важным центром паломничества католиков, молитвенные дома могут быть заполнены на 25% при условии соблюдения социальной дистанции и маскировки.
В Дивинополисе, в штате Минас-Жерайс, городской совет одобрил закон, согласно которому религиозные услуги отнесены к категории жизненно важных, что позволяет церквям открываться с ограничениями. Другие города имеют аналогичные планы по возобновлению религиозных служб и предлагают законы, считающие их услугами первой необходимости.
Однако там, где COVID-19 нанес самый сильный удар, ни духовная броня, ни политическая воля не убедили жителей собираться в церквях. В Сан-Паулу, где с 18 апреля религиозным учреждениям было разрешено принимать до 25% от их вместимости, несмотря на перегруженность системы здравоохранения, даже пятидесятнические церкви работают намного ниже установленного предела.