Новое исследование под названием «Изменение климата, долги и COVID-19» анализирует порочный круг: изменение климата и пандемия COVID-19 приводят к огромным расходам, усугубляя задолженность в беднейших странах. Исследование показывает, что из-за нехватки средств для инвестиций в повышение устойчивости к внешним воздействиям будущие кризисы будут еще более катастрофичнымии.
Исследование было проведено организациями «Хлеб для мира» и Erlassjahr.de. Всемирная лютеранская федерация (ВЛФ) внесла свой вклад в подготовку его результатов и представила исследование вместе с немецкими издательствами.
В исследовании представлен анализ взаимосвязи между подверженностью различным катастрофам и недостаточной устойчивостью стран. Это приводит к риску стихийных бедствий с соответствующими потерями и ущербом, рискам суверенного долга и отсутствию инвестиций в повышение устойчивости.
В исследовании представлен Индекс риска климатических бедствий и долговых рисков как важнейший инструмент для оценки уникальных рисков стран. Шестнадцать показателей — пять для риска бедствий, шесть для риска потерь и пять для долгового риска — анализируют конкретную ситуацию в стране.
«Информация, предоставляемая этим подходом, может быть использована в качестве инструмента раннего предупреждения», — комментирует результаты исследования руководитель программы ВЛФ по климатической справедливости Елена Седильо. «Метод помогает выявить конкретные факторы риска, измерить и сравнить степень серьезности рисков, а также определить и расставить приоритеты в тех областях, где риски должны быть снижены».
В исследовании используется индекс риска климатических бедствий и долгов для составления профиля пяти стран с низким и средним уровнем дохода, представляющих регионы мира, наиболее подверженные климатическим рискам: Сальвадор, Эфиопия, Шри-Ланка, Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) и Папуа-Новая Гвинея.
Результаты исследования показывают, что профиль риска каждой страны уникален в силу специфических национальных условий. В связи с этим и стратегии восстановления должны быть специфическими. Например, Эфиопия подвержена самым высоким климатическим, COVID-19 и другим рискам стихийных бедствий. Однако относительный риск потерь и ущерба считается самым высоким в Папуа-Новой Гвинее, за которой следует Лаосская НДР. Долговой риск является самым высоким в Шри-Ланке, за которой следует Сальвадор.
Софи Гебрейес, страновой представитель ВЛФ в Эфиопии, говорит: «Повторяющийся характер бедствий, когда одно разрушительнее предыдущего, не оставляет времени на создание устойчивости».
Комментируя результаты исследования по Сальвадору, руководитель программы ВЛФ по климатической справедливости Елена Седильо добавляет: «Облегчение долгового бремени должно служить снижению уязвимости и предотвращению увеличения разрыва в неравенстве прозрачно, с привлечением правительств к ответственности».
В исследовании делается вывод, что тройной вызов — изменение климата, COVID-19 и долговой кризис — выявляет огромный разрыв в устойчивости, острую необходимость в солидарности и быстром переходе к новой парадигме развития. Необходим «зеленый» план восстановления, согласованный с Целями Устойчивого Развития ООН и целями Парижского соглашения.
Быстрый и структурированный процесс облегчения долгового бремени и реформа международной финансовой архитектуры должны быть в числе ключевых приоритетов «зеленого» восстановления. Необходимы целевые инвестиции в повышение устойчивости и ускоренное преобразование экономики в направлении декарбонизации и устойчивости. Переосмысление рисков, устойчивости и облегчения долгового бремени имеет решающее значение.