21-26 мая 1974 года кардинал Лео Йозеф Сюненс собрал в г. Малин (Бельгия) небольшую международную группу теологов и мирян-лидеров движения. В этой встрече участие принимали: Карлос Альдунаде SJ (Чили), Сальвадор Карилло MSPS (Мексика), Ральф Мартин (США), Альберт де Монтлеон OP (Франция), Килиан МакДоннелл OSB (США), Герберт Мюхлен (Германия), Вероника О’Брейн (Ирландия), Кевин Ранаган (США).
Они постарались сформулировать богословскую оценку Харизматического Обновления и душепастырские рекомендации его участникам в ответ на несколько наиболее часто задаваемых вопросов о движении. Черновик документа был написан Килианом МакДоннеллом OSB (который также редактировал окончательный вариант текста). Текст был согласован с другими членами группы, собранными в городе Малин и был подписан каждым из них. Члены международной группы выражают благодарность Павлу Лебау SJ и Мари-Андре Ходарту OSB за помощь в секретарских работах и переводе.
Вопросы на тему Харизматического Обновления имеют различный характер, и трудно однозначно решить, на которые из них следовало бы ответить в первую очередь. Некоторые люди, принимающие активное участие в Обновлении, возможно, по-другому трактовали бы обсуждаемые здесь проблемы; несмотря на это считаем, что этот документ представляет достаточно понятый широкому кругу читателя богословский и душепастырский консенсус по вопросу Обновления.
Он был выслан для консультации богословам различных стран, которые прислали свои письменные предложения. Среди них: Эвери Дуллес SJ (США), Ив Конгар OP (Франция), Михаэль Харлей SJ (Ирландия), Вальтер Каспер (Германия), Рене Лорентен (Франция) и Йозеф Ратцингер (Германия) (ныне — Папа Бенедикт XVI). Документ представляет собой попытку ответить на основные проблемы, поднятые Харизматическим Обновлением, и его интеграцией в обычную жизнь Церкви.
I. ВВЕДЕНИЕ
А. РОЖДЕНИЕ И РОСТ ОБНОВЛЕНИЯ
В 1967 году в Соединенных Штатах группа профессоров и студентов пережила поразительный опыт духовного обновления. Ему сопутствовало проявление харизм, упоминаемых святым Павлом в Первом Послании к Коринфянам (1), и некоторых других. Этот опыт положил начало тому, что сейчас известно как Католическое Харизматическое Обновление.
Обновление распространилось во многих регионах мира, а в некоторых странах количество его сторонников удваивается с каждым годом. В него включились миряне, монашествующие, священники и епископы. Одним из знаков его роста явилась первая международная конференция лидеров движения, которая состоялась в 1973 году в монастыре Францисканок Миссионерок Марии в Гроттаферрата (пригородный район Рима), и на которую приехали представители 34 стран. Другим знаком роста движения Обновления является ряд богословских журналов и теологически обзоров, публикующих доктринальные статьи на эту тему, написанные известными авторами. Издаются брошюры и бюллетени об Обновлении, два журнала, посвященные ему целиком: «New Covenant» (Соединенные Штаты), и «Alabare» (Пуэрто Рико), распространяются по всему миру. Наблюдатели религиозной жизни видят в распространении Харизматического Обновления знак жизненно важного нового течения в Церкви.
В. ВЛИЯНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ
Даже те, кто лично не участвует в движении Обновления, заметили очевидные изменения, которые произошли в жизни его участников. Среди плодов Обновления следует отметить прежде всего открытие новых личных (но не индивидуалистических) отношений с Иисусом, как Господом и Спасителем через Его Духа. Сила Духа Святого приводит к глубокому внутреннему обращению и радикальному преображению жизни многих людей. Дух Святой дает силу служить другим и свидетельствовать, провозглашать Евангелие словом и делом с таким проявлением силы, которое ведет к вере и растит ее. Сила Духа Святого очевидно проявляется в различных служениях Церкви и миру, и видна не только во внутренней жизни человека и его личном освящении. Эти новые отношения с Иисусом через Духа Святого часто приводят к исцелению межличностных отношений и разрушенных браков. Несмотря на то, что эти отношения с Иисусом носят глубоко личный характер, не являются исключительно частными. Напротив, они направляют человека к общине. Они подвигают человека по-новому оценить свидетельство об участии Марии в событиях Пятидесятницы и Ее связь с Церковью. Наконец, Обновление характеризуется большой любовью к Церкви, искренним принятием ее структуры, жизни таинствами и авторитета ее учительства.
Харизматическое Обновление, по примеру библейского и литургического обновления, пробуждает такую любовь к Церкви, которая желает ее обновления у источника жизни: славы Отца, царствования Сына и силы Святого Духа.
II. ЦЕРКОВНЫЙ КОНТЕКСТ ОБНОВЛЕНИЯ
А. СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ СОБОРОВ И ПАП О РОЛИ СВЯТОГО ДУХА
Одна из наиболее значительных поправок к подготовленным проектам догматической Конституции о Церкви, внесенных на II Ватиканском Соборе, касалась роли Святого Духа. День Пятидесятницы показан как решающий для Церкви, это событие дает «через Христа доступ к Отцу в одном Духе » (Конституция Lumen Gentium ст.4).
Дух «объединяет ее [Церковь] в общении и служении» (там же, ст. 4). «Он распределяет среди верующих всех разрядов также особую благодать, посредством которой Он придаёт им способность и готовность к принятию различных дел или служений, полезных для обновления и дальнейшего созидания Церкви, по сказанному: «каждому даётся проявление Духа на пользу» (1 Кор 12, 7). Поскольку эти благодатные дары — как изряднейшие, так и более простые и шире распространённые — в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви и полезны, они должны приниматься с благодарением и утешением». Отголосок этого учения прозвучал в речи Папы Павла VI во время аудиенции 29 ноября 1972 года, когда он сказал: «Церкви необходимо чувствовать возносящийся в глубине ее голос Духа Святого, Который от нашего имени молится в нас и о нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26) и выражает то, что мы сами не смогли сказать Богу» (2). Эта же самая тема была поднята во время генеральной аудиенции 23 мая 1973 года: «Мы все должны открыться на таинственное дыхание Святого Духа» (3).
В. ОПЫТ ВЕРЫ ЛИЧНЫЙ, НО НЕ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ
Люди, активно участвующие в Обновлении, переживают те харизмы, о которых упоминается в «Lumen Gentium», а также таинственное дыхание Духа Святого. Они чувствуют, что как личности и как общины они были введены в отношения с Богом. Это личное переживание приводит к «более живому чувству Бога» (Gaudium et Spes, ст 7).
Поскольку это переживание Бога носит социальный характер (1 Кор. 14:24), оно открывает церковную природу харизм. Харизмы связаны не только с личным переживанием, но и с внутренними структурами жизни Церкви и ее служением (4).
Обновление пришло к осознанию ложности индивидуализма, когда свидетельство Нового Завета трактуется в терминах личной веры, частного переживания Бога, а в фокусе оказывается частные внутренние переживания. Рассматривая этот вопрос в контексте таинств, мы можем сказать, что основой Харизматического движения является обновление того, из чего построена принадлежность человека к Церкви, а именно Таинств христианского посвящения: Крещения, Миропомазания и Евхаристии5. Святой Дух, полученный в процессе посвящения, неустанно принимается каждый раз более глубоким образом, как в личностном измерении, так и в измерении общины, и благодаря этому в христианской жизни неустанно совершается metanoia.
В Новом Завете личное принятие веры происходит через непосредственное публичное свидетельство о вере другого верующего. Таким образом, одним из результатов того, что называется «излиянием Святого Духа», «l’effusion de l’Esprit», или «крещением Святым Духом» является свидетельство и служение другим. Этот опыт не является самоцелью, и обогащение человека не является его единственной задачей.
Личное и частное не должно противопоставляться общественному, словно Евангелие не имеет личного значения и не направленно в глубь каждой личности. Личное не должно приниматься за несущее отрицательный характер, словно христианская сущность ограничивается только искусственными внешними проявлениями.
С. ОПЫТ ВЕРЫ ПЕРЕДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВО
Обновление предполагает что переживание, о котором здесь идет речь, начинается от видения и слышания (ср. Деян. 2, 33; 1 Ин. 1, 1-3) и передается как через общину, так и индивидуально. То есть опыт веры передается верой, которая индивидуально и в общине свидетельствует о господстве Христа силой Духа Святого. Кроме этого «видения и слышания», переживание истекает из воздействия христианского свидетельства (Деян. 2:37), которое захватывает «сердца» людей. Когда в Деяниях Апостолов говорится о том, слушавшие проповедь Петра, «умилились сердцем», автор подразумевал все их существо, то есть, тело, дух, разум, а также чувства, волю и понимание. Это переживание не ограничивается эмоциями, однако, эмоции являются его частью.
Под харизмой здесь мы понимаем дар или способность, высвобожденную Духом Божьим и Им наполненную силой, и используемую в служении для созидания Тела Христова, которым является Церковь. Также предполагается, что каждый христианин обладает одной харизмой или более. Харизмы принадлежат к иерархии Церкви и служению, и потому неразрывно связаны с жизнью Церкви. Эта связь настолько тесная, что без харизм Церковь перестает существовать. Вместе с тем они должны рассматриваться с перспективы более фундаментальной: любви к Богу и ближнему (ср. 1 Кор. 13). Эта двойная любовь составляет ту первичную, главенствующую модель, которая определяет ценность любого служения. Без любви, служение — пусто. Однако Павел не подразумевает, что нужно сделать выбор между харизмами и любовью. Человек должен выбрать и то и другое.
D. СООТВЕТСТВИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Харизматическое Обновление не желает продвигать идею упрощенного возвращения к идеализированной о ранней Церкви, избавленного от какого бы то ни было исторического контекста. Тем не менее, оно признает уникальную роль новозаветных общин. Оно желает продолжать Католическую традицию, призывающую всех людей к обращению и обновлению. Несмотря на различия между Харизматическим Обновлением и более ранними формами обновления, Харизматическое Обновление находится и желает находиться в Католической традиции. Той традиции, которая вызвала к жизни странствующих пророков ранней Церкви, апостольство проповедников нищенствующих монашеских орденов Средневековья, духовные упражнения святого Игнатия Лойолы, практику приходских миссий (CIC 1349), литургическое движение, а также остальные апостольские и духовные движения. Несмотря на разницу акцентов в этих движениях, Харизматическое Обновление желает обратиться ко всем людям с тем же призывом к обращению и обновить «неверующего верующего», которому мешает атеизм в понимании и в сердце.
Некоторые лидеры целью Обновления видят обновление всей Церкви, которая полностью харизматически обновившись, уже не будет нуждаться в отдельном движении обновления (6).
III. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ
A. ВНУТРИ-ТРИНИТАРНАЯ ЖИЗНЬ И ПЕРЕЖИВАНИЕ БОГА
Теологические основания Обновления в своей основе являются тринитарными. Никто никогда не видел Бога Отца (ср. Ин. 1, 18) и в своей жизни не увидит и не услышит Его, поскольку Он Тот, Который пребывает в неприступном свете (1 Тим. 6, 16; 1 Ин. 4, 12.20). Только Сын видел и слышал Отца (ср. Ин. 6, 46). Он «Свидетель» Отца. Иисус из Назарета засвидетельствовал об Отце; а тот, кто увидел, услышал и коснулся Иисуса, имеет доступ к Отцу (ср. 1 Ин. 1, 1-3). С момента, когда Иисус вознесся к Отцу, мы не можем ни видеть, ни слышать Его Самого. Но Он ниспослал нам Своего Духа, Который напоминает нам все то, что Иисус сказал и сделал, а также то, что Его друзья увидели и услышали (ср. Ин. 14, 26; 16, 13). Таким образом, мы имеем доступ к Отцу через Христа только в одном Духе (ср. Еф. 2, 18).
Отец открылся как Личность-Источник, Основа, не имеющая основы, заповедуя Свое Имя Моисею: Я Есмь, Который Есмь (ср. Исх. 3:14). В Новом Завете Иисус, в свою очередь, открывает Себя как образ Личности-Источника (ср. Кол. 1, 15), повторяя и приписывая Себе слова Синайского откровения, которые в Ветхом Завете Отец относил к Себе (ср. Ин. 8, 24.28). Отец и Сын- одно; Отец есть в Сыне, а Сын в Отце (ср. Ин. 17, 21; 10, 30). Иисус является образом и откровением Того, Который есть Сущий (ср. 2 Кор. 4, 4; Евр. 1, 3).
Когда Иисус использует форму «Мы» в исключительном смысле (ср. Ин. 10, 30; 14, 23; 17, 21), из него исключаются все люди: это «Мы» относится к Нему и Отцу. Святой Дух проистекает из этого «Мы», Отца и Сына, невыразимым образом Он — Личность в обеих Личностях. Дух является совершенным общением Отца и Сына. И также через Духа это общение может быть передано наружу, ad extra. Церковь в действительности определяется через единство Божественных Лиц. Связь христиан со Христом (ср. Деян. 9, 4f) возможна только благодаря тому, что одна и та же Личность Святого Духа присутствует в Отце, Сыне и христианах (ср. Рим. 8, 9; ср. Lumen Gentium, ст.7). Христос «дал нам Своего Духа, Который будучи одним и тем же в Главе и в членах, все тело оживляет, объединяет и приводит в движение» (Lumen Gentium, nr 7). Новый Завет говорит о Церкви как о «мы» только благодаря тому, что во Христе и в Церкви обитает один и тот же Святой Дух. И благодаря этому присутствию Духа во Христе и в Церкви, и сама христианская община может быть названа Христом (ср. 1 Кор. 1, 13; 12, 12). Харизмы являются проявлениями этого присутствия Духа (ср. 1 Кор. 12, 7), «знаками» Духа, Который живет в нас (ср.1 Кор. 14, 22). Проявляется же Он видимым и ощутимым способом: «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2,33). В конце времен, когда Святой Дух приведет всех в совершенное единство, Христос «предаст Царство Богу и Отцу» (1 Кор. 15, 24). Церковь — росток и начало этого Царства на земле (Lumen Gentium, ст. 5). Христос в Силе Духа вернет всех к Личности-Источнику, то есть к Отцу.
В. ХРИСТОС И СВЯТОЙ ДУХ
1. Иисус получает Святого Духа. Можно сказать, что Иисус в Своем человечестве получил Духа, Которого посылает. Иисус получил Духа в полноте, и это излияние Духа представляет собой торжественное открытие мессианского времени, нового акта творения Бога. С первого момента своего существования, Иисус был наполнен Святым Духом. Зачатый благодаря силе Святого Духа, Иисус приходит в мир как Сын Бога и как Мессия. И именно это излияние Духа в момент Его крещения в водах Иордана позволяет Ему публично начать исполнять Свою мессианскую роль: «И когда выходил [Иисус] из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1, 10). Текст Писания, таким образом, указывает на переживание наполнения Святым Духом. Это событие является уникальным моментом в истории (7). Через это публичное принятие Святого Духа, Иисус провозглашается Мессией и мессианская эра, Новый Завет, приобретает общественный характер. Иисус получает Святого Духа не только благодаря публичному объявлению Его Мессией. В водах Иордана Он также получает Духа как личное помазание, дающее силу и власть для выполнения мессианской миссии (Деян 10:38). Дух Господа нисходит на Него, так как Он помазан на то, чтобы провозглашать нищим благую весть (ср. Лк.. 4, 18). Комментируя слова, адресованные Иоанну Крестителю: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33), Иерусалимская Библия отмечает, что «это выражение определяет основное задание Мессии». Иисус получает Духа и также Дух почивает на Нем (ср. Ис. 11, 2; 42, 1; Ин. 1,33), так что Он Сам может крестить людей Духом. В данном контексте «крестить Святым Духом» относится к цели всей Его миссии (8).
2. Иисус посылает Святого Духа. Христос, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр. 9, 14), после Своего воскресения и прославления ниспосылает Духа. Иисус был вознесен и преображен Святым Духом, восшел к Отцу и Его тело, теперь прославленное, полностью одарено божественной, дающей жизнь силой. С этого момента Святой Дух, изливаясь из Его распятого и воскресшего тела, словно из неисчерпаемого источника, распространяется на каждое тело (ср. Ин. 7, 37-39; 19, 34; Рим. 5, 5; Деян. 2, 17).
Между Иисусом и Духом Святым существуют отношения взаимозависимости. Иисус — носитель Духа, Тот, Кто одарен Духом без меры (ср. Ин. 3, 34; Лк.. 4, 1), потому что Отец «Духом Святым и силою помазал Иисуса» (Деян. 10, 38). Он водим Духом, и через Него Отец воскрешает Иисуса из мертвых (ср. Еф. 1, 18-20; Рим. 8, 11; 1 Кор. 6, 14; 2 Кор. 13, 14). Со Своей стороны Иисус посылает Святого Духа, Которого получил, и именно благодаря силе Духа мы становимся христианами: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Основным знаком христианского посвящения является принятие Духа Святого (ср. Деян. 19, 1-7). С другой стороны, это Дух дает нам возможность утверждать, что Иисус Христос — Господь (1 Кор. 12, 3). Эта взаимозависимость Иисуса и Духа направлена на славу Отца: «Потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 18).
3. Особые функции Христа и Святого Духа. Ни в коем случае здесь не идет речь о смешении специфических функций, исполняемых Христом и Святым Духом в деле спасения. Христиане включены в Тело Христа, а не в Тело Духа. В свою очередь, именно через принятие Духа Святого мы становимся христианами. Именно Святой Дух создает общение — единство людей в Боге. Дух собирает воедино, так как именно Он делает Церковь Телом Христа (ср. 1 Кор. 12, 3). Дух создает единство между Христом и Церковью, а также различие между ними. Посредством Духа Христос присутствует в Своей Церкви, и это Святой Дух направляет людей к вере в Иисуса Христа. Дух, также как Сын и Отец, является полноценной Личностью; однако, это не умаляет тот факт, что Он является Духом Христа (Рим. 8, 9; Гал. 4, 6).
Следует быть осторожными, чтобы не рассматривать эти особые функции Христа и Духа Святого как пустые теологические рассуждения. То, что Христос и Дух, Каждый по-своему, образуют Церковь, глубоко затрагивает миссию Церкви, Ее литургию, личную молитву ее членов, евангелизацию и служение Церкви в мире.
С. ЦЕРКОВЬ И СВЯТОЙ ДУХ
1. Иисус — Прототип Церкви. Поскольку Церковь является Таинством Христа (Lumen Gentium, ст. 1), то Иисус в Своем отношении к Отцу и Духу определяет внутреннюю жизнь Церкви и является прототипом ее внутренней структуры. Также как Иисус стал Сыном Божиим посредством Духа Святого, Силой Всевышнего, которая осенила Марию (ср. Лк. 1, 35), так, как Он был наделен мессианской миссией через Святого Духа, сошедшего на Него в Иордане; подобным образом и Церковь основана посредством Святого Духа и Его действием видимым образом объявляется в день Пятидесятницы.
На Западе существует тенденция изображать структуру Церкви в христологических категориях, а Святого Духа представлять как Того, Который оживляет уже существующую структуру. При таком описании Церкви Святой Дух может казаться дополнением, привнесенным в уже созданную и структурированную Церковь. Слишком поздно. В данной схеме Христос создает Церковь, а Дух только активирует или оживляет ее. Таким образом, согласно данной схеме Святой Дух принадлежит ко второму периоду существования Церкви, а Христос к первому.
Если Церковь — Таинство Христово, то концепция, изложенная выше ошибочна. Иисус не был сначала признан Сыном Божьим, а потом оживлен Святым Духом для выполнения Своей миссии, также как он не был сначала объявлен Мессией, а затем исполнен Святого Духа для выполнении мессианской роли. А это значит, что Христос и Святой Дух вместе создают Церковь, и оба жизненно важны для Нее. Также как Церковь не была бы таковой, если бы с первого момента с Ней не было бы Христа, Она не являлась бы Церковью, не будь с Ней с первого момента Святого Духа. Это утверждение ни в коем случае не противоречит тому факту, что жизнь Церкви, получив начало в миссии Христа, обретает форму и новую силу в событии Пятидесятницы.
2. Церковь как продолжение Помазания Христа. Поскольку Церковь является Таинством Христа, то она является продолжением Его помазания Святым Духом. Церковь не является лишь продолжением Воплощения. Также помазание Христа в момент Его зачатия и крещения распространяется на Его Мистическое Тело (7). Если деятельность Церкви эффективна, если ее проповедь, а также жизнь Таинствами, приносит плоды, если жизни людей меняются, то происходит это благодаря ее причастности к помазанию Христа. Единство Церкви и общение святых также проистекают от этого помазания Христа Духом. С другой стороны, тот же самый Дух, утверждающий единство между Христом и Церковью, обеспечивает их различие: Христос в Духе не растворяется в Теле, которым является Церковь, но остается его Главой.
D. ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦЕРКВИ
1. Нет особого класса носителей Духа — Церковь как Таинство Христа делает нас участниками помазания Христа Святым Духом. Дух Святой пребывает в Церкви, словно бесконечная Пятидесятница, и творит из нее Тело Христа, единственный храм, Народ Божий, наполняя Церковь силой, неустанно обновляя и призывая ее к провозглашению господства Иисуса во славу Отца. Эта жизнь Духа в Церкви, равно как и Его жизнь в сердцах христиан, будто в храме, является даром для всей Церкви: «Разве не знаете, что Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16; 6, 19). Основным даром для Церкви является никто иной, как Сам Святой Дух. Вместе с Ним даны нам дары Духа, называемые харизмами. Святой Дух и харизмы принадлежат Церкви только в силу того, что она получила их в дар.
Несмотря на то, что Святой Дух проявляет Себя в различных служениях, которые направлены на удовлетворение разнообразных нужд, и которые могут отличаться видом и степенью проявления Святого Духа, вся Церковь и все ее члены «имеют часть» в Святом Духе. Не существует особого класса носителей Духа, нет особой категории верующих, наполненных Святым Духом. Полнота жизни в Святом Духе, участие в жизни в изобилии в Святом Духе — это достояние всей Церкви, хотя и не все обладают этим в равном количестве.
Святой Дух, данный всей Церкви, становится видимым и ощутимым посредством разнообразных служений в Церкви и мире, в этом смысле Святой Дух и харизмы неразделимы, однако они не идентичны. Несмотря на то, что харизмы являются проявлениями Святого Духа (1 Кор, 12:7), они не являются Святым Духом. Таким образом, харизмы больше направлены на служение Церкви и миру, нежели на совершенствование отдельного человека, который их получил. Как таковые, они принадлежат собственной природе Церкви как подаренные Ей Богом, и без них существование Церкви не возможно. Поэтому не существует группы или внутрицерковного движения, которые могли бы требовать признания себя исключительными обладателями Духа и Его харизм.
2. Каждый христианин является обладателем харизм — Если Дух и харизмы принадлежат природе Церкви, то они являются также и неотъемлемой частью христианской жизни, ее личных и общинных проявлений. Большое количество харизм в Теле Христа являются фундаментальными для Церкви, а это обозначает, что не существует христианина без харизмы. В общине христиан не существует пассивных членов, лишенных всяческой функции или какого бы то ни было служения. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12, 4-7). В этом смысле каждый христианин является харизматом (то есть обладателем харизм) и, таким образом, имеет служение в Церкви и миру.
Однако харизмы имеют различное значение. Те, которые служат непосредственно созиданию общины, имеют высшее значение. «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями…» (1 Кор. 12, 27-28). Эгалитаризм в области харизм чужд церковной жизни. Следует также отметить, что харизмы Святого духа неисчислимы.
Речь тут не идет о противопоставлении институциональной Церкви Церкви харизматической. Святой Ириней писал: «Там, где Церковь, там Дух, а там, где Дух Бога, там Церковь»10. Это тот самый Дух, Который открывает Себя посредством различных функций и утверждает связь между мирянами и иерархией. Святой Дух и Его дары являются основополагающими для Церкви и каждого христианина. Несмотря на то, что проявление Святого Духа различается по функциям и типу для священника и мирянина, каждый имеет дар. Служение дьякона, священника и епископа само по себе является харизмой. Харизма — это принцип упорядочения в Церкви, и, таким образом, нет различия между институциональной и харизматической Церковью.
Е. ВХОЖДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКУЮ СУЩНОСТЬ
1. Получить Святого Духа — это стать христианном. Входя в христианскую жизнь, все верующие участвуют в одних и тех же истинах, реальностях в одних и тех же Тайнах. Они одновременно становятся членами Тела Христова, народом Божьим, получают Святого Духа и становятся детьми Отца. Святой Павел описывает христианина по отношению как ко Христу, так и к Духу Святому: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). В Евангелиях ясно различаются мессианская роль Иисуса и служение Иоанна Крестителя благодаря указанию того факта, что Иисус крестит Святым Духом. Согласно апостольским посланиям, именно через Крещение, мы становимся частью Тела Христова, ведь именно через Крещение мы получаем святого Духа: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13).
2. Разные Новозаветные выражения, описывающие факт становления христианином — Новый Завет по-разному описывает процесс вхождения в христианскую жизнь. Совершается оно всегда под знаком веры. Помазание верой предшествует и сопутствует обращению (1 Ин. 2, 20,27), которое заключается в обращении «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых…» (1 Фес. 1, 9-10). В случае со взрослым, обращение приводит ко крещению, отпущению грехов и к дару полноты Духа. Этот процесс веры великолепно изложен в заключительных словах Петра в день Сошествия Святого Духа: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38).
По указанным этапам посвящения, и последующего «хождения в Духе» (ср. Гал. 5:16), мы можем сгруппировать многие другие Новозаветные высказывания относительно процесса превращения в христианина:
- Крещение: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Рим. 6:3-4),
- Крещение Святым Духом: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деян 1:5),
- Стать новым творением: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». (Гал. 6:15),
- Исполнение Святым Духом: «И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4),
- Получение Духа Святого: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (Гал. 3:2)
- Получение даров и призвания Божия: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29),
- Вхождение в новый завет: «Но вы приступили … к ходатаю нового завета — Иисусу» (Евр. 12:22-24),
- Новое рождение: «возрожденные … от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр. 1:23); «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Иоанн. 3:3)
- Рождение от воды и Духа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанн. 3:5)
Таким образом, Новый Завет говорит различными способами о становлении христианином.
F. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА И ХРИСТИАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
1. Получить Святого Духа значит измениться: Решающее сошествие Духа, позволяющее стать христианином, связано с совершением христианского посвящения (Крещение, Миропомазание, Евхаристия)11. Это христианское посвящение является действенным знаком излияния Духа. Получая Духа Святого в Таинставх посвящения, катехумен становится частью Тела Христова и вводится в Народ Божий и его литургическую молитву. Существуют свидетельства, что во многих первых христианских общинах, не только просили о Святом Духе и получали Его при литургическом свершении посвящения, но и ожидали, что Святой Дух проявит Свою силу в изменениях, которые Он принесет в их жизнь. Получить Святого Духа значило получить силу. Получить Духа значило измениться. Невозможно было стать частью Тела Христова и получить Святого Духа, не изменив своей жизни. Если человек не менялся, если не было постоянного обращения (metanoia), человек еще не являлся христианином.
Кроме того, эти первоначальные общины ожидали, что сила Святого Духа видимым образом проявится в обилии разнообразных харизм в общине (таких как служение, управление, пророчества, глоссолалия), которые перечисляет Новый Завет, при этом ни коим образом не ограничивая их количества (1 Кор. 12,28; Рим. 12, 6-8)13. Вместе с тем это проявление Духа через харизмы относилось больше к жизни общинной, нежели к жизни отдельного христианина.
Следует признать, что, несмотря на то, что харизмы в принципе определяются как свойственные структуре и миссии Церкви, Церковь сегодня не достаточно осознает конкретные возможности, которые они дают христианской общине.
2. Сущность посвящения в Ранней Церкви и в Церкви сегодня. Подчеркнуть специфику Харизматического Обновления могло бы сравнение опыта христианских общин первых веков и современных церковных общин. Здесь мы не будем рассматривать целостность совершения посвящения. Потому что Ранняя Церковь совершала посвящение (Крещение, Миропомазание и Евхаристия) как единый литургический акт, в то время как сегодня Западная Церковь обычно разделяет эти события и совершает по отдельности каждый из трех элементов.
Первые христиане, разумеется, не претендовали бы на наличие какой бы то ни было привилегии в области харизм по сравнению с их братьями более поздних эпох. На уровне внутренней действительности, посвящение, такое, каким оно совершается теперь, отвечает тому, которое было от начала Церкви. Как в одном, так и в другом случае дар Святого Духа испрошен и получен через Церковь, в обоих случаях присутствие Святого Духа проявляется через некоторые харизмы. Святой Павел не представлял получение христианином Святого Духа без получения Его даров. Христиане ранней Церкви похожи на современных христиан тем, что они проходили через то же посвящение (Крещение, Миропомазание, Евхаристия), получали того же Духа и тем, что все члены общины получали какой-то дар служения.
3. Ранняя Церковь была открыта на весь спектр харизм. Однако мы не можем не обратить внимания на разницу духовного климата, отличающего нас от первых общин. Эта разница главным образом заметна в осознании, ожидании и открытости на дары Святого Духа. Представим себе, например, что спектр, в котором могут раскрыться проявления Святого Духа в различных харизмах, мог бы быть обозначен буквами от А до Я. Этот пример ограничен, так как говоря, что Святой Дух проявляет Себя в спектре от А до Я, мы уже ограничиваем Святого Духа. Разумеется, Святой Дух может предложить неограниченную широту Своей жизни и неограниченные возможности служения. Понимая, однако, ограниченность примера, мы все же возьмем его за основу, так как он поможет прояснить отличие ранних общин христиан от современных приходов. Предположим, что одна из секций этого спектра, обозначенная буквами от А до П, содержит такие харизмы, которые сегодня мы оцениваем как «нормальные», то есть дар ободрения, благотворительность, руководство, милосердие (Рим. 12, 8) и дары учительства разного рода. Разумеется, харизмы в секции от А до П бесконечно разнообразны, так, что их невозможно перечислить. Следующая секция, от Р до Я, предположим, состоит из даров пророчества, исцеления, говорения языками и их толкования. Очевидно, что первые христианские общины осознавали, что Святой Дух может проявляться в целой гамме разнообразных харизм, включая те, которые мы поместили в разделе от Р до Я. Они знали, что пророчество, дары исцеления, чудотворения, дары языков и их истолкования существуют на самом деле, и что они являются реальностью в жизни Церкви. Ранние общины христиан сознавали, что это дары Церкви, они ожидали увидеть проявление этих даров в своих общинах, они были открыты на них, и эти харизмы действительно проявлялись. В этом-то и состоит их отличие от большинства современных общин. Сегодня общины в Церкви не сознают что харизмы в разделе от Р до Я возможны в Церкви. Эти общины не ожидают, что подобные харизмы будут работать и проявляться в их среде. В этм смысе они не являются достаточно открытыми на чудеса Святого Духа. И в большинстве общин эти харизмы на самом деле не проявляются.
Ограниченные ожидания того, как Святой Дух проявит Себя в общине могут серьезнейшим образом сказаться на жизни данной общины и ее духовном опыте.
Этот недостаток открытости может сказаться на совместной Евхаристической литургии, на личной молитве членов общины, на способе провозглашения Евангелия и служении миру. Это становится очевидным, если вспомним, что харизмы — это способы служения миру и Церкви. Если какая-то община ставит ограничения проявлениям Святого Духа, то можно сказать, что она обедняет всю жизнь поместной Церкви.
4. Субъективная расположенность: «ex opere operantis» как мера получаемого христианином — Факт, что этот недостаток открытости и готовности может коснуться жизни и духовного опыта поместной Церкви, не должен застать католика врасплох. Это утверждение соответствует доктринальному выражению «ex opere operantis», которое говорит о том, что субъективные условия влияют на переживание таинств. В действительности, эффективность таинств некоторым образом зависит от расположения того, кто их принимает. Так, например, если христианин приходит на Евхаристию с недостаточной открытостью и щедростью, то он не будет духовно обогащен, несмотря на то, что Христос жертвует ему Себя во всей полноте Своего присутствия и любви. Субъективная расположенность влияет на получаемое при Евхаристической литургии. Следовательно, субъективная расположенность, открытость, осознанность и ожидание каждого христианина в общине может сказываться на том, что община приносит на литургию христианского посвящения, и что община получает на этой литургии. Точнее говоря, если христианская община, приход, не осознает, что харизмы из секции от Р до Я являются возможными для жизни современной общины, если они не ожидают, что эти дары проявятся среди них, и если они, следовательно, закрыты на эти дары, субъективная расположенность каждого человека скажется на жизни общины, скажется на том, что поместная церковь приносит с собой на литургию христианского посвящения, и на том, что она получит в ходе этого посвящения. Очень маловероятно, что харизмы из секции от Р до Я появятся в жизни этой общины.
5. Дух обладает полнотой власти и свободы. Обозначенные выше замечания требуют корректировки. Верно, что обычно Бог приходит к людям и общинам на том уровне, на котором они находятся. Если общины приходят к Нему с ограниченным осознанием и ожиданиями, Он обычно отвечает им на уровне их ограниченной открытости. Однако, есть опасность в присваивании слишком большого значения субъективной расположенности человека как мере получаемого или переживаемого поместной церковью. Если правда, что субъективная расположенность помогает раскрытию в нас даров Бога, то необходимо добавить, что Дух Божий никогда не ограничен субъективным расположением общин или отдельных людей. Святой Дух абсолютно свободный. И не смотря на то, что обычно Он поступает согласно открытости общин или отдельных людей, Он не обязан так делать. Он обладает полнотой Божественной власти и свободы. Он дышит когда, где и как хочет. Следовательно, Он может раздавать общинам или отдельным членам дары, о которых они не знали, которые они не ожидают, и на которые они, в обычном смысле, не открыты. Это Его инициативе Церковь обязана всем тем, что в Ней есть живого. Этот принцип абсолютной свободы Духа не отменяет наблюдения, о котором говорилось выше. А именно: обычно Святой Дух поступает с общинами сообразно их открытости, и субъективное расположение ее членов в некотором смысле влияет на то, что община и ее члены приносят и получают в ходе посвящения.
G. ВЕРА И ЛИЧНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
1. Свидетельство Нового Завета. Харизматическое Обновление положительно оценивает роль личного переживания в свидетельстве Нового Завета и в христианской жизни (15). В новозаветных общинах действие Святого Духа, прежде чем оно стало предметом доктрины, было фактом, переживаемым на опыте. Доктрина рождалась в свете переживаемого опыта. Опыт получения Святого Духа был хорошо известен ранним христианам.
Дух Святой Сам по Себе и в Своих внешних проявлениях был принимаем более или менее непосредственно: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?» (Гал. 3, 5). «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием […] так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании…» (1 Кор. 1, 4-8).
Опыт личной встречи со Святым Духом проявлялся и в нравственной перемене, которую Он производил: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2, 13) «но [вы] омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Восприятие Святого Духа происходило через внутренний свет, источником которого был Он Сам14: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2, 12). Присутствие Духа переживалось через радость и горячую любовь к Богу и ближнему: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).
Наконец, Святой Дух переживался как присутствие и сила: «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фес. 1, 5). «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4). Мы ограничиваемся посланиями святого Павла, поскольку здесь невозможно собрать все данные из Нового Завета, относящиеся к теме религиозного опыта в христианской жизни.
2. Религиозное переживание является частью новозаветного свидетельства — Переживание Святого Духа было отличительной чертой христиан, по которой они от части определяли себя по отношению к нехристианам. Они считали себя не представителями нового учения, а новой реальности — Святого Духа17. Святой Дух являлся живым, переживаемым фактом, отрицать который они не могли, не отрицая вместе с этим и саму свою бытность христианами. Святой Дух изливался на них и переживался ими как индивидуально, так и в общине как новая реальность. Мы должны признать, что религиозное переживание является частью новозаветного свидетельства, и, убрав это измерение из жизни Церкви, мы обедним ее.
3. Переживание — это конкретное, непосредственное знание — Попробуем более четко определить, что означает это переживание в интересующем нас контексте. Речь здесь не идет об изучении области религиозного переживания как такового16. Переживание, как он понимается в нашей работе, не обозначает что-то, что делает человек или что-то, причиной чего он является. Переживание (опыт) — это конкретное, непосредственное познание Бога, Который приближается к человеку19. Переживание — это знание, которое воспринимается как факт, и является результатом действия Бога. Это действие Бога, которое человек чувствует внутри себя. Оно противопоставляется абстрактному познанию о Боге и Его качествах, которое имеет, или думает иметь человек, как то: всемогущество, вездесущность, бесконечность.
Переживание — это знание на личном уровне и имеет в себе некоторые черты непонятийного. Это непонятийное понимание Бога является частью подобного опыта. Не следует, не имея соответствующей квалификации, противопоставлять мысль переживанию, будто мыслительный процесс не может быть вовлечен в переживание. В некотором смысле, веру не следует противопоставлять переживанию. До тех пор, пока понятийное присутствует в переживаемом опыте, переживание является признанием на личном уровне реальности и присутствия Бога, Который приходит к человеку. Оно — осознание на личном уровне Божьих обетований.
4. Переживание Иисуса как Присутствия, Святого духа как Силы — Применяя эти определения к тому, что называется «излиянием Духа» и «крещением Святым Духом», можно задать вопрос: «Что переживают люди, участвующие в обновлении?». Когда Святой Дух, полученный при Крещении, открывается в сознании верующего, то он часто испытывает чувство конкретного присутствия. Это ощущение конкретного, фактического присутствия является восприятием близости Иисуса как Господа, осознание на личном уровне того, что Иисус реален и является Личностью, что Он наполняет верующего этим личным «Я», которое является Иисусом. В большинстве случаев этому чувству присутствия сопутствует переживание силы, а именно, силы Святого Духа. Это представляется обоснованным в контексте Священного Писания: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…» (Деян. 1, 8). «Вы знаете, […]как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета…» (Деян. 10, 37-38). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13; ср. 1 Кор. 2, 4; 1 Фес. 1, 5).
5. Миссия и молитва. Эта сила переживается в непосредственном связи с миссией. Она проявляется в виде смелой веры, оживленной новой любовью, которая делает нас способными к принятию и осуществлению великих дел, превосходящих наши естественные способности, для Божьего Царства.
Другим характерным следствием переживания этого присутствия и силы является увеличение интенсивности молитвенной жизни, в которой начинает уделяться особенное внимание молитве прославления. Для многих подобная молитва является новым событием в их духовной жизни.
6. Крест и Воскресение. Это переживание обновления, в общих чертах, ощущается как своего рода воскресение с его триумфом и радостью. По мнению святого Павла, переживание Духа также имеет место в слабости и уничижениях (ср. 1 Кор. 1, 24-30), в простых и трезвомыслящих людях, и в контексте обычного повседневного служения (ср. 2 Кор. 4, 10). Переживание встречи с Духом — это также переживание встречи с крестом (ср. 2 Кор. 4, 10). Оно выражается в неустанном обращении (metanoiа) и принятии спасительного страдания. Из этого всего следует, что переживание Святого Духа является непосредственным личным познанием любви Божьей и силы миссионерского свидетельства.
7. Переживание обновления и эмоции. И снова хочется подчеркнуть, что религиозное переживание или опыт в своей сути не является человеческим деянием. Скорее, это переживание того, что Бог делает в человеке. Таким образом, это переживание не связано с эмоциями или эмоциональным подъемом. Те, которые знают движение Харизматического Обновления лишь снаружи, часто путают выражение глубоко личного переживания с формой поверхностной сентиментальности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что религиозное переживание касается всего человека: его духа, телесности, интеллекта, воли и эмоций. До недавнего времени существовала тенденция говорить о встрече человека с Богом как о встрече исключительно на уровне веры, понимаемой как действительность интеллектуальная. Опыт веры, или религиозное переживание, включает с себя эмоции. Попытка отделить разум от эмоций (будто эмоции являются чем-то недостойным) опасна. Переживание в том смысле, в котором мы используем этот термин — это нечто, что Бог делает в верующем человеке, и результатом этого делания является христианизация личности в ее целостности, включая христианизацию сферы эмоций.
8. Религиозное переживание как рост или кризис. Понятие религиозного опыта — так, как мы его здесь понимаем, — можно свести к двум типам: в первом случае религиозное переживание является событием, произошедшим в конкретный момент, и может быть точно датировано. Такой религиозный опыт называется опытом пика или кризиса. Во втором — мы имеем возрастание, где деятельное присутствие Святого Духа, полученного в Крещении, постепенно открывается и превращается в осознанный опыт верующего.
Римские католики менее знакомы с опытом пика и кризиса. Однако подобные переживания все же присутствуют в Католической традиции. Несмотря на то, что этот путь к личной встрече с Богом является подлинным, подобное переживание не свободно от опасности иллюзии.
Католикам более знакомы категории роста, типично представляемые как постепенный рост до полного единства с Богом. Это постепенное раскрытие в человеке жизни Христовой, которое может протекать без пиковых переживаний, может также носить характер переживания и также является подлинным путем обретения духовной зрелости.
9. Харизмы как необычные благодати или как обычные виды служения. Многих людей пугает религиозное переживание и, следовательно, этот страх влияет на их оценку Обновления. В мистической традиции более позднего периода звучит строгое предостережение не искать необычных благодатей из-за постоянно присутствующей возможности самообмана (20).
Не следует прилагать нормы мистической теологии к харизматическому переживанию таким же образом, как они прилагаются к мистическому переживанию. Мы имеем здесь дело с двумя различными, хотя и связанными друг с другом порядками духовной реальности. Харизмы — это дары для служения Церкви и миру, направленные скорее вне, на благо общины, чем внутрь на совершенствование отдельной личности. Сюда входят служение апостольское, пророческое, учительства, проповеди, евангелистов, вспоможения, управления и т.д (21).
Харизма глоссолалии — самая скромная из всех, именно потому, что менее всех остальных направлена непосредственно на созидание общины. Ее функции обычно более частные, нежели публичные. Есть и другие дары, о которых говорит апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1 Кор. 12, 8-11). «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф. 4, 11-12; ср. Рим. 12, 6-8). Это не дары молитвы или личной набожности. Скорее это служения.
Это не означает, что харизмы лишены мистического элемента. Они имеют в себе элемент переживания и их можно (часто так и происходит) переживать как призыв к большей святости. Переживание присутствия и силы Божьей может сопровождаться получением значительных молитвенных даров.
Тем не менее, харизмы — это по сути служения, место которых в повседневной жизни поместной церкви. По этой причине их не следует судить или оценивать как необычные духовные благодати. Они подлежат применению норм различения духов, принятых в мистическом богословии в той степени, в которой они относятся к области переживания, и в той степени, в которой они сопровождаются реальными мистическими благодатями. В той степени, в которой они являются служениями Церкви, они подлежат обычным доктринальным и общинным нормам, применимым к служению. Среди этих норм и признание Господства Иисуса Христа, различение функций, разнообразие и неравенство служений в плане функций, и их равенство в плане цели (созидание общины) и источника (Святого Духа), любовь как мерило, относительная важность служений, определяемая степенью их непосредственного служения общине, взаимоподчинение, различение как общинный процесс, послушание законному авторитету, свобода и упорядоченность (ср. 1 Кор. 12-14).
10. Страх самообмана. Некоторые боятся харизм из-за присутствующих в них субъективных элементов и, как следствие, возможности самообмана. Когда мы имеем дело с религиозным переживанием, всегда присутствует некоторая доля скептицизма. Но систематическое применение скепсиса отняло бы у Церкви аспект переживания ее повседневной жизни в Духе, на самом деле оно отняло бы всю ее мистическую традицию. Страх перед религиозным переживанием не должен вести к отрицанию того, является частью полной жизнью в Церкви.