Южные баптисты переживают внутренний раскол на фоне сокращения прихожан

Альтернативное мнение Главное

Южные баптисты любят три вещи: Иисуса, Библию и хорошую борьбу. Благодаря первым двум вещам южные баптисты посылают миссионеров по всему миру, строят колледжи и больницы, основывают тысячи церквей и развивают одну из крупнейших в стране сетей помощи при стихийных бедствиях. Однако их борьба часто затмевает все остальное. 

Последняя новость, пришедшая из крупнейшей протестантской деноминации США — отставка Рассела Мура с поста президента Комиссии по этике и религиозной свободе, подразделения ЮБК, отвечающего за общественную политику, — наглядно продемонстрировал склонность южных баптистов к спорам.

Консервативный, выступающий за жизнь и против однополых браков, Мур вряд ли был богословским изгоем среди своих собратьев, однако его противостояние кандидатуре Дональда Трампа, которого Мур однажды назвал «высокомерным хакером», а также его сочувствие иммигрантам и забота о жертвах сексуального насилия в ЮБК сделали его изгоем политической культуры ЮБК.

Избранный в 2013 году, Мур был признан «источником значительного отвлечения внимания» в докладе целевой группы, представленном в начале этого года Исполнительному комитету ЮБК. Критики обвинили его в либерализме, а пасторы мегацерквей в знак протеста стали отказываться от денежного взноса на миссионерскую программу деноминации.

Мур ушел, устроившись на работу в журнал Christianity Today, но изгнание неприятного инакомыслящего не решило целый ряд серьезных проблем. На ежегодном собрании деноминации в Нэшвилле в следующем месяце руководство столкнется с конфликтами по поводу расы, роли женщин в церкви и нерешенным вопросом о том, как бороться с сексуальным насилием.

Возможно, наибольшее беспокойство у руководства вызывает неуклонное сокращение числа членов церкви, которое за последние 15 лет уменьшилось более чем на два миллиона человек, даже несмотря на то, что деноминацию покинули несколько высокопоставленных лидеров, таких как любимая многими учитель Библии Бет Мур и известный чернокожий пастор Чарли Дейтс.

Чак Келли, бывший президент Новоорлеанской баптистской теологической семинарии и лидер Консервативной баптистской сети, новой организации в составе SBC, которая критиковала нынешнее руководство, так подвел итог ситуации с деноминацией: «Южные баптисты в серьезной беде».

Когда Сэддлбэк-Черч, огромная калифорнийская мега-церковь, управляемая преподобным Риком Уорреном, возможно, самым известным южным баптистом страны, ранее в этом месяце рукоположила трех женщин-пасторов, критики буквально встали на дыбы и призвали к расследованию. (Женщины-пасторы запрещены вероучительными документами ЮБК) 

Протесты на заявление шести президентов южных баптистских семинарий, называющих критическую теорию расы «несовместимой» с вероучительными документами, были в значительной степени проигнорированы высшими должностными лицами.

Автор и спикер Триллиа Ньюбелл, бывшая сотрудница ERLC, которая в последние годы занимала место в первом ряду, сказала, что междоусобица вызывает недоумение: Как южные баптисты рассказывают внешнему миру о любви Иисуса, если они не могут выносить друг друга? «Что меня так удивляет, так это то, что люди верят в то, что, яростно сражаясь, они поступают правильно», — сказал Ньюбелл. «Трудно убедить кого-то в том, что им, возможно, нужно медленно говорить и приручать свой язык, если они думают, что правда на их стороне. Особенно, если они думают, что борются за Иисуса.»

Том Райнер, давний лидер южных баптистов, сказал, что проблемы, с которыми сталкивается ЮБК, являются общими для многих деноминаций, созданных и удерживаемых вместе общей доктриной, миссией, культурой и географией. «То, что происходит в ЮБК, — это то, что мы наблюдаем разрушение всех этих связей», — сказал он. По словам Райнера, в условиях сокращения ресурсов и изменения культуры за пределами церкви, христиане всех направлений спорят о том, как применять свои доктрины и как тратить свои деньги. У них больше нет общей церковной культуры — они не поют одни и те же песни, не изучают одни и те же книги и не поклоняются одинаково. 

Общие потрясения в американской культуре затронули и южных баптистов, говорит историк Натан Финн, декан факультета Университета Северного Гринвилла в Южной Каролине. Баптисты могут быть согласны в богословии и церковной практике и даже быть очень консервативными, но при этом расходиться во мнениях по вопросам политики, расы и пола, говорит Финн. Эти разногласия затрудняют сотрудничество южных баптистов в их системе финансирования национального и международного служения, известной как Кооперативная программа. При отсутствии сильной центральной власти распределение ресурсов полностью основано на доверии. «Там, где отсутствует доверие, там отсутствует и приверженность церковным миссиям, а значит, и Кооперативной программе», — сказал Финн.

Южные баптисты также борются за консенсус по поводу своего изложения веры, известного как «Баптистская вера и послание», впервые принятого в 1925 году. Финн суммирует их подход следующим образом: «В рамках ЮБК, как нам добиться максимально широкого консенсуса, даже если это означает, что в консенсусе могут быть люди, которые заставляют некоторых из нас нервничать?».

Другие южные баптисты, по его словам, «хотят прояснить разногласия». Эти баптисты, возможно, не хотят выгонять всех, с кем они не согласны, но хотят ограничить тех, кто может «вести автобус», как выразился Финн. «На самом деле вопрос в том, что вы готовы терпеть ради сотрудничества?» — сказал он.

Раскол в ЮБК усугубляется тем, что деноминация переживает значительный упадок. Пик численности членов ЮБК пришелся на 2006 год — около 16,3 миллиона человек. Согласно данным, опубликованным в четверг (20 мая), в настоящее время насчитывается около 14 миллионов южных баптистов, что на 2,3 миллиона меньше. Число крещений, тем временем, сократилось вдвое, до 123 160, хотя в значительной степени это падение, вероятно, связано с тем, что пандемия COVID-19 привела к прекращению очных богослужений на большую часть 2020 года. Деноминация также увеличилась на 588 церквей. 

Райан Бурдж, доцент политологии в Университете Восточного Иллинойса, прогнозирует, что к 2025 году численность баптистов уменьшится примерно вдвое, «и они будут более политически однородны, чем когда-либо». И нынешние лидеры ЮБК, и их критики согласны с тем, что борьба с упадком и переориентация на евангелизм имеют первостепенное значение. 

В начале этого года Ронни Флойд, бывший пастор мегацеркви, который сейчас возглавляет Исполнительный комитет SBC, объявил о планах «Видение 2025», инициативе по отправке новых миссионеров, созданию новых церквей и усилению евангелизации молодежи.

Келли, представитель Консервативной баптистской сети, видит в упадке организационную неудачу. По его словам, Совет Североамериканской миссии деноминации в 1980-х годах отошел от личного евангелизма и сосредоточился на создании церквей. Это привело к увеличению числа церквей, но не к увеличению числа крещений и членов южных баптистов.

По его словам, церкви также не уделяют должного внимания удержанию и вдохновению членов церкви, что называется «ученичеством». По его словам, с 1920-х по 1970-е годы у южных баптистов был целый ряд программ, помогающих людям расти в вере и учиться жить в соответствии с христианским учением. Эти программы, по его словам, в значительной степени исчерпали себя и исчезли. «Если объединить этот провал в ученичестве с меньшим вниманием к евангелизму и культурой, которая все менее и менее гостеприимна к христианской вере, то угадайте что?» — сказал он. «Вы получаете упадок церквей».

Но Келли также считает, что в 1980-х годах произошел крупный переворот, известный как «Консервативное возрождение», когда арьергард традиционалистов, выступавших за главенство мужчины в семье и инеррацию, одержал победу в «битве за Библию». Консервативное движение выиграло богословскую битву у либералов в деноминации, но это не сделало ЮБК «более эффективной в достижении нашей нации и нашего мира для Христа», — сказал Келли, который поддерживал возрождение. Теперь Келли и другие члены Консервативной баптистской сети считают себя борцами с «зарождающейся либеральной теологией», которая вновь вторглась в ЮБК. Дискуссии о социальной справедливости, «Black Lives Matter» и критическая расовая теория — все это признаки либерализма, прокравшегося с черного хода.

Келли считает, что Южная баптистская конвенция, которая была основана рабовладельцами и процветала на Юге во времена Джима Кроу, продвинулась вперед после покаяния в своем расизме в резолюции 1995 года, отрекающейся от своего прошлого. По его словам, ему не нужны такие небиблейские движения, как «Black Lives Matter» или CRT.

Консервативная баптистская сеть, образованная в 2020 году, существует отчасти для того, чтобы противостоять тому, что она называет «мирскими идеологиями», проникающими в Южную баптистскую конвенцию. Недавно ее лидеры опубликовали текст резолюции, осуждающей критическую расовую теорию, на сайте под названием «Южные баптисты против расизма». В заявлении, опубликованном на сайте сети, группа пожелала Муру удачи в его новой роли в Christianity Today и попросила баптистов молиться за будущее.

В заявлении также восхваляется баптистский пастор из Джорджии Майк Стоун, давний критик Мура, который баллотируется на пост президента ЮБК на июньском ежегодном собрании.  Стоун, бывший председатель исполнительного комитета ЮБК, добивался создания и возглавил недавнюю целевую группу, которая изучала руководство Мура в Комиссии по этике и религиозной свободе и его влияние на пожертвования в ЮБК. «Пастор Майк Стоун не просто говорил о проблемах», — говорится в заявлении. «Он смело действовал перед лицом сильной оппозиции. Именно такое лидерство крайне необходимо в этот час. Мы должны помнить об этом, когда будем голосовать за следующего президента нашей Южной баптистской конвенции».

Рэнди Дэвис, исполнительный директор Совета баптистской миссии штата Теннесси, сказал, что он благодарен за лидерство, которое Мур проявил во время своей работы в Комиссии по этике и религиозной свободе, особенно в вопросах защиты жизни. Но он назвал уход Мура «возможностью для нового направления».

Однако многие будут обеспокоены тем, что уход Мура оставляет для политики ЮБК. Преподобный Маршал Аусберри-старший, президент Национального афроамериканского братства ЮБК, сказал, что Мур сыграл ключевую роль в решении деноминацией расовых вопросов, в частности, призвал своих коллег-южных баптистов следовать резолюции 1995 года.

«Доктор Мур был огромным другом Национального афроамериканского братства и находился на переднем крае расовых отношений», — сказал Аусберри. «Он был очень позитивной силой в конвенции, а иногда даже совестью конвенции в области расовых отношений». Он добавил, что Мур оставил «огромный» след в деноминации и что его невозможно повторить.

«Я думаю, что человек, который придет, не может быть еще одним Расселом Муром, но если это человек с доброй совестью и хорошими моральными качествами, с высоким взглядом на Писание, и не только на Великое поручение, но и на Великую заповедь о том, чтобы мы любили друг друга, то они, как Бог их направит, заполнят пустоту».

Ньюбелл отметил, что пребывание Мура в Комиссии по этике и религиозной свободе не привело к расовым и политическим разногласиям в ЮБК. Поляризация последних лет просто выявила то, что было скрыто. Исцеление этих разногласий потребует покаяния, честного разговора и некоторых изменений, сказал Ньюбелл. «Мне кажется, что Библия говорит именно об этом», — сказала она. «Почему бы нам просто не сделать это?».

Возможно, ответ кроется в склонности южных баптистов к борьбе.  Филлип Бетанкур, пастор Центральной церкви в Колледж-Стейшн, штат Техас, и бывший вице-президент Комиссии по этике и религиозной свободе, сказал, что Мур сказал ему, что уходит отчасти из-за того, что годы ненависти на него отразились на его семье. В какой-то момент один из сыновей Мура обратился к нему с вопросом: Ты сделал что-то не так? Это заставило Мура взять своего сына на заседание Исполнительного комитета ЮБК, чтобы молодой человек мог увидеть, что происходит с его отцом. Эта причина ухода Мура, как и все остальное, заставила Бетанкура беспокоиться о будущем ЮБК.  «Южная баптистская конвенция должна решить, хотят ли они быть молитвенным домом для народов или домом престарелых для неистовой парочки», — сказал он.

RNS

Расскажите друзьям