Жители Газы и Израиля пытаются справиться с новой реальностью

Репортажи

Военные действия между ХАМАС и Израилем начались менее недели назад. Но стремительная эскалация привела к тому, что гражданские лица с обеих сторон пытаются примириться с безумной непредсказуемостью. Таня Кремер передает из Израиля.

До понедельника, несмотря на пандемию коронавируса, настроение в Газе было праздничным, поскольку приближался конец Рамадана. «Мы убирались в домах, покупали новую одежду для маленьких к празднику Ид. Но все изменилось», — говорит Мариам Серсави по телефону из Газы накануне трехдневного праздника Ид аль-Фитр.
Серсави — 25-летняя автор, живущий в Шеджайе, районе на востоке города Газа. Ни она, ни другие не предполагали того, что должно было произойти в этот день. Начало нового конфликта и быстрые и масштабные разрушения напомнили ей о разрушениях, которые ее район пережил во время войны 2014 года. «Я в панике. Звуки бомбежки ужасны. Это постоянные бомбежки», — говорит она, сдерживая слезы. «Я измучена».

Спустя несколько дней люди перестали верить, осознав, что это превратилось в ожесточенный и очень серьезный конфликт. По мере усиления боевых действий простые жители Газы выходили в социальные сети, чтобы описать, насколько интенсивными были израильские воздушные бомбардировки и какие ужасные ощущения они испытывали.

Никаких убежищ или сирен воздушного налета

По данным израильской армии, в ночь на четверг 160 истребителей поднялись в воздух для нанесения ударов по прибрежному анклаву. Для жителей Газы три предыдущие войны и несколько более коротких военных эскалаций глубоко запечатлелись в их памяти.

Теперь им снова пришлось быстро приспосабливаться к тому, чтобы затаиться дома и выходить на улицу только для того, чтобы быстро достать основные продукты питания. В Газе нет ни убежищ, ни сирен воздушной тревоги. Два миллиона человек живут на блокированной территории, которой управляет боевая группировка ХАМАС.

Абед Шокри, старший преподаватель университета, перебегает из одной комнаты в другую, чтобы найти хоть какое-то чувство безопасности, он говорит по телефону из города Газа, что дом сотрясается от бомбардировок.

«Я чувствую себя беспомощным»

«Удары стали сильнее, опаснее и мощнее, чем в 2014 году. Я не знаю, что сказать, я чувствую себя бессильным, беспомощным. Мы ничего не можем сделать, у нас нет безопасного места. У нас нет ни одной безопасной комнаты или убежища. Нам некуда идти», — говорит он. Шокри прожил в Германии более десяти лет, прежде чем вернуться в Газу в 2007 году, как раз когда Израиль и частично Египет ужесточили блокаду вокруг небольшого анклава после захвата власти ХАМАСом.
В понедельник он работал над лекцией дома в связи с пандемией коронавируса, когда понял, что происходит. «Просто скажите мне: Что израильтяне хотят от нас?» — спрашивает он. К пятнице он писал из Газы по Whatsapp, что людей в соседнем высотном здании израильские военные призвали освободить свой дом. «Если они бомбят и разрушают его, это значит, что мы тоже пострадаем. Я просто пытаюсь успокоить наших детей».

По словам Шокри, заранее было ощущение, что события в Иерусалиме в последние недели могут повлиять на развитие событий. Но все же начало боевых действий удивило большинство людей в Газе.

Принудительные выселения и протесты

В течение нескольких недель в квартале Шейх Джаррах Восточного Иерусалима происходили столкновения между палестинскими жителями и израильской полицией. Провокационные визиты крайне правых израильских политиков и демонстрации израильских правых экстремистов еще больше усилили напряженность и насилие.
В этом палестинском квартале четыре семьи изо всех сил пытались отбиться от ожидающего их приказа о выселении в пользу радикальной израильской организации поселенцев. Жестокие столкновения между израильскими войсками и палестинцами на Харем Аль Шариф, или, как ее называют израильтяне, Храмовой горе, и внутри мечети Аль Акса побудили ХАМАС выдвинуть ультиматум Израилю с требованием вывести свои войска из священного комплекса и квартала Шейх Джарра.

В 6 часов вечера по местному времени ХАМАС выпустил несколько ракет в сторону Иерусалима. По имеющимся данным, до пятницы Израиль нанес более 600 авиаударов по Газе. Палестинские боевики выпустили более 1 600 ракет в сторону юга Израиля и центра страны. Хотя интенсивные бои вызвали международную обеспокоенность тем, что ситуация может выйти из-под контроля, перспективы прекращения огня на данный момент представляются незначительными.

«Я сказал, что мы заставим заплатить очень высокую цену ХАМАС и другие террористические организации. Мы делаем это, и мы будем продолжать делать это с большой силой», — заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху в четверг вечером. «Последнее слово еще не сказано, и эта операция будет продолжаться столько, сколько потребуется для восстановления спокойствия и безопасности в государстве Израиль».

Но премьер также сказал, что Израиль ведет борьбу «на два фронта» — имея в виду недавние ожесточенные уличные столкновения между еврейскими и арабо-израильскими или палестинскими гражданами Израиля внутри страны. Во многих «смешанных» израильских городах произошла беспрецедентная вспышка беспорядков, уничтожения имущества и насильственных нападений на людей — как со стороны ультраправых израильтян, так и со стороны арабо-израильских лиц и групп. Насилие привело к введению комендантского часа в городе Лод в центральной части Израиля.

Ашкелон зависит от «Железного купола» в плане защиты

В южном израильском городе Ашкелон, расположенном к северу от сектора Газа, снова завыли сирены воздушного налета, и люди в соседнем торговом центре бросились к подземной парковке. Как только они оказались там, в подвале раздалось несколько громких ударов. Это «Железный купол», израильская система обороны, перехватывающая ракеты, выпущенные из Газы по Израилю. Днем ранее одна ракета упала на улице перед магазинами, повредив дома и автомобили. «Это очень напряженно», — говорит Шула Элимелех, — «Но мы следуем правилам, мы верим в ЦАХАЛ (Армию обороны Израиля) — и дай Бог, все будет хорошо».

В последние дни Ашкелон подвергся многочисленным ракетным обстрелам. Наверху пекарь Шмаайя Сасспорта готовит традиционный хлеб челлу к Шаббату. «Это продолжается уже много лет. И я не ожидаю, что это скоро закончится», — говорит Сасспорта. Он пожимает плечами, закаленный прежними, а также нынешней постоянной угрозой ракет, запускаемых из Газы в сторону прибрежного города.

Дальше на юг, в небольшом мошаве, в непосредственной близости от пограничного забора, отделяющего Газу от Израиля, Анат Партуш, преподаватель йоги, разговаривает с нами по видеосвязи из безопасной комнаты — укрепленного помещения.

Она снова оказалась замкнутой в своем доме, так же как привыкала возвращаться на работу после пандемии коронавируса. Когда в районе срабатывают сирены воздушной тревоги, остается меньше нескольких секунд, чтобы найти укрытие перед возможным ракетным или минометным ударом. «Я не очень боюсь, я просто испытываю разочарование. У нас есть убежище, и «Железный купол» также оказывает некоторую психологическую помощь. Не очень приятно слышать все эти звуки ракет. Но я знаю, что это временно».

Мало перспектив для мира

Сторонник «Ликуда» рад, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху все еще у руля. «Нет никакой волшебной палочки. Я вижу, как люди обвиняют Нетаньяху, а все такие умные, все так сложно, и я рад, что Биби Нетаньяху не сходит с ума».

Нетаньяху не удалось сформировать коалиционное правительство. Его соперники Яир Лапид («Еш Атид») и Нафтали Беннет («Ямина») пытались создать широкую коалицию. Однако в четверг израильские СМИ сообщили, что Беннет дал понять, что такое альтернативное правительство отпадает, и что он возобновит переговоры с «Ликудом» Нетаньяху, чтобы сформировать правое националистическо-религиозное правительство.

Партуш надеется, что арабские страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты или Бахрейн, с которыми Израиль совсем недавно нормализовал отношения, могут помочь восстановить спокойствие и найти долгосрочное решение.

Но она также уверена, что пока ХАМАС правит Газой и пока не видно политического решения, не будет никакой перспективы на тишину, не говоря уже о мире.

Таня Кремер
Qantara

Расскажите друзьям