В Израиле сформировано новое правительство, но поддерживающая его коалиция «имеет очень мало того, что удерживает ее вместе», и объединяет силы с противоположными позициями в отношении «палестинского вопроса и возможности создания палестинского государства». Анализ новых политических сценариев Святой Земли, предложенный в интервью Fides иезуитом Давидом Наухаусом, профессором Папского библейского института в Иерусалиме, начинается с этого простого и решительного наблюдения.
Отец Давид родился в Южной Африке в семье немецких евреев, бежавших из Германии в 1930-х годах, в прошлом он также был патриаршим викарием Латинского патриархата Иерусалима для ивритоязычных католиков.
В интервью священник предлагает конкретную и четко сформулированную пищу для размышлений о реальной последовательности так называемого «политического перелома», произошедшего в Израиле, и среди прочего принимает как должное подтверждение прочных отношений между наиболее влиятельными слоями израильского руководства и группами «христиан-сионистов-евангелистов», которые поддерживают Израиль «на основе фундаменталистского прочтения Писания и исходя из убеждения, что Бог избрал Израиль (понимаемый как современное государство Израиль) и обещал им победу».
Новое правительство Беннета/Лапида хочет представить себя как «правительство перемен», но, по словам отца Давида Нойхауса, «главное изменение заключается в том, что Биньямин Нетаньяху больше не является премьер-министром. Коалиция, которая придет ему на смену, имеет очень мало того, что удерживает ее вместе, кроме желания вытеснить Нетаньяху».
Новая структура правительства «объединяет правые и левые партии, которые существенно различаются в своем видении общества, которое они хотели бы продвигать. Это особенно касается того, как они относятся к вопросу о палестинцах и возможности создания палестинского государства». Позиция основных фигур в новом правительстве, в том числе «не сильно отличается от позиции Нетаньяху. Они вытеснили Нетаньяху, потому что он не позволял им получить доступ к властным позициям и пытался подавить их, когда они становились слишком популярными. Их вендетта против него была личной и организационной». Для осуществления своей мести Нетаньяху, — отмечает иезуит, — «они заключили союз с центристскими и левыми партиями, которые в корне не согласны с политическим видением Нетаньяху и более открыты для переговоров с палестинцами и продвижения к созданию палестинского государства». Сейчас остро стоит вопрос о том, распадется ли коалиция, сумев сместить Нетаньяху, или же сотрудничество, направленное на его отстранение, объединит эти разрозненные компоненты в достаточной степени, чтобы управлять страной. До тех пор, пока Нетаньяху остается яркой политической угрозой, они действительно могут потратить энергию на то, чтобы оставаться единым целым, чтобы блокировать любую возможность его возвращения к власти.
Некоторые западные СМИ сделали акцент на вхождении в правящую коалицию арабской партии, представив это событие как фактор сильного разрыва по отношению к прошлому. Отец Дэвид Нойхаус напоминает: «Это не первый случай, когда арабские партии входят в состав правительства Израиля, но на этот раз интересно то, что Мансур Аббас (глава партии «Раам», единственного арабского формирования, вошедшего в правительственную коалицию — ред.) утверждает, что он палестинский националист и традиционный мусульманин». В отношении Аббаса иезуит высказывает внятные и выжидательные оценки: «Партия, которую он основал, — отмечает отец Давид, — консервативна по всем социальным вопросам и находится в противоречии с более прогрессивными элементами палестинского общества в Израиле, особенно с более левыми арабскими политическими силами, с которыми он когда-то был союзником». Аббас — относительно молодой политик, родившийся в 1974 году, из города в Галилее (Магар), где большинство составляют друзы, а христиан больше, чем мусульман.
Он утверждает, что пришло время отстаивать интересы палестинских арабов — граждан Израиля, добиваясь равенства, а не связывая все с проблемой оккупации на палестинских территориях, завоеванных Израилем в 1967 году, как это было принято у его бывших союзников. Пока неясно, сможет ли Аббас улучшить положение палестинских арабских граждан Израиля и будет ли его поддержка этой коалиции продолжительной. Пока не ясно, является ли он наивным, не понимая всей глубины расизма в израильской политической системе и системного характера дискриминации, или же он опытный политик, борющийся за свой народ. На данный момент многие палестинские арабы, проживающие в Израиле, обеспокоены тем, что он связал себя с партиями, которые, как считается, поддерживают как оккупацию палестинских территорий, так и дискриминацию палестинцев, являющихся гражданами Израиля».
По поводу дискриминационных явлений, происходящих в Израиле, профессор Библейского института Иерусалима высказывает четкие соображения: «Дискриминация в Израиле в отношении палестинских арабских граждан затрагивает все сферы жизни в государстве, которое определяется как еврейское. Действительно, государство Израиль юридически, политически и идеологически определяется как еврейское государство и продвигает еврейскую исключительность в различных областях, особенно в области развития. В то время как палестинские граждане Израиля могут голосовать на выборах, дискриминация явно проявляется в распределении ресурсов в пользу палестинского сектора. Это прекрасно видно при сравнении арабских и еврейских городов и деревень (инфраструктура, развитие, муниципальные услуги), школ, парков, библиотек, больниц и т.д. Государство, которое определяется как еврейское, посвящает львиную долю своих ресурсов евреям.
В 2018 году был принят закон «О национальном государстве», который еще раз подчеркнул, что Израиль — государство еврейского народа, его язык — иврит, а главная цель — продвижение еврейских интересов. Это заставило некоторых предположить, что Израиль на самом деле является государством «апартеида», в частности, Betselem, известную израильскую правозащитную организацию». Разжигаемые и подпитываемые логикой политического утилитаризма этно-религиозные контрасты, раздирающие израильское общество, в последние дни получили еще одно знаковое проявление в истории с «Маршем флагов»: «Это, — объясняет отец Давид Нойхаус, — ежегодное мероприятие, посвященное завоеванию арабского Иерусалима в 1967 году. Участники марша в основном представляют правые религиозные партии (включая поселенцев), и марш — это событие, которое в их глазах подчеркивает еврейский контроль над Иерусалимом, единство города и его еврейский характер. Марш всегда провоцирует напряженность, поскольку проходит через палестинские кварталы Старого города Иерусалима, и некоторые участники марша неизбежно скандируют расистские лозунги в адрес арабов и провоцируют людей в кварталах.
В этом году, 2021, марш был отменен в последнюю минуту, потому что ХАМАС начал обстреливать Израиль ракетами из Газы. Конечно, это было лишь дальнейшее развитие событий, начавшихся месяцем ранее, в начале Рамадана, когда Израиль предпринял односторонние шаги, чтобы показать, кто главный в арабском Иерусалиме, и запретил палестинцам собираться, как это принято, у Дамасских ворот.
Иерусалим — это ящик с зажигательной смесью, всегда готовый взорваться, и этот марш неизбежно добавит еще больше топлива в пламя. Крайне правые, союзники Нетаньяху, в свете предыдущей отмены марша, который должен был состояться 10 мая, настояли на том, чтобы он состоялся 15 июня. Нетаньяху, прекрасно понимая, что это может спровоцировать первый кризис в новом правительстве, оставил своего преемника решать, что делать. Не желая сразу провоцировать правое крыло, было дано разрешение на проведение марша. Однако ход марша был изменен, чтобы не было слишком больших трений между марширующими и палестинцами. Кроме того, США и Египет были мобилизованы, чтобы попытаться на этот раз сдержать пламя.
Израиль не позволил открыть палестинские избирательные участки в арабской части Иерусалима, и это стало причиной отсрочки долгожданного раунда выборов, который должен был решить, каков нынешний баланс сил между палестинскими политическими силами. По словам отца Нойхауса, «маловероятно, что новое правительство изменит свою позицию в отношении палестинских выборов в арабском Иерусалиме. Палестинские выборы в Иерусалиме рассматриваются как угроза израильскому суверенитету в арабской части города. Это может измениться только в том случае, если на Израиль будет оказано достаточное международное давление (особенно со стороны США)».
Что касается отношений новой правительственной структуры с политическим руководством и влиятельными лобби США, Дэвид Нойхаус, очевидно, считает, что «тесные связи, которые прежнее правительство поддерживало с христианскими сионистами-евангелистами, вряд ли изменятся. Эти резко антиарабские и антимусульманские друзья Израиля поддерживают Израиль на основе фундаменталистского прочтения Писания и убежденности в том, что Бог избрал Израиль (да, современное государство) и обещал ему победу. Они не только являются важным политическим лобби в США, но и направляют много денег и персонала на продвижение Израиля и его интересов, и новое правительство, несомненно, будет искать их поддержки не меньше, чем его предшественник. Интересно, однако, что новое правительство включает в себя левые элементы, которые яростно выступают против традиционных «семейных ценностей», продвигаемых евангелистами, и это может привести к интересным трениям.