Принятие тени и света

Главное Колонки

В молодости мы все так сильно отождествляем себя со своей личиной/маской, что становимся мастерами отрицания и учимся устранять или скрывать все, что не поддерживает ее. Ни наша личность, ни наша тень сами по себе не являются злом; они просто позволяют нам творить зло и не признавать его таковым. 

Наша теневая сущность на определенном уровне превращает всех нас в лицемеров. Лицемер — это греческое слово, которое означает просто «актер», человек, играющий роль, а не «настоящий». Все мы в той или иной степени находимся в шкафу, и общество даже поощряет нас играть такие роли. Обычно все остальные видят нашу тень, поэтому нам крайне важно узнать, что знают о нас все остальные — кроме нас!

Святые или цельные личности, те, кого мы называем «святыми», — это именно те, у кого нет «Я», которое нужно защищать или проецировать. Их «Я» находится в сознательном единстве с «Я ЕСМЬ» Бога, и этого более чем достаточно. Божественное единство отменяет любую потребность в ненависти к себе или самообожании. Таким людям не нужно быть абсолютно правильными, и они знают, что все равно не могут ими быть, поэтому они просто стараются быть в правильных отношениях.

Другими словами, они стараются быть любящими — превыше всего. Любовь держит нас крепко, надежно и всегда. Такие люди встретили врага и знают, что главный враг — это «я» (заимствуя слова героя комикса Пого). Но они не ненавидят и «меня», они просто видят сквозь и вне «меня». Работа с тенью буквально «спасает нас от нас самих» (наших ложных «я»), что является основополагающим смыслом спасения для начала.

Я боюсь, что чем ближе мы подходим к Свету, тем больше мы видим свою тень. Таким образом, по-настоящему святые люди всегда смиренные люди. Христианам была бы оказана большая услуга, если бы тень отличали от греха.

Грех и тень — это не одно и то же. Нас так поощряли избегать греха, что многие из нас вместо этого избегали смотреть в лицо своей тени, и тогда мы в итоге «грешили» еще хуже — не осознавая этого! Как учил Павел, «сам Сатана подделывается под ангела света!» (2 Коринфянам 11:14). Личность не желает видеть в себе зло, поэтому она всегда маскирует его под добро. 

Теневое «я» неизменно выдает себя за что-то вроде благоразумия, здравого смысла и справедливости. Оно говорит: «Я делаю это для твоего блага», хотя на самом деле оно проявляет страх, контроль, манипуляцию или даже месть. Разве не удивительно, что имя Люцифер буквально означает «носитель света»? Лукавый всегда заставляет тьму выглядеть как свет и заставляет свет выглядеть как тьма.

Дар боя с тенью заключается в том, чтобы увидеть тень и ее игры в нас самих, что лишает тень большей части ее скрытой силы. Неудивительно, что Тереза Авильская (1515-1582) говорила, что особняк истинного самопознания — это необходимый первый особняк на духовном пути. Сократ говорил то же самое: «Познай самого себя!»

Ричард Рор OFM

Отрывок из книги: Falling Upward: A Spirituality for the Two Halves of Life (Jossey-Bass: 2011).

Расскажите друзьям