Старокатолическая священница: Солидарность и Евхаристия во время COVID-19

Главное Колонки

В рамках ежемесячной серии богословских размышлений Конференции Европейских Церквей «Общение в кризисе: Церковь во время пандемии COVID-19» голландский богослов Ютта Эйландер-ван Маарен размышляет о церковной солидарности, единстве и евхаристии во время пандемии COVID-19, делясь практикой из жизни Старокатолической церкви Нидерландов.

В марте 2020 года в Нидерландах начался стремительный рост числа случаев заболевания COVID-19. Правительство Нидерландов распорядилось ввести «разумную изоляцию». Школы, магазины и рестораны были закрыты, люди должны были оставаться и работать дома. Старокатолическая церковь Нидерландов (OCCN) предпочла закрыть свои двери, как и почти все остальные члены Национального совета церквей. Закрытие заняло больше времени, чем ожидалось; уже в июне вновь стало возможным празднование Евхаристии с небольшой группой людей. Летом можно было праздновать максимум со 100 людьми, но вскоре их число снова сократилось, что привело ко второй блокировке в ноябре, которая продлилась до сегодняшнего дня.  

По закону правительство не может вмешиваться в собрания людей по религиозному признаку. Оно может настоятельно рекомендовать церквям, но они сами решают, следовать им или нет. С самого начала ОВЦС выбрал четкую позицию церкви в отношении правительственных протоколов. Епископы решили, что солидарность является их главной целью — солидарность с больными людьми, солидарность с обществом, которое остановилось, солидарность с работниками здравоохранения, которым больше не нужны пациенты, солидарность с правительственными протоколами. Они сформулировали это как «добровольную солидарность», соответствующую времени Великого поста.

Хотя пандемия длится дольше, чем все ожидали, этот взгляд на солидарность сохраняется. Церкви оставались закрытыми до тех пор, пока это было необходимо, хотя это причиняло боль сердцам местных жителей. Но то, что церкви закрыты, не означает, что Церковь не присутствует. Каждое воскресенье совершается Евхаристия, которая транслируется в Интернете. В начале пандемии епископы обеих епархий OCCN совершали Евхаристию вместе, а затем каждое воскресенье по очереди, при содействии одного из священников другой епархии, подчеркивая тем самым связь между двумя епархиями. С ноября каждое воскресенье ведется прямая трансляция празднования Евхаристии из кафедральных соборов епархий, где присутствуют только председательствующее духовенство, пономари, музыканты и технический персонал. Все приходские церкви остались закрытыми.

Это, в некотором смысле, странная форма празднования Евхаристии: «община, собравшаяся за столом», в основном отсутствует. Избранный архиепископ Бернд Валлет сказал: «Мы празднуем Вечерю Господню в день нашего Господа, но в некотором смысле нам не хватает третьего компонента; причастие Господа не присутствует в целом». Пандемия делает воплощенный характер христианской веры еще более ощутимым в отсутствии общины. Церковь — это не только в мыслях, но и в очень физическом смысле Тело Христово. С другой стороны, можно видеть, что (часть) общины все еще присутствует в Интернете и активно участвует в Евхаристии. Через функцию живого чата на YouTube люди желают друг другу мира Христова, комментируют проповедь, добавляют свои молитвенные намерения. Побочным продуктом празднования онлайн является то, что люди, которые раньше не могли прийти в церковь, теперь могут участвовать в праздновании онлайн. Они снова чувствуют себя частью общины. Другой эффект заключается в том, что люди больше, чем раньше, ощущают себя частью местной епархии или «национальной» старокатолической церкви. Они видят, как разные священнослужители совершают Евхаристию, а также обоих епископов, они встречаются с прихожанами всех приходов в живом общении. Это открывает иногда несколько закрытый взгляд на приход и его традиции.

Но не все люди чувствуют себя вовлеченными в празднование. Для них это больше похоже на просмотр телевизионного представления, чем на участие. Литургия предназначена для вовлечения общины. Если ее просто смотреть, она иногда кажется длинной и медленной. Некоторые люди прекращают смотреть прямую трансляцию после проповеди или после ходатайств, говоря: «Мы не чувствуем, что можем участвовать в причастии».

Быть церковью — это больше, чем праздновать Евхаристию в воскресенье. В приходах также уделяется внимание солидарности. Существует множество инициатив по присутствию в общине и обществе. Мы видели это в диаконической помощи, приносящей детские рисунки и подарки пожилым людям и людям в больнице, в онлайн-встречах «кофе-зум» и онлайн викторинах для подростков прихода. Многие приходы также стараются привнести больше разнообразия в совместное празднование. Некоторые ежедневно читают Часослов на Facebook, некоторые еженедельно празднуют Комплимент через Zoom, некоторые транслируют небольшое собрание прихожан, исполняющих музыку, некоторые предлагают короткую проповедь и молитву в качестве прелюдии к воскресенью. Существенным для всех этих инициатив является то, что они стараются охватить весь приход в целом, старых и молодых, и что они стараются подчеркнуть чувство принадлежности друг к другу, солидарности друг с другом и с обществом. Несмотря на недостатки, и онлайн-праздники, и приходские инициативы усиливают опыт церковного служения во время пандемии. Евхаристия, в которой люди собираются вместе, чтобы праздновать и участвовать в наступлении Божьего царствования, может стать катализатором в привнесении такого отношения в общество в целом. Лучший способ быть церковью во время пандемии, возможно, еще не найден, но оставаться вместе, сосредоточившись на солидарности, как внутри, так и снаружи, — это хорошее начало.

Свящ. Ютта Эйландер-ван Маарен

— преподаватель практического богословия в Старокатолической семинарии в Утрехте и кандидат наук в Утрехтском университете в Нидерландах. Она является частью духовенства старокатолической архиепархии Утрехта, рукоположенной в священники в 2017 году.

Расскажите друзьям