В так называемой «ЛНР» продолжаются преследования христианских церквей

Новости

Католики в самопровозглашенной «Луганской Народной Республике» лишены священника и возможности причащаться с апреля 2020 года, чиновники называют противоречивые причины запрета на возвращение о. Гжегожа Рапы. Часовня Православной церкви Украины была закрыта, а ее епископу было отказано во въезде. Среди религиозных текстов, запрещенных как «экстремистские» — Евангелие от Иоанна в Синодальном переводе и Библия нового мира свидетелей Иеговы. Официальные лица отказываются объяснить причину запрета. Несмотря на запрет протестантских богослужений, небольшие собрания продолжаются под угрозой уголовного преследования — сообщает правозащитный сайт Forum18.org.

«Опасаясь возможных преследований»

В докладе о ситуации с правами человека в Украине за период с августа 2020 года по январь 2021 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) отметило, что несколько религиозных общин в удерживаемых повстанцами частях Луганской и Донецкой областей «продолжают сталкиваться с ограничениями в реализации свободы религии или убеждений». Оно добавило, что применение местных законов «дискриминирует ряд религиозных организаций».

УВКПЧ зафиксировало растущие опасения среди религиозных общин в двух регионах по поводу введения ограничений. «Представители религиозных общин, которые ранее общались с УВКПЧ, отказались продолжать взаимодействие с Бюро, опасаясь возможных преследований», — отмечается в докладе УВКПЧ, опубликованном 11 марта.

Среди рекомендаций руководству удерживаемых повстанцами частей Луганской и Донецкой областей были следующие: «Предпринять все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы свободы выражения мнений, мирных собраний, ассоциации, религии или убеждений могли осуществляться всеми без дискриминации по каким-либо признакам».

«Я хочу, чтобы он смог вернуться — он приходской священник»

Власти непризнанной ЛНР неоднократно отказывали местной римско-католической общине в просьбе разрешить их священнику, о. Гжегожу Рапе, вернуться и служить в приходе. О. Рапа, гражданин Польши, служивший в Луганске с 1993 года, в последний раз смог отслужить там мессу в феврале 2020 года.

«Они просто отклонили заявку», — сказал 24 мая в интервью Forum 18 епископ Ян Собило, помощник епископа Харьковско-Запорожского. «Они не хотят, чтобы там был католический священник. Они используют все возможные средства, чтобы отказать о. Рапе во въезде. У нас были надежды на Пасху [2021 года], но ничего не вышло».

В регионе есть два римско-католических прихода — Рождества Пресвятой Богородицы в Луганске и меньший приход в Стаханове [официальное украинское название Кадиевка].

В настоящее время о. Рапа служит в приходе в другом районе епархии, пока он ожидает возможного возвращения в Луганск, добавил епископ Собило. Он сказал, что епархия может поддерживать связь с прихожанами по телефону и через Интернет, но добавил, что это не заменит постоянного священника. «Я хочу, чтобы он мог вернуться — он приходской священник».

Епископ Собило также хотел бы иметь возможность снова посещать прихожан в Луганске. «Нам сказали, что никого не пустят». Последний раз он смог посетить регион вместе с тогдашним нунцием в Украине архиепископом Клаудио Гуджеротти на Рождество 2019 года.

Неоднократные обращения прихода с просьбой вернуть священника отклонены

Миграционная служба непризнанной ЛНР в последний раз давала о. Рапе разрешение жить и служить в Луганске в течение трех месяцев в декабре 2019 года. «Они дали мне только три месяца», — сказал он в интервью Форуму 18 25 мая 2021 года. «Я сказал им, что хочу получить разрешение остаться на весь год». О. Рапа говорил с министром иностранных дел непризнанной ЛНР Владиславом Дейнего, но власти не изменили своего решения.

О. Рапа покинул регион 1 марта 2020 года, намереваясь вернуться на оставшийся трехмесячный срок. Однако граница между ЛНР и контролируемой Украиной была тогда закрыта из-за пандемии коронавируса. Граница вновь открылась только в ноябре 2020 года.

Местные католики неоднократно пытались получить разрешение на возвращение о. Рапы в течение 2020 года. В ноябре 2020 года, когда граница вновь открылась, он прибыл в пункт пропуска «Станица Луганская» в надежде, что его пропустят. «Я дошел до контрольно-пропускного пункта ЛНР, но меня не пустили», — сказал о. Рапа в интервью Forum 18. «Мне сказали, что я могу написать обращение в Министерство иностранных дел, что я и сделал».

Не получив ответа, о. Рапа снова попытался въехать через тот же пропускной пункт в начале апреля 2021 года, перед Пасхой. И снова ему отказали.

17 марта 2021 года луганские католики обратились к главе непризнанной ЛНР Леониду Пасечнику с просьбой разрешить о. Рапе вернуться. Пасечник передал письмо в Министерство иностранных дел субъекта. Его ответ от 7 апреля — подготовленный Сергеем Беловым, подписанный первым заместителем министра Анной Сорокой и попавший в поле зрения Forum 18 — сообщил местным католикам, что рабочая группа министерства отклонила заявку в соответствии с указом от 10 июня 2020 года.

Указ разрешает въезд только лицам с луганской пропиской, имеющим там родственников или приезжающим для ухода за больным человеком, на лечение, учебу или похороны близкого родственника.

«Мы никому не давали запретов»?

Отец Рапа сказал Forum 18, что он готов сдать анализ на коронавирус и, если потребуется, самоизолироваться, чтобы ему разрешили безопасно вернуться в Луганск. По его словам, он уже сдавал анализы на коронавирус, когда возвращался в Украину из поездок в родную Польшу.

«Министерство иностранных дел ЛНР» сообщило Forum 18 2 июня, что сотрудник МИДа Белов и первый заместитель министра Сорока отсутствуют в офисе до 7 июня. Чиновник настаивает на том, что запрет на возвращение о. Рапы продиктован необходимостью борьбы с коронавирусом. «Существуют ограничительные меры для тех, у кого нет местной регистрации — люди могут приезжать только по некоторым причинам, например, для ухода за близкими родственниками», — сказала «Форуму 18» чиновница, отказавшаяся назвать свое имя.

Чиновница заявила, что о. Рапа «не получил постоянного места жительства» — несмотря на то, что он жил и служил в Луганске с 1993 года в течение 21 года до провозглашения ЛНР в 2014 году.

Сотрудник сектора религиозных и межнациональных отношений «Министерства культуры, спорта и молодежи» непризнанной ЛНР заявила, что не знает, почему о. Рапе было отказано во въезде. «Мы никому не давали запретов», — заявила 24 мая корреспонденту Forum 18 из Луганска чиновница, не назвавшая своего имени. «У меня нет причин [запрета], но он иностранец. Спросите в Министерстве иностранных дел». Она отказалась обсуждать что-либо еще и положила трубку. 

Православному епископу неоднократно отказывали во въезде

Настоятель кафедрального собора Православной церкви Украины в Луганске, о. Анатолий Назаренко, недавно пытался получить разрешение на визит в Луганск тогдашнего епархиального епископа Афанасия (Яворского) в середине 2020 года, сообщил епископ в интервью Forum 18 27 мая 2021 года. Однако повстанческие власти снова отказали в разрешении.

Епископ Афанасий, находящийся в контролируемой украинским правительством части Луганской области, возглавлял Луганскую и Старобильскую епархию с 2013 года до перевода в Одесскую епархию 26 мая 2021 года. Последний раз он посещал Луганск в 2014 году.

«Последняя месса была в апреле 2020 года».

Последний раз месса в католической церкви Рождества Пресвятой Девы Марии в Луганске была отслужена 12 апреля 2020 года, отметил о. Рапа. Греко-католический священник из Донецка о. Микола Пилецкий — служащий как по византийскому, так и по латинскому обряду — смог посетить приход на Пасху 2020 года. Однако с тех пор он так и не смог посетить Луганск. (В 2020 году отношения между повстанческим руководством Донецка и Луганска ухудшились).

В течение 2020 и 2021 годов католики в Луганске и Стаханове собирались по воскресеньям на молитвенные службы, проводимые мирянами, или на онлайн-мессы, в том числе и с участием о. Рапа. Однако это означает, что местные католики лишены возможности причащаться. Причащение является для католиков неотъемлемой частью участия в Мессе.

Когда греко-католический священник может посещать Луганск, римо-католики также могут посещать греко-католическую литургию в своей церкви. Греко-католический священник может въезжать в регион, так как имеет местную регистрацию, но не живет там постоянно, так как его жена и семья живут в других регионах Украины.

Прежние проблемы с регистрацией

Приход Рождества Пресвятой Богородицы в Луганске наконец-то получил местную регистрацию в Министерстве юстиции ЛНР в сентябре 2020 года, сообщил о. Рапа в интервью Forum 18.

В 2018 году чиновники сообщили приходу, что, согласно указу, без перерегистрации приход не сможет продолжать функционировать. Власти мятежной ЛНР запретили любое осуществление свободы религии или убеждений общинами, которые не прошли регистрацию в Министерстве юстиции до продленного срока — 15 октября 2018 года.

Чиновники потребовали, чтобы католический приход представил вместе с заявлением личные данные каждого прихожанина. С помощью епископа Собило и нунция Ватикана приход спросил, может ли он получить регистрацию на тех же условиях, что и местные общины Русской православной церкви (Московского патриархата), не требуя предоставления личных данных прихожан. Чиновники согласились, но приход не получил регистрации.

«Похоже, это было сделано для того, чтобы запугать нас».

В преддверии последнего срока перерегистрации в октябре 2018 года о. Рапа посетил тогдашний отдел религиозных организаций «Министерства культуры, спорта и молодежи» субъекта «ЛНР». Там ему сказали, что вместе с заявлением необходимо предоставить личные данные всех прихожан.

«Я спросил об этом епископа Собило, так как не хотел принимать решение сам», — сказал о. Рапа в интервью Forum 18. «Он сказал, что нам нужно разрешение прихожан».

Тогда о. Рапа провел приходское собрание. Некоторые прихожане согласились предоставить свои данные, и 15 декабря 2018 года приход подал заявку. Чиновники ЛНР уже сообщили о. Рапе, что зарегистрируют приход, если он не является священником и у прихода нет связей с Украиной.

Затем полиция посетила дома некоторых прихожан, чьи имена были указаны в заявлении. «Офицеры обвинили некоторых из них в алкоголизме — люди были напуганы», — отметил о. Рапа. «Затем полиция пришла в церковь незадолго до Рождества [2018 года] и остановила воскресную мессу, сказав нам, что мы нарушаем закон. Мы сказали им, что подали заявление о регистрации». Полиция вызвала солдат, и те сфотографировали всех присутствующих.

Полиция составила протокол о правонарушении против прихода, но дело возбуждено не было. «Похоже, это было сделано для того, чтобы запугать нас».

24 декабря 2018 года чиновники позвонили в приход и запретили проведение рождественской мессы. «Я ничего не сказал прихожанам, и месса прошла без проблем», — сказал о. Рапа в интервью Forum 18. 29 декабря 2018 года чиновники направили письменный запрет на дальнейшие богослужебные собрания. Вскоре после этого представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе посетили церковь и сфотографировали письменный запрет.

В начале 2019 года чиновники ЛНР письменно отказали приходу в регистрации, сославшись на то, что некоторые из подписантов имели судимость. «Ни у кого из них не было судимости», — настаивает о. Рапа. «Я попросил их обратиться в полицию, чтобы получить документ, подтверждающий отсутствие судимости».

Регистрация наконец получена

Нунций Гуджеротти и епископ Собило получили разрешение на посещение Луганска в феврале 2019 года. Министр иностранных дел ЛНР Дейнего пообещал им, что приход получит регистрацию. О. Рапа снова подал заявление о регистрации.

Только в сентябре 2020 года, спустя долгое время после вынужденного отъезда о. Рапы в марте 2020 года, Министерство юстиции выдало приходу регистрацию.

Православный храм приказано закрыть

В 2020 году чиновники сообщили Православной церкви Украины, что она больше не может использовать свою вторую церковь в Луганске — Воздвижения Креста Господня. Эта небольшая часовня длиной около 5 метров была построена в 2000 году к югу от центра города, до того как в 2013 году на юго-западе города был построен Свято-Троицкий собор Киевского патриархата (ныне Православная церковь Украины).

В апреле 2019 года полиция по борьбе с «экстремизмом» провела рейд и обыски в Свято-Троицком соборе и епархиальных офисах в Луганске.

«Чиновники сказали, что одного храма достаточно, и заявили священнику, что если он будет служить в Крестовоздвиженском храме, то его посадят в тюрьму», — рассказал епископ Афанасий в интервью Forum 18. Богослужебные собрания в кафедральном соборе продолжаются».

«Полный запрет на богослужебные собрания»

Религиозные общины, не получившие регистрацию у властей ЛНР, не имеют права вести свою деятельность. С октября 2018 года к ним относятся все протестантские церкви, а также Свидетели Иеговы.

Один протестант из Киева, имеющий тесные связи с регионом, 26 мая рассказал Форуму 18 о «полном запрете на богослужебные собрания». Небольшие группы пытаются собираться «до первой жалобы от соседей», при этом существует угроза уголовного преследования за руководство или участие в богослужебных собраниях без разрешения правителей ЛНР.

Представители Совета церквей баптистов сообщили Forum 18, что с 2019 года их общины не штрафовали за проведение богослужебных собраний без разрешения.

После рейда полиции на воскресное богослужение в июне 2018 года пастор Совета церквей баптистов Владимир Рытиков — узник совести советского периода — был оштрафован, а в июне 2020 года он был оштрафован еще раз. В августе 2019 года после рейда полиции на воскресном богослужении был оштрафован пастор Петр Татаренко. В январе 2020 года пастору Рытикову угрожали уголовным преследованием за «экстремизм» за отказ прекратить руководство своей общиной.

Неопубликованные решения запрещают религиозные материалы как «экстремистские»

26 ноября 2019 года власти непризнанной ЛНР запретили 12 баптистских книг как «экстремистские», включая издание Евангелия от Иоанна в широко распространенном русском синодальном переводе. Книги были внесены в «Государственный список экстремистских материалов» Министерства юстиции. Официальные лица отказались сообщить, почему эти книги являются «экстремистскими» и что будет с теми, у кого их найдут. Запрет был введен через неделю после того, как Верховный суд отменил постановление суда об уничтожении изъятых баптистских книг.

19 февраля 2020 года Министерство юстиции ЛНР вновь обновило «Государственный список экстремистских материалов», сообщив, что решением Совета министров от 27 июля 2018 года были запрещены еще восемь книг и веб-сайтов.

Сами решения 2018 и 2019 годов не были опубликованы, а один из правительственных чиновников описал их в интервью Forum 18 в 2019 году как «секретный документ для служебного пользования и ограниченного распространения». Поэтому остается неясным, почему такие книги считаются «экстремистскими» и кто принял такое решение.

Среди книг и текстов, запрещенных в июле 2018 года, были «Евангельское поле», журнал, который раньше издавал Союз баптистов Украины, и перевод книги «Крест Гитлера» американского протестантского пастора Эрвина Лутцера. В этой книге, среди прочего, обсуждается, почему церкви в нацистской Германии не протестовали против Холокоста.

В июле 2018 года Министерство государственной безопасности ЛНР объявило на своем сайте о запрете «деструктивной деятельности экстремистской религиозной организации «Всеукраинский союз церквей евангельских христиан/баптистов». Министерство заявило, что Союз баптистов «со штаб-квартирой в Киеве» отказался пройти обязательную государственную регистрацию на месте.

В июле 2018 года были запрещены еще шесть наименований изданий Свидетелей Иеговы, в том числе их Библия в переводе Нового мира, журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня», а также их сайт jw.org и мобильное приложение JW Library.

Пресс-служба Министерства юстиции ЛНР заявила, что не располагает текстами этих решений. «У меня ничего нет», — сказал «Форуму 18» из Луганска 2 июня 2021 года сотрудник, ответивший на звонок. «У меня нет этих текстов». Она не стала обсуждать, почему книги и тексты были запрещены.

Сотрудница ЛНР, занимающаяся публикацией официальных текстов, отказавшись назвать свое имя, сказала «Форуму 18» 2 июня: «Если решения разрешены к публикации, они публикуются на сайте. Если они не разрешены к публикации, они не публикуются». Она также отказалась обсуждать причины запрета книг и текстов.

Расскажите друзьям