Это деноминация? Это набор теологических убеждений? Это тип церкви, которую вы посещаете? Как именно вы определяете христианина из числа протестантов основного направления (также говорят «мейнлайновых» или «традиционных протестантов» — прим.пер.)?
Этим вопросом задавались многие в четверг, после того как исследовательская организация Public Religion Research Institute представила новый опрос, согласно которому число белых традиционных христиан-протестантов превысило число белых христиан-евангелистов в Америке — заметный сдвиг, который удивил некоторых наблюдателей.
Справедливости ради, многие задавались этим вопросом задолго до этого исследования — в том числе и христиане основного направления, которые часто не используют этот термин для описания себя. (Не говоря уже о том, сколько чернил было потрачено на попытки выработать точное определение понятия «евангелист» — дебаты до сих пор продолжаются).
В отличие от своих евангелических кузенов, мейнлайнеры находятся в середине своего собственного кризиса идентичности — и то, кто входит, а кто выходит, в значительной степени зависит от того, кто отвечает на вопрос.
Опросники, такие как PRRI и другие, часто применяют широкую кисть, используя «белый протестант основного направления» для описания людей, которые считают себя белыми, не испаноговорящими и протестантами, но не считают себя евангелистами или «рожденными свыше христианами».
В обиходе это название приобрело более точное значение, хотя его происхождение несколько туманно: Некоторые считают, что оно происходит из пригорода Филадельфии, известного как «Главная линия Пенсильванской железной дороги», где исторически располагались преимущественно белые, богатые церкви. Независимо от источника названия, магистральные протестанты чаще всего ассоциируются с целым рядом старых протестантских деноминаций, таких как Объединенная методистская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, Пресвитерианская церковь (США), Епископальная церковь, Христианская церковь (Учеников Христа) и Объединенная церковь Христа, среди прочих.
Устоявшиеся институты отличали основных протестантов от некоторых фундаменталистов начала 20-го века, многие из которых позже стали называться евангелистами и принадлежали к сообществам, которые были более диффузными в различных отношениях. Национальная ассоциация евангелистов определяет евангелическую традицию в соответствии с набором теологических убеждений, известных как «Четырехугольник Беббингтона», но точные параметры евангелизма остаются, опять же, предметом жарких споров. И хотя существуют крупные деноминации, такие как Южная баптистская конвенция, многие евангелисты по сей день остаются не связанными с деноминацией.
Справка: Историк Дэвид Беббингтон составил список отличительных черт евангелизма, выделяя четыре основные характеристики:
Конверсионализм: вера в то, что жизнь должна быть преобразована через опыт «рождения свыше» и процесс следования за Иисусом на протяжении всей жизни.
Активизм: выражение и демонстрация Евангелия в миссионерской деятельности и социальных реформах.
Библеизм: высокое уважение и послушание Библии как высшему авторитету.
Крестоцентризм: акцент на жертве Иисуса Христа на кресте, благодаря которой стало возможным искупление человечества.
Со своей стороны, демография мейнлайнеров варьируется от церкви к церкви, и многие общины демонстрируют широкий спектр экономического и расового разнообразия. Но статистически мейнлайнеры, как правило, похожи на своих (вероятных) исторических однофамильцев: они белые и относительно обеспеченные. Их члены также могут быть влиятельными: львиная доля президентов США — включая Барака Обаму, который пришел к Христу в церкви UCC, и Дональда Трампа, который изначально считал себя пресвитерианином — в какой-то момент своей жизни, если не во время своего президентства, принадлежали к мейнлайн-традициям.
На протяжении 20-го века основные традиции расходились с евангелистами по нескольким направлениям, обычно отстаивая более либеральные теологические позиции. Ранние движения, например Социальное Евангелие, которое осуждало как грех социальную несправедливость, такую как экономическое неравенство и детский труд, оказали длительное влияние как на политический прогрессивизм в США, так и на магистральный протестантизм, информируя духовенство, которое в дальнейшем участвовало в движении за гражданские права.
Между тем, магистральный протестантизм часто служил противовесом евангелистскому. Например, Национальная ассоциация евангелистов и издание «Христианство сегодня» рассматривались или были явно основаны как противовес Федеральному совету церквей (ныне Национальный совет церквей) и «Христианскому веку» — проектам преимущественно магистральных протестантов.
Руководство основных направлений все еще склоняется к либеральным взглядам. Некоторые (хотя и не все) основные деноминации сейчас официально рукополагают женщин и ЛГБТК, например, или проводят однополые свадьбы — то, что многие евангельские христиане отказываются делать. Лидеры различных магистральных традиций также глубоко критиковали бывшего президента Трампа, многие из них участвовали в акциях протеста против его политики.
Благодаря сотрудничеству с межконфессиональным духовенством и лидерами черных протестантов, духовенство основного направления неоднократно оказывалось в прямой конфронтации с Трампом во время его президентства, а также с его сторонниками. Когда в июне 2020 года полиция силой вытеснила сотни демонстрантов за расовую справедливость с площади Лафайет в Вашингтоне, правоохранительные органы также изгнали епископального священника и семинариста, которые помогали протестующим, с территории епископальной церкви Святого Иоанна, расположенной через дорогу. Когда спустя некоторое время Трамп прошел по пустому парку и поднял Библию перед церковью, епископальная епископесса Вашингтона, курирующий церковь Святого Иоанна, осудила его.
Цикл повторился 6 января 2021 года: Незадолго до того, как мятежники ворвались в Капитолий США, группа межконфессиональных священнослужителей — в том числе и представители основных конфессий — собралась вокруг знака Black Lives Matter у церкви ELCA в качестве молитвенного контрпротеста против сторонников Трампа, которые съехались в Вашингтон, чтобы осудить избрание Джо Байдена президентом.
Тем не менее, скамьи магистральных церквей заполнены более политически разнообразными группами, чем их кафедры, хотя они все еще менее консервативны, чем евангелисты. По данным PRRI, 33% приверженцев основных направлений считают себя республиканцами, 35% — демократами и 30% — независимыми.
Более того, за последнее столетие многие основные традиции неоднократно раскалывались, порождая более мелкие и более консервативные итерации. Например, Лютеранская церковь — Миссурийский синод считается более теологически консервативной, чем ЕЛЦА, так же как Пресвитерианская церковь в Америке является более консервативным отколом от того, что стало PC(USA).
Как и многие другие религиозные традиции, мейнлайнеры часто не поддаются четким определениям. Некоторые из тех, кто посещает основные церкви — особенно консервативные — могут идентифицировать себя как евангелистов или рожденных свыше, даже если другие члены традиции этого не делают. Другие могут со временем сменить традицию: Трамп назвал себя пресвитерианином, когда был избран президентом в 2016 году, но к моменту ухода с поста президента он называл себя «неконфессиональным христианином».
Некоторые опросные организации начали рассматривать этот термин более сложно. PRRI обновила свой последний опрос, обозначив эту группу как «белые магистральные (не евангелические) протестанты», а Pew Research, который некоторое время использовал ту же рубрику для определения магистральных протестантов, недавно изменил название категории на «белый протестант, не евангелист».
В электронном письме, направленном в Службу новостей религии, Грег Смит, заместитель директора по исследованиям Pew, объяснил, что его команда по-прежнему использует термин «белый протестант основного направления» для классификации людей, которые перечисляют конкретные связи с деноминациями, традиционно описываемыми как основные. Но при использовании менее конкретного метода, по его мнению, более широкая категория является более точным способом описания вопроса исследования.
«Мы изменили обозначение, потому что обозначение «белый протестант, не евангелист» более точно отражает то, как протестанты описывают себя, когда мы измеряем религиозную принадлежность таким образом», — сказал он. «Они сказали нам, что не считают себя рожденными свыше/евангелическими христианами. Они не сказали нам, что относят себя к одной из основных деноминаций».
Что касается основных деноминаций, то в их церквях в последние годы наблюдается общее снижение числа членов. Данные PRRI свидетельствуют о том, что ситуация может измениться, но даже если это не так, основные деноминации еще не отказались от своего голоса на общественной площади, особенно когда речь идет о либеральном активизме: Оба сопредседателя влиятельной кампании «Бедные люди» — преподобный Уильям Барбер и преподобная Лиз Теохарис — принадлежат к мейнлайн-традициям (Disciples of Christ и PCUSA, соответственно).