Laudato Si’ призывает нас к радикальному изобилию через экономическую «деградацию»

Главное Диалог

Дегроутинг, или отсутствие экономического роста — это, возможно, самая недооцененная мысль энциклики Папы Франциска «Laudato Sí’, о заботе о нашем общем доме». Франциск пропагандирует уменьшение роста, потому что «окружающая среда является одним из тех благ, которые не могут быть адекватно сохранены или поддержаны рыночными силами».

Но что такое «уменьшение роста»? Сокращение роста начинается с вопроса, поднятого французским ученым Андре Горцем в начале 1970-х годов: «Совместим ли баланс Земли, для которого отсутствие роста — или даже деградация — материального производства является необходимым условием, с выживанием капиталистической системы?».

Этот вопрос поднимает проблему узды, в которой сейчас оказался глобализированный мир: Мы не можем добиваться капиталистического или даже «зеленого» роста и одновременно обратить вспять процесс разрушения экологических сообществ.

Дегроутинг, альтернативный способ существования, ориентированный на радикальное изобилие, начал зарождаться 50 лет назад с исследования Римского клуба 1968 года «Пределы роста», в котором были зафиксированы разрушительные экологические последствия неослабевающего экономического роста.

Хотя Римский клуб пришел к выводу, что нынешняя близорукая ориентация на экономический рост неустойчива, к нему присоединились другие ученые и активисты, которые сформулировали парадоксальные способы жизни в радикальном изобилии и гармонии с планетой без экономического роста.

В своем недавнем учебнике по деградации «Меньше — значит больше: Как деградация спасет мир» экономический антрополог Джейсон Хикель объясняет:

Деградация, или сокращение роста, начинается как процесс принятия меньшего. Но в конечном итоге он открывает целые просторы возможностей. Оно переводит нас от дефицита к изобилию, от добычи к регенерации, от господства к взаимности, от одиночества и разделения к соединению с миром, который кипит жизнью».

Рост ради самого роста, сетует Хикель, создает больше «зла, чем богатства», когда постоянное стремление к росту в странах с высоким уровнем дохода приводит к росту неравенства и нестабильности, стресса и депрессии от перегруженности работой, а также к увеличению загрязнения окружающей среды и ухудшению здоровья.

В «Laudato Si'» Франциск признает, что противоречие между экономическим ростом и экологическим балансом Земли «нельзя считать прогрессом», поскольку слишком часто «качество жизни людей фактически снижается — из-за ухудшения состояния окружающей среды, низкого качества продуктов питания или истощения ресурсов — в разгар экономического роста».

Мы должны найти другой путь. Настало время «принять снижение темпов роста в некоторых частях мира», — советует Франциск, — «чтобы обеспечить ресурсы для здорового роста в других местах».

Мы склонны не замечать, как экономический рост приносит убывающую отдачу. Например, существуют десятки стран, которые достигают более высокой продолжительности жизни при значительно меньшем доходе, чем США, включая Японию, Южную Корею, Португалию и даже Европейский Союз, доход которого примерно на треть меньше, чем у США.

Одной из проблем роста является наша зависимость от обманчивого показателя, называемого валовым внутренним продуктом (ВВП). Дегроутинг — это не отрицательный ВВП. Сокращение роста стремится создать экономику другого типа и совершенно другой образ жизни. ВВП ошибочно считает затраты — такие как строительство тюрьмы, содержание в ней большего числа людей и очистка загрязнения — выгодами.

Нам нужен другой показатель благосостояния. Например, показатель подлинного прогресса (GPI) включает не только ВВП, но и негативные результаты экономического роста, такие как деградация ресурсов, чтобы оценить общую выгоду для общества.

Экономисты дегроутинга используют другой визуальный образ для передачи своей цели. Цель состоит не в том, чтобы сделать пресловутого экономического слона стройнее, а в том, чтобы превратить слона в улитку, как выражается международный консорциум, посвященный дегроуту, в который входят католические организации. Превращение слона в улитку означает создание экономического метаболизма в гармонии с разнообразными экологиями, которые служат полному процветанию всех наших человеческих и нечеловеческих родственников.

Термин «деградация» используется как способ деколонизации нашего мышления, то есть перехода от предположения, что существует только один способ мышления — рост, и отказа от ценностей господства и эксплуатации к ценностям конвивиальности, сотрудничества и взаимовыручки.

Возможно, как это ни парадоксально, но деградация — это не жизнь в нищете, как у Скруджа, а жизнь в радикальном изобилии Божьего творения.

Французские и итальянские термины для обозначения деградации, décroissance и decresita, соответственно, возможно, более полезны, потому что они вызывают экологическое воображение у французов и итальянцев, поскольку эти слова означают «река, возвращающаяся к своему обычному течению после наводнения».

В то время как капитализм стремится контролировать и извлекать стоимость из паутины экологических отношений, создающих жизнь, многие культуры, которые современный Запад считает «примитивными», празднуют радикальную взаимозависимость и взаимовыручку в разнообразных сетях жизни.

У анишинаабегов, чьи исконные земли находились на северо-востоке Америки (ныне Канада), есть слово minobimaatisiiwin, которое означает «непрерывное возрождение взаимных и циклических отношений между человеком и другими живыми существами». В южноафриканских регионах в языках банту есть слово ubuntu, означающее самореализацию человека через единство, а в языках шона — ukama, которое указывает на «взаимосвязь всего космоса, включая биофизический мир». Китайский термин shi-shi wu-ai и маорийский термин mauri выражают «взаимосвязанность через всю жизненную силу космоса». (Эти термины взяты из книги Раджа Пателя и Джейсона Мура «История мира в семи дешевых вещах: Руководство по капитализму, природе и будущему планеты).

Возможно, как это ни парадоксально, деградация — это не жизнь в нищете, как у Скруджа, а жизнь в радикальном изобилии Божьего творения. Есть и священное видение деградации, прежде всего, древнееврейский закон юбилея (Левит 25), который призывает к списанию долгов каждый седьмой год. В эпоху экологического опустошения Хикель приветствует предложения Юбилейной кампании по списанию долгов как «жизненно важный шаг к экологической устойчивости».

Проблема жизни по ценностям потребительства и бесконечного экономического роста заключается не только в том, что наши экономические ценности нарушают любовь к Богу и ближнему, но и в том, что сам рост разрушает Божье творение и всю жизнь, какой мы ее знаем.

Дегроутинг предлагает другой путь, который празднует радикальное изобилие всего Божьего творения, заботясь обо всех наших родных и неродных людях.

Алекс Микулич

антирасистский римско-католический социальный этик и активист.

NCR

Расскажите друзьям