Новые правила для старой литургии, или внезапная смена курса?

Главное Диалог

Решение Папы означает, что, как это ни парадоксально, лучше быть «нелегальным» традиционалистом, чем «легальным». В этой ситуации лефевристы примут новых верующих, оттолкнутых Ватиканом, с распростертыми объятиями.

Несколько недель назад я писал, что в разнообразной Церкви есть неф (вытянутое помещение, часть интерьера, обычно в храмах типа базилики — прим. пер.) для традиционалистов. Своим последним motu proprio Папа Франциск оттолкнул тех верующих, которые придерживаются старой литургии. К сожалению, он может оказаться пустым и, конечно, несколько заброшенным.

16 июля Святой Престол издал motu proprio «Traditionis custodes», которое заново регулирует доступность старой литургии в Церкви. Оно регулирует, но на самом деле радикально ограничивает. И делает это незамедлительно. Это результат консультаций Ватикана с епископами по поводу восприятия документа Папы Бенедикта XVI «Summorum Pontificum» 2007 года, который «освободил» старую литургию и стал толчком для кругов Католической Традиции.

В приходских церквях без тридентской мессы

Согласно новым правилам, «литургические книги, обнародованные святыми папами Павлом VI и Иоанном Павлом II в соответствии с постановлениями Второго Ватиканского собора, являются единственным выражением lex orandi Римского обряда», что означает, что экстраординарная форма Римского обряда была де-факто отменена. Папа Франциск постановил, что разрешение на использование миссала, отредактированного Иоанном XXIII в 1962 году, может быть дано только епархиальным епископом.

Прежде чем дать такое разрешение, рядовой должен убедиться, что «эти группы не исключают действительность и легитимность литургической реформы, предписаний Второго Ватиканского собора и Магистериума Пап». Епископ также должен назначить делегата, который будет отвечать «за священнодействия и пастырское попечение этих групп верующих». Епископам также следует позаботиться о том, чтобы «не допустить создания новых групп». Это явное указание на то, что целью Папы Франциска является уничтожение старой литургии и работа над ее естественной смертью.

Однако наиболее прямолинейным кажется второй абзац третьего раздела документа, в котором говорится, что если епископ согласится праздновать реформаторскую мессу, существовавшую до Павла VI, он должен назначить место, где может проходить Евхаристия, но она не может совершаться в приходских церквях. Он также включает запрет на создание новых персональных приходов.

Такая форма папского решения показывает традиционалистам дверь на выход. Закрыть приходские церкви для старой мессы — значит вернуться к ситуации, сложившейся сразу после реформы литургии в начале 1970-х годов.

В документе также ясно сказано, что «священники, рукоположенные после публикации данного motu proprio, которые желают совершать богослужения по «Missale Romanum» 1962 года, должны обратиться с официальной просьбой к епархиальному епископу, который проконсультируется со Святым Престолом, прежде чем дать разрешение». Поэтому кажется, что повествование о децентрализации, которое так сильно подчеркивалось во время понтификата Франциска, в данном случае неприменимо. Те пресвитеры, которые, в свою очередь, уже совершают старую мессу, должны обратиться к епархиальному епископу за разрешением продолжать пользоваться этими полномочиями.

Защита единства Церкви?

Когда речь идет об оценке намерений Папы Франциска, мы находимся в довольно удобном положении, поскольку он сам изложил их в письме к епископам всего мира. Из его содержания ясно, что цель Ватикана — «вернуться к единой форме священнодействия». Папа также пишет, что при издании motu proprio он руководствуется «заботой о благополучии тех, кто укоренился в прежней форме священнодействия и нуждается во времени, чтобы вернуться к римскому обряду, провозглашенному святыми Павлом VI и Иоанном Павлом II», таким образом, предполагая, что его конечное намерение — полностью ограничить доступ к старой литургии. Он также дает указание епископам «прекратить возведение новых персональных приходов».

Франциск объясняет решения Иоанна Павла II и Бенедикта XVI о разрешении совершать Тридентскую мессу желанием преодолеть раскол, вызванный лефевристами. Это упрощение, которое, кажется, не учитывает, что Папа Ратцингер, в частности, подчеркивал важность существования старой литургии как таковой. «Summorum Pontificum» — документ предыдущего Папы — был призван не только поощрить традиционалистов к полному общению с Ватиканом, но и одновременно был признанием того, что так называемая Тридентская Месса никогда не была отменена и что для нее есть особое место в Церкви. Но Франциск настаивает на том, что сегодня защита единства Церкви требует от него отменить разрешения, данные его предшественниками. Курс был изменен внезапно и резко.

«К сожалению, пастырская цель моих предшественников, которые намеревались сделать все возможное, чтобы все, кто действительно желал единства, могли оставаться в этом единстве или вновь обрести его, часто серьезно игнорировалась. Возможность, предоставленная святым Иоанном Павлом II и, еще более щедро, Бенедиктом XVI, которые стремились восстановить единство Церкви, принимая во внимание различные литургические чувствительности, была использована для углубления разделений и усиления расхождений», — оценивает Франциск.

По словам Папы, за старой литургией очень часто скрывался более или менее скрытый скептицизм по отношению к учению Второго Ватиканского Собора, что способствовало отсутствию единства в Церкви. «Тесная связь между выбором празднования по литургическим книгам до II Ватиканского Собора и отвержением Церкви и ее институтов становится все более очевидной в словах и отношении многих, кто считает себя «истинной Церковью». Это поведение противоречит общению и разжигает раскол», — говорится в папском письме к епископам.

Конечно, верно, что среди традиционалистов существует заметный дефицит «симпатии» к реформированной литургии, и это проблема. Часть этой среды, если у них нет доступа к старой Мессе, может вообще отказаться от посещения Евхаристии. Это должно вызвать включение сигнальной лампы. Ведь продолжение Жертвы Христа происходит не только в рамках определенной формы ритуала. И, в конечном счете, мы приходим в церковь не только по эстетическим причинам — хотя эстетика и вид духовности, которые следуют за старой литургией, безусловно, помогают многим верующим глубоко переживать веру.

Разделения и отсутствие уважения к новой Мессе, безусловно, должны быть противопоставлены правильному формированию этих кругов. Полная свобода, даже литургическая свобода, введенная Бенедиктом XVI — как и ожидалось — привела к росту беспорядка. Только то, что нынешняя попытка привести ситуацию в порядок означает выбор пути фактического исключения традиционалистов. Это противоречит инклюзивной риторике Папы Франциска, который говорит о Церкви как о «постоянно растущем мы». Вместо того, чтобы найти другие способы уважать литургическое разнообразие, были применены административные ограничения.

Папа в некоторой степени прав

Франциск отчасти прав в своем диагнозе ситуации. В кругах католической традиции нет недостатка в людях, которые оспаривают положения Второго Ватиканского собора. Даже сами традиционалисты признают это. Одни с грустью, другие с удовлетворением. Трудно не заметить, что Чрезвычайной формы Римского обряда придерживалась группа радикалов, которые, подчеркивая свое пристрастие к старой литургии, открыто ставили под сомнение авторитет Папы. К сожалению, такие люди наносят большой вред сообществу Традиции, потому что прикрывают свое духовное расстройство старой литургией.

Конечно, Папа хотел нанести удар не по самой старой литургии, а по очевидным злоупотреблениям этой группы католиков. Только вот, он рикошетом зацепил благочестивых верующих, чья деятельность будет сильно затруднена со дня на день. Вместо того чтобы пойти по пути лучшего формирования этих кругов, был выбран вариант… ампутации. И это, похоже, не решает проблему.

Сам факт того, что Рим занялся этой темой, совсем не удивителен. В конце концов, Старая Месса не совершается в епархиальных семинариях. Священники часто изучают его в группе энтузиастов. Этот способ не должен быть универсальным. Поэтому потребовались новые правила, чтобы серьезно относиться к Тридентской мессе и официально подготовить духовенство к ее празднованию.

Спор идет не о том, что Папа хочет ткнуть пальцем в тех, у кого есть проблемы с верностью Святому Престолу и учению Второго Ватиканского собора, и не о том, что необходимо пастырское упорядочение кругов Традиции. Негативные комментарии связаны с тем, что Франциск, пытаясь дисциплинировать традиционалистов, использовал методы, которые только усугубят существующие искажения, при этом значительно усложнив доступ к литургии, которая для многих людей была и остается священной на протяжении веков. Эффект будет полностью противоположным тому, что было задумано. Разделение будет углубляться.

Удар по традиционалистам

Несомненно, «Traditionis custodes» — это мощный удар по традиционалистам. Неожиданный, внезапный и… нелогичный удар. Слухи о возможном сокращении или отмене «Summorum Pontificum» циркулировали в течение нескольких месяцев. Однако я сам был среди тех, кто очень скептически отнесся к этой неподтвержденной информации. Если проанализировать предыдущие решения Папы Франциска в отношении традиционалистов, то следует признать, что они были на удивление позитивными даже в отношении Священнического братства Святого Пия X (FSSPX), лефевристов, у которых, в конце концов, нет упорядоченного канонического положения.

На время Года милосердия Папа Франциск предоставил Братству юрисдикцию исповеди. «Я указую и постановляю, что те, кто в течение Святого года милосердия примет таинство примирения от священников Братства Святого Пия X, получат действительное и законное отпущение грехов», — написал Франциск. В 2016 году в своем апостольском послании «Misericordia et misera» Папа Римский продлил на неопределенный срок право Братства отпускать грехи в таинстве исповеди, а годом позже Ватикан принял решение «предоставить ординариям возможность делегировать полномочия принимать брачные обеты верующим, которые доверили себя пастырской заботе Братства».

Это было сенсационное и историческое решение и, в то же время, радикальное изменение по сравнению с предыдущими решениями, которые утверждали прямо противоположное. Сегодня, как это ни парадоксально, получается, что лучше быть «нелегальным» традиционалистом, чем «легальным». Я убежден, что в этой ситуации Священническое братство Святого Пия X с распростертыми объятиями примет новых верующих, отвергнутых Папой.

Трудно представить, что Франциск не знает о таком сценарии. Неудивительно, что большинство традиционалистов восприняли новое motu proprio как четкий сигнал Ватикана: «Вы нам не нужны». Если посмотреть на это сообщение с человеческой точки зрения, то оно просто печально, особенно в контексте всего учения Папы Франциска, подчеркивающего развитие пастырской заботы обо всех. Традиционалисты, похоже, исключены из этой схемы.

Литургическое разнообразие

Таким образом, мы являемся свидетелями действительно значительного парадокса. Папа, который очень часто подчеркивает, что разнообразие Церкви — это ее богатство, решил обрубить литургические корни, которые в течение нескольких сотен лет вросли в католическую духовность. Здесь трудно найти последовательное уважение к разнообразию.

Трудно найти последовательность в позиции, согласно которой плюрализм религий угоден Богу, а разнообразие в литургии — нет. У меня сложилось впечатление, что Франциск приложил много сил (и справедливо!) для проведения межрелигиозного и экуменического диалога, но пренебрег (ошибочно) отношениями именно с окружением Традиции. Мы достигли ситуации, когда в приходской церкви можно проводить экуменические службы и концерты, но празднование традиционной литургии запрещено.

Возможно, стоит задуматься о том, почему старая Месса сегодня становится все более популярной и привлекает новых верующих, а также является источником призвания священников. Ни в motu proprio, ни в письме к епископам мира эта тема не содержится. Жаль, потому что у меня сложилось впечатление, что окружение Традиции было оценено очень поверхностно. Недостатки, о которых мы все давно знали, были замечены, но духовность и рвение, которые отличают католиков, связанных со старой литургией, были полностью проигнорированы.

Иоанн Павел II и Бенедикт XVI — через документы «Ecclesia Dei» и «Summorum Pontificum» — выбрали путь понимания и взаимного знакомства с традиционалистами. Франциск нашел этот путь бесплодным. Он настаивает на том, что реформированная Месса Павла VI также коренится в Традиции, и все, кто привязан к экстраординарной форме, должны приложить усилия, чтобы узнать об этом. В богословском плане интригует тот факт, что для Бенедикта XVI две формы одного и того же обряда (с их важными различиями) являются взаимодополняющими и совместимыми, в то время как для Франциска они непримиримы.

Папа стукнул кулаком по столу и радикально изменил наше представление о римской литургии. Через несколько лет или около того нам придется судить о последствиях этого решения. Будет ли «Traditionis custodes» влиять на единство Церкви лучше, чем «Summorum Pontificum»? Безусловно, motu proprio 2007 года было инклюзивным, в то время как нынешнее является исключающим.

Церковь разнообразна. Она имеет различные обряды, и официально говорят о создании амазонского обряда, чтобы литургия соответствовала культуре этого региона, но в то же время доступ к форме, через которую все больше и больше верующих находят свои отношения с Богом и углубляют их, ограничен. Это нелогично и вредно для традиционного крыла Церкви. Однако его следует принять как попытку послушания и доверия к тому, что Святой Дух направляет Церковь. Однако эта попытка кажется абсурдной и совершенно ненужной, и ее последствия для Церкви могут быть очень печальными, потому что единство в многообразии, к сожалению, было серьезно подорвано, а не защищено.

Михал Юзвяк

журналист, главный редактор портала misyjne.pl. Окончил философский факультет Университета Адама Мицкевича. Он сотрудничает с радио «Эмаус», где ведет программу «Два нефа», и со службой «Onet Religia». Ранее он публиковался, в частности, в «Przewodnik Katolicki».

Источник:   Więź.pl

Расскажите друзьям