Ограничение папой тридентской мессы: комментарий священника

Колонки

Папа Франциск вновь ограничил празднование мессы по Тридентскому обряду и постановил, что постконцилиарные литургические книги являются единственным выражением церковного способа молитвы по Римскому обряду.

Почему он так решил? В письме он утверждает, что это не проявление прихоти или неприязни к тем верующим, которые предпочитали доконцилиарную форму празднования Мессы. Мы читаем, что это было сделано из заботы о единстве и общении Церкви после предварительного обсуждения и консультаций с епископами.

Точно таким же мотивом руководствовался Бенедикт XVI — единство Церкви. И интересно, что два Папы пришли к разным выводам.
Поскольку Франциск пытается таким образом защитить единство Церкви, это означает, что время показало, что благонамеренная реформа Бенедикта XVI, вероятно, начала приносить плохие плоды. Конечно, не по вине Бенедикта. А что можно считать этими плохими фруктами? Мы не узнаем об этом непосредственно из документа Франциска. Косвенно — да.

Мне кажется, что произошло то, что те, кто хотел Мессу по старому обряду, в то же время хотели вернуться к Церкви до II Ватиканского Собора. И Бенедикт постановил, что он только восстанавливает форму Мессы, но не отменяет постановления II Ватиканского собора. Вместо этого, очевидно, произошло так, что Чрезвычайный Тридентский обряд был использован как молоток против Второго Ватиканского Собора, который обвиняют в том, как обстоят дела в Церкви сегодня.
А это очень сильно разделяет церковное сообщество и способствует не единству, а разъединению. Поэтому если кто-то отвергает II Ватиканский собор, он не может продолжать считать себя католиком. В Польше эти тенденции сильны. Но они есть и в США, и в других странах.

Не слишком ли это суровое решение? Не следует ли нам сохранить обе формы без этих дополнительных разрешений и ограничений? Может, и так. Но этот вопрос схож с вопросом о форме принятия Святого Причастия. Проблема не в том, что существует две формы его получения: через рот и в руку. Эта свобода и право выбора должны быть сохранены. Проблема начинается тогда, когда те, кто предпочитает одну форму, начинают обвинять своих братьев и сестер в ереси, презирать и ненавидеть их. И это, к сожалению, происходит. И это также происходит устами епископов и пресвитеров. И это разделяет Церковь.

Если нечто подобное происходило под влиянием разрешения экстраординарного обряда, и вдобавок к этому поощрялось возвращение и видение Церкви до II Ватиканского собора, то я поддерживаю и понимаю решение Франциска. Вопрос о принятии Собора стоит выше, чем вопрос о форме принятия Святого Причастия. Второй Ватикан на самом деле трудно принять, а с другой стороны, некоторые богословы и духовенство неправильно его поняли. Но Собор не виноват в том, как обстоят дела в Церкви сегодня.

Свящ. Дариуш Пиорковский SJ

FB

Расскажите друзьям