Добрый вечер, в ходе изучения Реформации мне пришел в голову вопрос: Мартин Лютер, который много «страдал» от идеи дьявола и ада, пока не нашел для себя милосердного Бога, отверг идею ада в конце своего познания. Однако в сочинениях вплоть до XVIII века неоднократно встречаются трактаты на тему ада. Когда протестантская церковь официально отказалась от идеи ада и чистилища? Католическая церковь и сегодня знает чистилище и ад, но мы, протестанты, дистанцировались от них. Спасибо за информацию. Симона.
Дорогая Симона,
Если вы внимательно посмотрите, протестантская церковь не «упразднила» ад и по сей день. Идея чистилища как места, где очищаются души умерших, была отвергнута реформаторами, но ад — это нечто иное. Он считается местом вечного наказания для нечестивцев. Так написано в Аугсбургском исповедании, которое и сегодня остается актуальным для протестантской церкви:
Артикул 17: О втором пришествии Христа, как Судии. Также они учат, что в Конце Света Христос вновь придет, как Судия, и воскресит всех мертвых. Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки. Наши церкви осуждают анабаптистов, полагающих, что будет конец наказаниям осужденных и порочных людей.
«Официально», таким образом, ад все еще существует как место, куда попадают те, кто не устоит на Страшном суде. Таким образом, верит ли человек в ад или нет, решает вопрос о том, верит ли он в так называемый «двойной исход суда», или верит ли он во «всеобщее примирение» (апокатастасис). Для обоих богословских направлений есть веские библейские причины. В конце концов, в Библии Иисус совершенно ясно сказал, что на Страшном суде «овцы будут отделены от козлов». (Матф. 25:33). С другой стороны, Павел в нескольких местах говорит о том, что Бог милостив ко всем людям. (Рим 11:32, Кол 1:15-20 и Еф 1:10). На протяжении всей истории церкви «мейнстрим» в основном придерживался идеи о двойном исходе суда. Например, если Ориген в III веке еще отстаивал идею вседостаточности искупления, то Августин в V веке отверг ее, а в VI веке двойной исход суда стал общецерковной доктриной.
Всепримирение неоднократно обосновывалось и преподавалось разными богословами. После Реформации эта концепция обсуждалась в основном в пиетистских кругах. Однако здесь также было подчеркнуто, что это не официальное мнение. С 20-го века богословы как протестантской, так и католической церквей критикуют простое принятие идеи о том, что ад — это место мучений. Они указывают на то, что Библия говорит образами и не хочет, чтобы все понималось буквально. Вот почему католическая церковь теперь официально описывает ад иначе: в Катехизисе Римско-католической церкви говорится: «Умереть в смертном грехе, не покаявшись и не приняв милосердной любви Божией, означает навсегда остаться по своему свободному выбору в разлуке с Ним. Это состояние окончательного самоисключения из общения с Богом и блаженными называется «ад». (Катехизис Католической Церкви, часть первая, раздел второй, глава третья, статья 12, IV). Ад, таким образом, — это самоизбранное удаление от Бога. Это скорее состояние, чем место.
Протестантские богословы 20-го и 21-го веков идут по схожему пути. Некоторые также думают о всеобщем примирении. Интересно, однако, что они избегают делать из этого доктрину. Аугсбургское исповедание не тронуто. Тем временем, однако, появляется все больше богословов, которые учат и проповедуют всеобщее примирение. Сторонники этой доктрины ссылаются прежде всего на бесконечную доброту и милосердие Бога, которые находятся за пределами нашего понимания и которыми мы не можем распоряжаться.
Противники учения о всеобщем примирении утверждают, что ответственность каждого отдельного человека не воспринимается достаточно серьезно, если допустить, что в конечном итоге все люди все равно примирятся с Богом.
Вы видите: Ад не отменен, но представление о нем изменилось, более того, о нем размышляют снова и снова.
С наилучшими пожеланиями пастор Франк Мухлинский
Evangelisch.de